Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.
статья по теме
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе к дошкольной подготовке. В организация адаптивной образовательной среды в МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» созданы условия для преемственности дошкольного и начального образования.
Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса».
Мнение родителей и педагогов к уровню подготовки детей к школе различны. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это будет залогом их успешной учебы.
Реализуя программу стандартов нового поколения,мы понимаем, что будущие первоклассники в течении учебного процесса должны овладеть УУД ( компетентности : определенным набором знаний, уметь общаться и взаимодействовать в коллективе. Поэтому уже занимаясь с детьми в «Школе будущего первоклассника», в процессе подготовки педагоги уделяют большое внимание на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.
Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества нашей школы и «Детский сад № 1» «Детский сад № 9». Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по реализации программы работы с будущими первоклассниками. Результатом таких деловых встреч является разработка модели индивидуальной траектории развития каждого ребёнка, совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.
Организация предшкольной подготовки определяет следующие задачи:
- психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста и их родителей;
- выявление индивидуальных способностей детей для того, чтобы в дальнейшем сориентировать их родителей в выборе одной из реализуемых в школе образовательных программ: «Школа 2100» и «Школа России»;
- модифицирование содержания,методов и форм дошкольного образовательного процесса в условиях образовательного учреждения через создания групп кратковременного пребывания детей.
Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей). Организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
- Интеллектуальная готовность.
- Личностная и социально-психологическая готовность.
- Эмоционально-волевая готовность.
- Физическая готовность.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе процесс обучения подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, работа по программе школы будущего первоклассника позволяет выстраивать процесс по индивидуальным маршрутам, направленных на:
* развитие любознательности;
*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности мы рассматриваем с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Основными идеями при организации работы в рамках "Школы будущего первоклассника" с нашей точки зрения является:
* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
*формирование психологической готовности к школе;
*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
*создание новых творческих мастерских и проектов.
Коллектив педагогов, работающих с дошколятами в своей работе опираются на 4 основных принципа:
- принцип деятельности (обеспечивает всестороннее развитие детей.Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков).
- принцип минимакса (обеспечивает индивидуальный путь каждого ребёнка. Успешность обучения достигается за счёт формирования у ребёнка желания и умения преодолевать трудности.)
- принцип комфортности (обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей.Принцип является необходимой составляющей работы с детьми.)
- принцип непрерывности(обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.)
Развитие способностей ребенка осуществляется в различных видах деятельности:на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Ребята учатся в различных ситуациях выявлять проблему, искать пути её решения, выслушивать мнения других, находить правильное решение. Большое внимание уделяется формированию норм социального и культурного поведения в группе.
Результатами предшкольной подготовки отслеживаются по следующим показателям:
- сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического);
- развитие творческих начал ребенка;
- успехи в учебной деятельности.
Учителями начальных классов, в которые поступали выпускники МДОУ «Детский сад № 1»,№ 9» отмечается, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности.
Анализируя учебную деятельность в процессе обучения 1 класса( выполнения диагностических работ по четвертям, активное участие во внеурочной деятельноти, межличностные отношения в группе детей и классе уровень сформированности культуры поведения, высокую мотивацию в учебной деятельности свидетельствует о качественной предшкольной подготовке детей основанной на тесном сотрудничестве детского сада и школы.
Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
Литература
1.Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.
2.Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №11 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...
Преемственность между детским садом и школой
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...
План работы по преемственности между детским садом и школой
Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...
Проблемы преемственности между детским садом и школой
Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...
выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"
Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития.Главное выработа...