Использование технологии eduSCRUM при реализации социально-значимых проектов
проект (4 класс)
Проектная деятельность в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival-kustovskaya_t.n._ispolzovanie_tehnologii_eduscrum_pri_realizatsii_sotsialno.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии eduSCRUM при реализации социально-значимых проектов
Добрый день, коллеги! Меня зовут Татьяна Николаевна Кустовская, я- учитель начальных классов высшей категории. Проживаю в городе Нижнем Тагиле. Мне 40 лет. Стаж моей педагогической деятельности составляет 21 год.
Несколько лет тому назад я познакомилась с Agile технологией и ее методиками проектной деятельности. Как мы понимаем, проектная деятельность является неотъемлемой частью реализации ФГОС второго поколения.
Мир стал изменчивым и требует решения иных - более адаптивных задач. Обучение должно также становиться адаптивным, взаимозависимым и взаимосвязанным.
Образование может гибко реагировать на эти изменения. На нашем пути открываются новые дороги и способы обучения, отражающие особенности каждого.(1 слайд)
Аgile-технология — это обобщающий термин для целого ряда подходов и практик, основанных на ценностях Манифеста гибкой разработки программного обеспечения и 12 принципах, лежащих в его основе.
К гибким методологиям, относят экстремальное программирование, DSDM, Scrum, FDD, BDD и др.(2 слайд)
Agile мышление — это набор установок, поддерживающих гибкую рабочую среду. К ним относятся уважение, сотрудничество, циклы совершенствования и обучения, гордость за продукт, сосредоточенность на достижении ценности и способность адаптироваться к изменениям.
Agile в образовании - это путь исследования, на котором мы учимся вместе создавать нашу культуру и ценности в мире и для мира, в котором хотим жить сами. (3 слайд)
Основные шаги, из которых состоит построение эффективной и рациональной работы по eduScrum:
- Создание безопасного для личности пространства работы, с уважением ко всем участникам.
- Командообразование.
- Понимание цели проекта.
- Правила игры.
- Правильное разбиение задач.
- Работа над задачами. (Переклеивание стикеров)
- Оценка итогов работы.
- Ретроспектива взаимодействия в команде и развития навыков.(4 слайд)
Как вы понимаете, методика eduSCRUM предполагает командную деятельность для достижения поставленной цели.
Главные составляющие командной работы
Если вы считаете, что разделив участников на группы, вы получаете команды, то это далеко не так. Команда – это группа участников, объединенных общей целью и прилагающих все усилия по ее согласованному достижению. А вот что лежит в основе команды и что ее может разрушить, мы сейчас и обсудим.
1. Доверие
Доверие – это уверенность в тех людях, которые рядом с тобой. Когда мы доверяем, мы можем открыто говорить, не опасаясь осуждения или, что еще более болезненно, насмешки.
В команде, где есть доверие, участники открыто высказывают идеи, делятся мнением и говорят о своих ошибках.
Создание атмосферы доверия требует длительного времени.(слайд 5)
Для этого подходят командообразующие игры, игры на взаимодействие, совместные мероприятия, короткие ретроспективы во время работы, совместные обсуждения успехов и провалов. Для того, чтобы поддерживать доверительную атмосферу, важно вырабатывать правила общения в группе, поддерживать их выполнение и поощрять доработку правил учениками во время работы.
2. Свободная коммуникация
В команде, состоящей из очень разных людей, всегда будет несколько различных мнений по поводу одного и того же вопроса, поэтому конфликты неизбежны. В конструктивных конфликтах нет ничего плохого, особенно если это конфликт в команде, в которой присутствует атмосфера доверия, и никто не боится открыто высказывать свое мнение.
Педагогу необходимо учить команды вести между собой правильно построенные обсуждения. Для этого перед началом обсуждения модератор, в роли которого выступает учитель, помогает команде выработать правила, по которым они будут общаться друг с другом. Эти правила могут касаться очерёдности высказывания, необходимости выслушать каждого участника, отсутствия критики и перехода на личности при обсуждении мнений. Каждая команда может дополнительно выработать свои собственные интересные и подходящие им правила.
