Классный час "Города герои"
классный час (3 класс) на тему

Балышева Наталья Викторовна

Конспект классного часа, посвященного Дню Победы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Города герои.

О Великой Отечественной войне написано очень много книг. Это очень разные книги: о героях Великой Отечественной войны, о военных сражениях, о городах-героях.

-Какие книги вы читали? (ответы детей)

Книги, о которых вы говорили-это художественные произведения, истории, записанные в обработке автора. Но есть еще и документальные книги: в основе содержания книг лежат факты о  событиях Великой Отечественной войны, документы, фотографии. И из художественных, и из документальных книг люди могут узнать правду о Великой Отечественной войне.

-Какие книги, на ваш взгляд, раскроют более достоверную правду? (ответы детей)

Документальные книги помогают нам сделать правильные выводы о военных событиях, их причинах и событиях, о их последствиях.

-Послушайте отрывок из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии запаса И.Стрельбицкого о курсантах Подольского училища. «Мне удалось видеть немало атак. Не раз и самому пришлось пережить тот момент, когда из окопа, который в ту минуту кажется самым безопасным местом, подниматься в рост навстречу неизвестному. Я видел, как идут в атаку и новобранцы и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить или выжить! Но те курсанты… через несколько дней я с этими ребятами дрался плечом к плечу и ходил в атаку вместе с ними. Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь у каждого на устах одно: «За Москву!» Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стремительные, не остановишь ничем! Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все…»

-Это отрывок из документа.

-Какие слова вам были непонятны?

Какую информацию вы получили из данного документа? (Ответы детей)

-Можно ли по содержанию документа сказать, за какой город шла борьба?

Действительно, немецкая армия была очень близка от Москвы. У Гитлера был план под названием «Барбаросса», ставивший цель захватить Советский Союз до первого листопада. Но благодаря героической обороне и мужественному сопротивлению советских солдат план Гитлера был сорван. Первые военные месяцы были самыми страшными, в это время можно было потерять все: и свою жизнь, и свою страну. Советские войска отступали, оставляя деревни, города. У наших войск не хватало техники, а та, которая была, достаточно проигрывала немецкому вооружению; не хватало лекарств, не хватало людей; многие военные, которые были очень талантливы, были репрессированы, то есть изолированы, оторваны от общественной жизни посажены в тюрьму, сосланы в лагерь. Кроме того, Сталин, привыкший за годы своего правления единолично принимать решения и требовать их бесприкословного выполнения, в первые дни войны молчал, он никак не мог поверить в предательство Гитлера. Его (Сталина) подчиненные , военные руководители боялись принимать самостоятельные решения. Следовательно, в первые дни войны в военные части четких, разумных, своевременных приказов не поступало. В армии, да и среди гражданского населения началась паника, неорганизованность. Командирам частей приходилось действовать по ходу боевых действий, принимать самостоятельные решения, что до войны запрещалось делать. Поэтому действия многих командиров были неуверенны, нерешительны, в результате военные части попадали в окружение и несли огромные потери. Гитлер сумел продвинуться далеко по нашей территории, благодаря ошибкам и просчетам нашего командования. К октябрю 1941 г. немецкие войска подошли к Волге и рассчитывали к концу октября взять Москву. Все жители Москвы вышли создавать оборонительные сооружения. По документу, с которым мы познакомились, мы можем судить, что в боях за Москву принимали участие даже курсанты. Этим ребятам было 15-17 лет. По воспоминаниям генерал-лейтенанта Скребицкого, можно понять насколько сложной и тяжелой была обстановка в Москве (16 октября немецкие мотоциклисты были в 15 км от Кремля) и насколько высок был дух защитников  Москвы, они были уверены, что защитят столицу и ничто не могло их остановить. Это невозможно себе представить: человек противопоставляется танку. У немецких солдат было все, а у русских  солдат- вера и мужество, у русских солдат было только это… и Родина за спиной. В данный момент не нужны были приказы. Москву отстояли.

-Что же остановило немецкую армию?

