ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА «РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»
статья (3 класс)
Проект используется для духовного возрождения народа ,использую нравственную культуру предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА
«РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»
(экспериментальная площадка)
МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый, Саратовской области
Руководители: Бударина Полина Николаевна-учитель нач. классов
Голюкова Алёна Яковлевна -учитель нач. классов
Михалкина Ольга Васильевна-учитель нач. классов
Название проекта: «Русские национальные традиции»
Социально- значимая проблема – русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Цель проекта – использование для воспитания подрастающего поколения, для духовного возрождения народа огромного нравственного потенциала, сконцентрированного в русской национальной культуре, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.
Задачи проекта – 1. Показать школьникам всё многообразие культурной жизни нации в определенной системе, в развитии от простого к сложному.
2. Раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа, процесс непрерывного совершенствования его высоких этических и эстетических идеалов.
3. Вызвать у детей чувство удивления, восхищения талантом, мастерством народа, желание узнать, еще больше и лучше, дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.
4. Формировать устойчивый интерес к своему народу его истории, быту, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождения и процветания.
5. Ознакомить учащихся с отдельными направлениями народного творчества: с устным творчеством, песенным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, с некоторыми видами художественных изделий.
6. Привить учащимся простейшие исполнительские навыки в декламации, пении, в области прикладного искусства.
7. Раскрыть нравственную основу, нравственный смысл национальной культуры, отражение в них лучших моральных качеств, высоких идеалов народа, его ума, таланта, духовного богатства. В результате изучения предмета у детей должно сложиться целостное представление о культуре и традициях русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
8. Воспитывать национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре и культурам других народов.
Место реализации проекта –проект реализовывался на базе
МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый, Саратовской области
Участники проекта –обучающиеся начальных классов (в возрасте 7-10 лет), родители, классные руководители.
Описание реализации проекта или план действий.
Проект реализовывался в рамках экспериментальной площадки с сентября 2014 года по настоящее время.
Для организации работы был составлен план работы по трём направлениям:
Первое направление: «Традиции и обычаи русского народа»
*Одежда*Кухня*Посуда*Утварь*Верования*Народные инструменты
*Развлечения*Изготовление кукол-оберегов
Второе направление: «Детский фольклор»
*Изучение празднично-обрядовой культуры: частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки
Третье направление: «Народный календарь »
* Экологические уроки, с элементами фольклора (кормушки, скворечники)
*Концерт Саратовской филармонии
* Масленица
*Жаворонки
*День славянской письменности и культуры(буквы)
Девизом нашего проекта являются следующие слова:
«Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим…»
№ | Перечень конкретных дел | Сроки | Содержание исследовательской, поисковой, творческой деятельности обучающихся | Результат (продукт), который позволил решить социально- значимую проблему |
«Традиции и обычаи русского народа» | ||||
1 | *Знакомство с одеждой, кухней, посудой, утварью, верованиями, народными инструментами, развлечениями. *Изготовление кукол-оберегов | сентябрь-февраль 2014-1015 г сентябрь-февраль 2016-1017 г | − найти и проанализировать различные источники с целью исследования быта русского народа; - выделить основные занятия русского народа; -выявить, какие верования и традиции существовали у русского народа; - подобрать иллюстративный материал о народных инструментах и развлечениях русского народа ( репродукции картин); - выяснить, что такое куклы-обереги; -познакомить с результатами исследования; - оформить результаты своего исследования в презентации -изготовить куклы-обереги | Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта. |
«Детский фольклор» | ||||
2 | *Изучение празднично-обрядовой культуры: частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки *Экскурсия на концерт Саратовской филармонии | в течение всего срока работы проекта | -изучить жанры устного народного творчества; -рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка; -провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты -выучить наизусть, выбранные жанровые произведения | Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности человека. Он развивает мышление. Обогащает речь, позволяет успешно овладеть родным языком. В наше время наблюдается оскудение русского языка. Исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому показать красоту русского языка, обогатить язык можно через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх, сказках, загадках, пословицах и поговорках. |
«Народный календарь » | ||||
3 | * Экологические уроки, с элементами фольклора (кормушки, скворечники) * Масленица *Жаворонки *День славянской письменности и культуры(буквы) | февраль-май 2015-1016г февраль –май 2016-1017 г | - Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов - Систематизация сведений о русских праздниках - Разработка сценариев для проведения мероприятий по русским народным праздникам | Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Самое главное, чтобы люди помнили и понимали, что только доброе отношение друг к другу, бережное отношение к своим традициям и памяти человеческой, - всё это позволит жить в мире, добре и любви между народами. |
Список использованных источников:
1. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.
2.Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.
3.Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство). Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.
4.Миронец Л. Н., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.. соратник. 1980
5.Никитина А. В. Русская традиционная культура: Учебное пособие для иностранцев. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 340 с.
6. Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г. С- 607
7.Харлицкий М. С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М.: Изд-во РУДН, 1996. – 132 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...
Из опыта работы по применению метода проектов на уроках в начальной школе
Приводится опыт работы по применению метода проектов...
Из опыта работы "Реализация социально – ориентированных проектов в начальных классах"
Одним из практических результатов работы является реализация социально – значимых проектов во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся не только получить опыт социального взаимодействия, но и п...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Внеклассное мероприятие "Русские национальные традиции"
1. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме«Русские национальные традиции» с использованием презентации, различных форм работы с залом и дегустации блюд русской национально...