3.Приверженность общему делу
После того как ваше команде установились доверительные отношения и команды научились эффективно общаться между собой, появляется третья составляющая команд — это вовлеченность в общее дело.
Когда каждый член команды знает, что его мнение точно услышано, принято во внимание, а решение, вынесенное командой в совместном обсуждении, учитывает интересы каждого, он готов брать на себя ответственность. Он готов сделать всё возможное, чтобы решение, которое приняла команда, было выполнено.
4.Требовательность к другим
Как только каждый из участников чувствует, что он ответственен за общий результат, он не только становится требовательным к себе, но и следит за действиями других участников команды.
В методике eduScrum требовательность к другим стимулируется тем, что результат работы считается достигнутым только в том случае, если каждый из участников команды может ответить на любой вопрос по теме урока (или решаемой социальной проблеме). В случае, если кто-то один из команды не отвечает на вопрос учителя, задача считается не выполненной и не будет принята до тех пор, пока не подтянется самый слабый участник команды.
5.Нацеленность на общий результат
Чтобы помочь командам стремиться к общему результату, важно четко обозначить цель в начале пути. Кроме этого, процесс постановки задач в eduScrum выстроен так, что каждый из участников команды видит сразу, как его личные цели достигаются вместе с реализацией командного результата. Поэтому не происходит разделение на личные и командные результаты. Все действуют сообща и в интересах друг друга.
А о чем стоит забыть?
Как вы думаете, от чего нужно избавиться членам команды, чтобы не разрушить взаимодействие и доверие друг друга? Это эгоизм. Именно он не дает построить атмосферу доверия, мешает выстроить эффективное взаимодействие, и приводит к действиям исключительно в личных интересах.
Этап формирования команд (слайд 6)
Команда для работы над учебным или социальным проектом – часто новый вид организации деятельности для учеников. Это новая роль, даже если они знают друг друга не первый год. Процесс комплементарного комплектования команд (по навыкам и качествам) уже способствует взгляду на себя с новой стороны. В eduScrum работа в группах начинается с определения личных качеств учеников и правильном распределении команд, чтобы в каждой были ученики с разными сильными сторонами.
Методика eduScrum не предполагает наделение дополнительными полномочиями формальных лидеров («капитан» нужен только для формирования команды, а дальше он находится на равных правах со всеми участниками). Конечно, каждая команда придумывает название. Происходит это так: на стикерах каждый член команды пишет (предлагает) свое название. Затем капитан команды поочередно зачитывает предложенные варианты, путем голосования выбирается наиболее понравившийся вариант.(слайд 7)
Четкие цели и задачи (слайд 8)
При обучении школьников работе по eduScrum на первых порах учитель может предлагать максимум готовых вариантов историй, критериев, задач, помня о том, что способы и последовательность реализации этих задач всегда остаются за учениками.
С обучающимися 4 класса в этом году мы работали над учебным проектом «Природные зоны России». Это долгосрочный проект, и реализовать его только на уроках невозможно. Поэтому чаще всего это была внеурочная деятельность. Вот такие цель и задачи мы определили совместно (см. слайд 8).
Безопасная среда
Дети очень чувствительны к намерению взрослого. Если использовать формат методики eduScrum, не создав достаточно убедительного фундамента ценности - «Ради чего такая организация деятельности? Зачем реализовывать данный проект?» - дети могут принять такую форму работы холодно и разочароваться в командном подходе. Личность, эмпатия, коммуникативные навыки педагога (в том числе его умение видеть, слышать и задавать точные глубокие вопросы) – ключевые элементы создания необходимой атмосферы. Важно обеспечить возможность высказаться, сохранять анонимность, попробовать работать вне команды или поменять команду, если в этом есть исключительная необходимость. Для этого совместно разработали правила игры (слайд 9).
