Методическая разработка "Первые шаги в профессию"
методическая разработка (3 класс)

Клавдия Ильинична Томилова

 В методической разработке -как проводить профореинтацию в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik.docx66.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЕ ШАГИ В РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ

К.И. Томилова

учитель начальных классов

Друзья, берегите минуту и час  

  Любого из школьных дней!  

   Пусть станет профессором каждый из вас  

   В профессии нужной своей.  

   М.Е. Раскатов

     ФГОС осознанный выбор школьником будущей профессии определяет как личностный результат освоения ООП, поэтому целью учителей становится подготовка учеников к выбору профессии и раскрытие значения профессиональной деятельности для развития личности и общества. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и начинается уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребятам было интересно. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.  Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, будет строиться вся последующая работа.

  Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

         Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учётом личных и общественных интересов.  Решить эту задачу – помочь младшим школьникам правильно определить своё место в жизни.

Цель профориентации в начальной школе:

• расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей

 • расширение первоначальных представлений о мире профессий

  • предоставление учащимся возможности «примерить на себя» различные профессии в игровой ситуации.  

Задачи:  

• формировать конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;

 • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

 • развивать творческие возможности ребёнка, интерес к различным профессиям

     Важная роль в управлении профориентации принадлежит классному руководителю, родителям. Младшим школьникам еще рано задумываться о серьезном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, провожу работу по ознакомлению своих учеников с миром профессий, в основном на примере профессиональной сферы родителей. На этом этапе у младших школьников формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. На всех уроках подчеркиваю значимость учебной и трудовой деятельности, воспитываю чувство ответственности за свою работу. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным. При преподавании я использую активные методы обучения – игровые, метод проектов, исследовательские и проблемные. Все это благоприятно влияет на развитие личности и выбор профессии. Так, на уроках русского языка использую слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания.  На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики выступают в роли журналистов, писателей. На уроках окружающего мира знакомимся с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным мне позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда – профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д. Очень часто профориентационная работа выходит за рамки урока.

- организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают

- проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

-привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

         Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

       Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. Использую разнообразные формы, такие как:

беседы;

игровые занятия;

экскурсии;

викторины;

конкурсы;

встречи с людьми интересных профессий;

участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;

семейные праздники; защита проектов и др.

     Экскурсия самая интересная и увлекательная форма проведения профориентационной работы для младшего школьного возраста.

Еще дети очень любят играть,например игра «Определить профессию»:

Задание первое. Определить профессию по пантомиме.

Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий: повар – повариха, певец – певица, портной – портниха и т.д.

Задание третье. Закончить фразу. трактор водит… (тракторист), электричку - … (машинист) стены выкрасил … (маляр), доску выстругал … (столяр), в доме свет провел … (монтер),в шахте трудиться … (шахтер), в жаркой кузнице - … (кузнец), все кто знает - … молодец)!

Или загадки о профессиях

Кто по рельсам – по путям поезда приводит к нам? (Машинист)

Вот на краешке с опаской он железо красит краской, у него в руках ведро,

Сам расписан он пестро (Маляр).

Ставят ловких две руки каблуки на башмаки и набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

На работе день деньской управляет он рукой, поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

      В результате данной работы учащиеся начальных классов понимают роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей; умеют сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений.

        Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профдеятельность являются значимой частью жизни каждого человека.

Список литературы

  1. Воронкова, С.А. Информационная и профориентационная работа для учащихся и родителей. -М.: центр «Педагогический поиск». 2005.-56с.
  2. Воспитание школьников №4 2008 с. 54
  3. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся /авт.-сост.Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк.-Волгоград: Учитель,2001.-138с.
  4. Из опыта работы педагога-психолога начальной школы г. Москвы Синдяковой Татьяны Александровны с.6
  5. Из опыта работы школы №6 г. Москвы по профориентационной работе в начальной школе психологом школы с.240
  6. Энциклопедия для детей: Выбор профессии: Дополнительный том / Гл.ред. Е.Ананьева, отв.ред. В.Белоусова; Худож. Е.Дукельская. - М.: Аванта+, 2003. - 428с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаги к профессии (творческий проект)

Многие дети плохо ориентируются в мире профессий и совсем не знают, чем занимаютя их родители. Именно поэтому возникла идея разработки проекта "Шаги к профессии"...

Мои первые шаги в профессии

Мои первые шаги в профессии...

Эссе на тему"Мои первые шаги в профессии".

Роль учителя в жизни человека....

Эссе "Мои первые шаги в профессии"

В данном эссе описано то, какими шагами я продвигался к моей самой заветной цели - стать учителем....

Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Эссепо теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...

Эссе "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала."

В жизни каждого человека появляется вопрос, на который никто кроме него не ответит верно: «Кем я хочу стать по профессии?». Сегодня я учитель. Мне кажется, я верно выбрала свой путь....

Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Два года назад я пришла работать в школу по специальности учитель начальных классов. Мне cразу же дали четвёртый класс. Очень волновалась, примут ли меня дети, родители. Ведь они очень  любили св...


 

Комментарии

Козик Людмила Владимировна

Умница, Клавдия Ильинична! Творчески работающий педагог!