Авторская программа "Школа, дом - одна семья"
рабочая программа на тему

Назипова Гюзель Фаатовна

Программа сотрудничества школы и родителей "Школа, дом - одна семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Тукаевский муниципальный район

Республика Татарстан

Программа

работы с родителями «Школа, дом – одна семья»

Автор: учитель начальных классов Назипова Г.Ф.  

 

Рецензент: кандидат филологических наук, доцент НГПИ Грахова С.И.                                      

                                                           

Актуальность

    Каждая семья желает как можно лучше подготовить своего ребенка к жизни: дать ему хорошее общее развитие, привить трудолюбие и целеустремленность, любовь к людям и оптимизм, то есть вырастить его жизнелюбивым и жизнестойким. Союзником семьи в решении этой важнейшей задачи является школьный коллектив вместе с учителем, членом которого становится ребенок.

    Когда удается пробудить симпатию, расположенность каждого к каждому, у детей пропадает сковывающая их духовные силы стеснительность, боязнь товарищей. Рождается чувство своей причастности к коллективу, усиливается нравственная активность, стимулирующая развитие ценных качеств характера.

    Ушло в прошлое время, когда обязанности родителей по отношению к детскому коллективу сводилось лишь к хозяйственной помощи: уборке, ремонту помещений. Сейчас, когда значительно поднялся общекультурный уровень отцов и матерей, бабушек и дедушек, когда расширяется участие граждан в управлении жизнью страны, связи родителей с детскими коллективами могут и должны приобрести разностороннюю педагогическую направленность. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

    В своём программе я постараюсь ответить на эти вопросы, создать условия для развития личности ребенка в тесной взаимосвязи с обществом. В этом  поможет сотрудничество классного руководителя с родителями.

Цель :

Воспитание духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей успешной культурной личности. Создание коллектива единомышленников (учитель-ученики-родители) для повышения уровня обученности и воспитанности.

Целевая аудитория:  учащиеся класса,  их родители.

Статистические данные по реализации программы:

Показатель

Всего

1.

Количество задействованных людей

49

а)

детей

18

б)

родителей

30

в)

классный руководитель

1

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

    -родительских университетов;

    -конференций;

    -индивидуальных и тематических консультаций;

    -родительских собраний;

    -тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

    -дней творчества детей и их родителей;

    -открытых уроков и внеклассных мероприятий;

    -помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы класса;

    -родительского общественного патрулирования;

    -шефской помощи.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм:

    -участие родителей класса в работе совета школы;

    -участие родителей в работе родительского комитета;    

    -участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

    Принципы сотрудничества

    Принцип личностного подхода, основными сторонами которого являются ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности ребенка; приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения; самореализация-раскрытие и развитие природных возможностей, способностей, потребностей и склонностей; социализация-осознание и освоение нравственных ценностей; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

    Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, позволяющих успешно адаптироваться к трудностям современной жизни. В этой связи особое значение приобретает воспитание правовой культуры и политической культуры.

   Принцип гуманности, предполагающий создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; развитие таких ценностей и приоритетов, как разумное отношение к природным богатствам Татарстана; формирование человеческих взаимоотношений на основе доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, заботы и ответственности, справедливости, честности.

   Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной  деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

Разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

усовершенствование в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов, правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива

развитие коллективных и коллегиальных начал управления и  самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;

   Принцип научности, предполагающий:

Развитие у учащихся современного научного мировоззрении, понимания места и роли человека в мире, в обществе;

Введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла.

Этапы реализации программы:

I этап–подготовительный,  планово–прогностический (2017-2018 уч.год)    

Задачи:                                                                                  

- анализ проблем, выбор форм работы;

- планирование и составление мероприятий;

- создание творческих групп.

II этап – практический, основной (2018-2020 уч.год)

Задачи:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- организация участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом;

- отслеживание результатов взаимодействия семьи и классного руководителя.

III этап – итоговый (2020-2021 уч.год)

Задачи:

- изучение и обобщение опыта реализации проекта;

- разработка нового проекта

Основные мероприятия

   Направления

               Мероприятия

Форма

проведения

Нравственное

1.На чем основано взаимопонимание?

2.Ты и твои друзья.

3.Добро и зло.

4.Жадность и жадины.

5.Семейные праздники.

6 .Правила поведения в  столовой

7.Рыцарский турнир.

Кл.час

Кл.час

Беседа

Кл.час

Род.собрание

День открытых дверей.

Праздник с папами

Познавательное

1.Откуда пришла книга?

2.Новый год шагает по планете.

3.Праздник в Академии дорожных наук.

4.Знакомство с родителями.

5.Наказания в семье.

6.Трудности адаптации первоклассников к школе.

7.Наказание и поощрение в семье.

8.Декларация прав ребенка.

Кл.час

Новогод.встреча

Праздник

Анкетирование

Род.собрание

Круглый стол

Род.собрание

Кл.час

Профориентационное и трудовое

1.Цена ломтика.

2.Ответственность.

3.Все профессии хороши.

4.Уход за комнат.растениями

5.Трудовое участие ребенка в жизни семьи.

6.Выбор за нами.

Кл.час-родители

Круглый стол

Конкурс рис.

Встреча с родит.-цветоводами

Фотовыставка

Выпуск творческого журнала.