Москва не сдавалась, а немецкие войска потеряли силы.В конце ноября гитлеровское наступление было остановлено. Немецкие военначальники  винили в этом сильные морозы, выводившие из строя моторы, отсутствие зимнего обмундирования, однообразную тактику военных действий. Но главным была решимость советских войск отстоять город. И еще один немаловажный момент. Осенью 1941г, когда в боях под Москвой решалась судьба всей страны, Советскому Союзу угрожало нападение Японии. В Японии была проведена большая разведовательная работа советским разведчиком Рихардом Зорге. Им в октябре 1941 года были переданы советскому командованию перевести советские части с западной границы под Москву, что сыграло большую роль в битве за этот город. Если показать ход военных действий на карте (показ), то вы увидите, что военные действия охватили очень большую территорию. В то время, как шло сражение под Москвой, северные немцы блокировали Ленинград. Москву Гитлер планировал взять силой а Ленинград-голодом. Блокада Ленинграда  началась 8  сентября 1941 г и длилась 900 дней.

-В каком году была снята блокада Ленинграда? (900 дней-это2,5 года. Блокаду сняли  в 1943 году.)

Сейчас уже не осталось очевидцев этой блокады, людей, живших в то время в Ленинграде. И понятно почему. Мы можем узнать о тех блокадных годах только по сохранившимся документам, напечатанным в книгах, да и документов не так много. В годы блокады в Ленинграде жила девочка Таня Савичева. Таня в те трудные, голодные годы вела дневник, который сохранился и до наших дней. Послушайте отрывок из этого дневника.

«Женя умерла 28 декабря в 12 .30 часов утра 1941 год». Женя сестра Тани.

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра  1942 год». Лека-брат Тани.

«Бабушка умерла 28 января в 3 ч.дня 1942год.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 год»

«Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 год»

«Савичевы умерли». «Умерли все» «Осталась одна Таня»

Таню спасли, эвакуировали при прорыве блокады. Но здоровье ее было подорвано, и она умерла уже будучи в эвакуации. Остался только ее дневник.

-Можем ли мы сделать выводы по этим записям, как жили люди в блокадном Ленинграде? (ответы детей)

Смерть стольких родственников почти что в один год не бывает случайной, на то есть причины. Причина в данном случае –голод, которым Гитлер хотел заморить советских людей. На человека в день давали кусочек хлеба со спичечный коробок. Это около 125 грамм.

«125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса Ольга Бергольц-сама пережившая блокаду. Таких семей, как Савичевы, было в Ленинграде очень много. Но город выстоял.

Сейчасмы прочитаем отрывок из книги в. Ефетова «Девочка из Сталинграда» (так раньше называли Ленинград). Это ххудожественное произведение. События, о которых говорится в книге, происходили на самом деле в Сталинграде. В этой же книге рассказывается о штурмовой группе сержанта Павлова, о которой я сказала раньше. Отрывок так и называется «Дом Павлова».

3.Первичное чтение.

Начинает учитель, продолжают ученики.

4. Словарная работа.

Выслушиваются вопросы учащихся по содержанию текста. Затем учитель предлагает ребятам объяснить значение слов:

Лететь ничком- спрятать голову и прижавшись к земле.

Буравить тротуар-кругообразными, вращательными движениями вминать землю.

5. Анализ прочитанного отрывка.

-Зачитайте отрывок, в котором говорится какой приказ получил сержант Павлов.

Сержант Павлов под пулями немецких пулеметчиков спас девочку. Это не було для него подвигом,это он считал своим долгом.

6. Сталинградское сражение. 19 ноября 1942 года. Великая Отечественная война завершилась 9 мая 1945 года. Эта война вошла в историю как 2 мировая война.

-От кого же зависит мир на нашей земле? (ответы учеников)

У Р. Гамзатова есть стихотворение, в котором выражается яркий протест войны.

Я не хочу войны

Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось...
Для больной нелёгок труд,
Всё ей, бедненькой, казалось –
Журавли её спасут.
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.

Расул Гамзатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС "Герои Сталинградской битвы"

Герои Сталинградской битвы (конкурсная программа) Цель:      Способствовать воспитанию патриотизма у учащихся на примерах    подвигов советских ...

Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее"  содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего  Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

классный час "Герои- антифашисты".

Рассказ о юных героях антифашистах. Подборка стихов....

классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час разработан для учащихся 4 классов....

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...