Правильное разбиение задач (слайд 10)
Истории (в нашем случае это: климатические особенности, растительный и животный мир, деятельность человека каждой природной зоны) для изучения могут быть объемными (общими) для всех учеников в классе (слайд11) и должны быть очень подробными для команды (слайд 12). Дети в своих «досках» прописывают все, вплоть до того, кто принесет карандаш, кто соберет веточки и листики и т.п. Именно в этом пункте дети работаю со стикерами на eduScrum-доске (мы ее сделали самостоятельно). Все что выполняется обучающимися, приклеивается в столбик «В процессе», все, что уже выполнено, помещается в столбик «Сделано».
Приемы и способы деятельности для выполнения учебных задач дети выбирают самостоятельно (слайд 13, 14,15). Мы использовали работу с учебником, с Приложением в рабочей тетради, дополнительную литературу, пользовались системой Интернет и индивидуальными гаджетами. В процессе работы над проектом каждая команда, отвечающая за изучение одной природной зоны (ледяная пустыня, тундра, лес, степь, пустыня) отчитывалась перед другими командами о проделанной работе. (слайды 16, 17,18, 19)
За время проекта «Природные зоны России » получены следующие «продукты проектной деятельности»: сборники загадок о растениях и животных каждой природной зоны (слайд 20), стенгазеты всех природных зон России (слайд 21,22, 23, 24,25) с креативом на оборотной стороне (слайд 26). Еще одним «продуктом » стал макет жилища человека (слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32). Данный проект можно отнести не только к учебному, но и социально-значимому. Так как во время работы дети много общались, учились договариваться, назначали «планерки» за пределами школы, привлекали родителей, а «продукты» деятельности станут помощниками для учителей начальной школы и для будущих четвероклассников. Так же обучающиеся узнали из каких материалов и с помощью каких инструментов можно построить временное жилище в той или иной природной зоне нашей великой страны.
Оценка итогов работы: оценивает учитель (устный опрос, тест, проверочная или контрольная работа), оценивают обучающиеся (творческая деятельность, взаимооценка, самооценка) (слайд 33)
Ретроспектива взаимодействия в команде и развития навыков (слайд 34,35)
В конце работы мы снова возвращаемся к команде.
Каждому участнику важно понимать свой вклад в работу; то, как он вырос, работая над проектом; что было некомфортно ему и другим.
Как проходило взаимодействие — это настройка команды на работу друг с другом для того, чтобы с каждым новым проектом ещё лучше взаимодействовать, фокусируясь на цели работы, а не проблемах в общении. (слайд 34, 35)
В заключении хотелось бы сказать, что умение находить нестандартные решения и создавать новые методы в работе с задачами высокой неопределенности – это необходимое условие развития в быстро меняющемся мире.
В eduScrum ученики сами выбирают, какими методами они будут работать над проектом и как они будут достигать поставленных целей. У них нет готового плана и материалов, и в процессе им приходится искать свои собственные способы движения вперед. В такой ситуации приходится все время проявлять изобретательность и использовать творческое мышление.
Критика в нашем представлении – это неприятный процесс, это что-то негативное и обидное, от чего нужно защищаться. В современном мире умение оценивать информацию критически означает не бездумное негативное отрицание, а возможность рассмотреть предмет со всех сторон; не принимать на веру любое предположение, не подкрепленное аргументами; умение выбрать наиболее достоверное и экономичное решение вопроса.
В eduScrum есть правила работы в команде, направленные на эффективное обсуждение информации и действий всех участников: нужно давать аргументированные предложения, совместно обсуждать проблемы и решения с разных точек зрения. Именно такой способ работы помогает развивать в себе и в других эффективное критическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе
В статье представлен опыт работы учителя с младшими школьниками при создании социальных проектов. ...
Раздел 3. Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых проектов.
Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых проектов....
Отчет по реализации социально-значимого проекта «Твори добро»
Благотворительная работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать мно...
Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.
На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка и готовность к его жизненно...
Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.
Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА «РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Проект используется для духовного возрождения народа ,использую нравственную культуру предков....
Реализация социально-значимого проекта "Оставь свой след на земле...,,
Обоснование проектаСоциально-значимые проекты вышли на первое место в ряду всех человеческих проблем, и с каждым годом их весомость увеличивается. Вряд ли найдется сейчас человек, который ...