Методическая разработка "Первые шаги в профессию"
методическая разработка (3 класс)
В методической разработке -как проводить профореинтацию в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovik.docx | 66.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЕ ШАГИ В РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ
К.И. Томилова
учитель начальных классов
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
М.Е. Раскатов
ФГОС осознанный выбор школьником будущей профессии определяет как личностный результат освоения ООП, поэтому целью учителей становится подготовка учеников к выбору профессии и раскрытие значения профессиональной деятельности для развития личности и общества. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и начинается уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребятам было интересно. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, будет строиться вся последующая работа.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учётом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – помочь младшим школьникам правильно определить своё место в жизни.
Цель профориентации в начальной школе:
• расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей
• расширение первоначальных представлений о мире профессий
• предоставление учащимся возможности «примерить на себя» различные профессии в игровой ситуации.
Задачи:
• формировать конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;
• воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
• развивать творческие возможности ребёнка, интерес к различным профессиям
Важная роль в управлении профориентации принадлежит классному руководителю, родителям. Младшим школьникам еще рано задумываться о серьезном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, провожу работу по ознакомлению своих учеников с миром профессий, в основном на примере профессиональной сферы родителей. На этом этапе у младших школьников формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. На всех уроках подчеркиваю значимость учебной и трудовой деятельности, воспитываю чувство ответственности за свою работу. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным. При преподавании я использую активные методы обучения – игровые, метод проектов, исследовательские и проблемные. Все это благоприятно влияет на развитие личности и выбор профессии. Так, на уроках русского языка использую слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики выступают в роли журналистов, писателей. На уроках окружающего мира знакомимся с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным мне позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда – профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д. Очень часто профориентационная работа выходит за рамки урока.
- организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают
- проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.
-привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. Использую разнообразные формы, такие как:
беседы;
игровые занятия;
экскурсии;
викторины;
конкурсы;
встречи с людьми интересных профессий;
участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;
семейные праздники; защита проектов и др.
Экскурсия самая интересная и увлекательная форма проведения профориентационной работы для младшего школьного возраста.
Еще дети очень любят играть,например игра «Определить профессию»:
Задание первое. Определить профессию по пантомиме.
Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий: повар – повариха, певец – певица, портной – портниха и т.д.
Задание третье. Закончить фразу. трактор водит… (тракторист), электричку - … (машинист) стены выкрасил … (маляр), доску выстругал … (столяр), в доме свет провел … (монтер),в шахте трудиться … (шахтер), в жаркой кузнице - … (кузнец), все кто знает - … молодец)!
Или загадки о профессиях
Кто по рельсам – по путям поезда приводит к нам? (Машинист)
Вот на краешке с опаской он железо красит краской, у него в руках ведро,
Сам расписан он пестро (Маляр).
Ставят ловких две руки каблуки на башмаки и набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
На работе день деньской управляет он рукой, поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
В результате данной работы учащиеся начальных классов понимают роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей; умеют сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профдеятельность являются значимой частью жизни каждого человека.
Список литературы
- Воронкова, С.А. Информационная и профориентационная работа для учащихся и родителей. -М.: центр «Педагогический поиск». 2005.-56с.
- Воспитание школьников №4 2008 с. 54
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся /авт.-сост.Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк.-Волгоград: Учитель,2001.-138с.
- Из опыта работы педагога-психолога начальной школы г. Москвы Синдяковой Татьяны Александровны с.6
- Из опыта работы школы №6 г. Москвы по профориентационной работе в начальной школе психологом школы с.240
- Энциклопедия для детей: Выбор профессии: Дополнительный том / Гл.ред. Е.Ананьева, отв.ред. В.Белоусова; Худож. Е.Дукельская. - М.: Аванта+, 2003. - 428с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаги к профессии (творческий проект)
Многие дети плохо ориентируются в мире профессий и совсем не знают, чем занимаютя их родители. Именно поэтому возникла идея разработки проекта "Шаги к профессии"...
Мои первые шаги в профессии
Мои первые шаги в профессии...
Эссе на тему"Мои первые шаги в профессии".
Роль учителя в жизни человека....
Эссе "Мои первые шаги в профессии"
В данном эссе описано то, какими шагами я продвигался к моей самой заветной цели - стать учителем....
Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»
Эссепо теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...
Эссе "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала."
В жизни каждого человека появляется вопрос, на который никто кроме него не ответит верно: «Кем я хочу стать по профессии?». Сегодня я учитель. Мне кажется, я верно выбрала свой путь....
Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»
Два года назад я пришла работать в школу по специальности учитель начальных классов. Мне cразу же дали четвёртый класс. Очень волновалась, примут ли меня дети, родители. Ведь они очень любили св...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Первые шаги
Умница, Клавдия Ильинична! Творчески работающий педагог!