Спортивно-оздоровительное

1.Физическое развитие школьника в школе и дома

2.Папа,мама и я-спортивная семья.

3.Вредные привычки.

4.Эмоции положительные и отрицательные.

5.Мы собираем лекарственные травы.

6.Как правильно закаливаться?

Встреча мед. работника с родителями

Спорт.праздник

Кл.час

Род.собрание

Поход с родителями

Кл.час

Культура общения

1.Правила этикета: знакомство

2.Культура общения.

3.Правила приличия в житейских ситуациях.

4.Правила этикета: как вести себя в театре.

Кл.час

Кл.час

Круглый стол

Поездка в театр

Основные мероприятия:

Обновление структуры родительского собрания в классе.

Разработка примерных тем родительских собраний с 1 по 4-й класс.

Разработка нормативной базы «Школа, дом – одна семья» содержащей следующие локальные акты:

Положение о родительском собрании.

Положение о родительском комитете класса.

Положение о проведении конкурса “Бабушка и я – надежные друзья!”

Положение о конкурсе “Папа, мама, я – спортивная семья”.

Положение о поощрении родителей и семей учащихся.

Положение о празднике “День матери” и др.

Разработка анкет для родителей по семейному воспитанию.

Презентация о классе  по разделу  «Школа, дом – одна семья» для родителей.

Проведение встреч родительского актива класса.

Создание родительского стенда «Школа, дом – одна семья» для оперативной информации родителей о семейных праздниках и конкурсах. Примерные основные разделы стенда: Семейные традиции. Новое в науке о семье и детях. Семейные рецепты здоровья. Мы и наши дети.

Организация выставок, фотовыставок, выпуск коллективных альбомов, конкурсы сочинений.

Проведение классных  проектов с участием родительской общественности, конкурсов, спортивных праздников.

Создание педагогических материалов для школьного сайта о проблемах и достижениях проекта «Школа, дом – одна семья»

Диагностики

Анкетирование родителей

Диагностические методики для учащихся:

«Моё состояние», «Готовность к саморазвитию», «Моя самооценка», «Государство – это мы» и др.

Анкеты “Детско-родительские отношения”, Стиль воспитанности в семье”, “Идеалы детей” и др.

Методы и формы отслеживания результатов

Анкетирование родителей;

Проведение “Дня открытых дверей”, где обобщить опыт работы с родителями;

Участие родителей в совместных школьных проектах;

Подведение итогов, награждение;

Диагностика, социометрия (начальная, промежуточная, итоговая);

Выявление итогов исследовательской работы: деятельность по отслеживанию творческих достижений детей; диагностика и выявление одаренных воспитанников – пополнение портфолио учащихся класса;

Подведение итогов и награждение лучшей творческой семьи;

Организация фотовыставки “Я и моя семья”;

Представление информации о результатах работы по проекту на собраниях.

Примерный МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«Школа, дом – одна семья»

Родительские собрания:

Заседания родительского комитета класса

Общешкольные лекции:

Классные проекты с участием родителей:

ИТОГ ГОДА

1 раз в четверть

1 раз в четверть

2 раза в учебный год

1 проект в четверть

Технология подведения итогов жизни класса.

Презентация о классе  

Конкурс “Папа, мама, я –спортивная семья”.

Организация фотовыставки “Я и моя семья”;

 

Мероприятия

Разработка нормативно-правовой базы
Разработка презентации о классе и буклета для родителей
Родительские собрания в ДОУ
Работа с родителями будущих первоклассников.

Оформление родительского стенда «Школа, дом – одна семья»

Подбор материалов для методической копилки и медиатеки психолого-педагогических тем, презентаций, видеофильмов.
Планирование работы по программе  «Школа, дом – одна семья»

на учебный год.

Родительское  собрание .
Презентация проекта «Школа, дом – одна семья»
Разработка нормативной базы проекта

Лекции на тему в классе.
Родительское собрание
Фотовыставка “Я и моя семья” 
Пополнение медиатеки для работы с родителями. 
Работа с родительским стендом

Научно-практическая конференция с приглашением родителей.
Общешкольная лекция  
Родительское собрание

Выход с концертами в дошкольное учреждение.
Заседание родительского комитета класса. Подведение итогов.
Подготовка отчета по реализации программы.  Планирование коррекционной работы.

Ожидаемые результаты

- создание атмосферы успеха;

- создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы;

- установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;

- творческое развитие и образование каждого ребенка;

- накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;

- удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

- повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;

- появление материала готового к внедрению и использованию в школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"

Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников.  •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...

Программа воспитания "Школа - дом- одна семья".

      Сегодня воспитание подрастающего поколения должно стать (это доказано жизнью) главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы – пре...

родословная одной семьи я

"Мои знания о предках малы, но я должна ценить и приумножать их. Уважать большое – не трудно, важнее почитать малое. Легко принять материальное благополучие, и совсем непросто принять ценности духовны...

Классный час "Мы такие разные, но мы одна семья"

Внеклассное мероприятие по теме: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (конфликт и пути его решения) является частичкой воспитательной работы по обучению учащихся бесконфликтному общению. Главная его ...

"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи

"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...

Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"

Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...

Авторский творческий семейный вечер "Семья и семейные традиции"

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной сем...