Авторская программа "Школа, дом - одна семья"
рабочая программа на тему
Программа сотрудничества школы и родителей "Школа, дом - одна семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа "Школа, дом - одна семья" | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевский муниципальный район
Республика Татарстан
Программа
работы с родителями «Школа, дом – одна семья»
Автор: учитель начальных классов Назипова Г.Ф.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент НГПИ Грахова С.И.
Актуальность
Каждая семья желает как можно лучше подготовить своего ребенка к жизни: дать ему хорошее общее развитие, привить трудолюбие и целеустремленность, любовь к людям и оптимизм, то есть вырастить его жизнелюбивым и жизнестойким. Союзником семьи в решении этой важнейшей задачи является школьный коллектив вместе с учителем, членом которого становится ребенок.
Когда удается пробудить симпатию, расположенность каждого к каждому, у детей пропадает сковывающая их духовные силы стеснительность, боязнь товарищей. Рождается чувство своей причастности к коллективу, усиливается нравственная активность, стимулирующая развитие ценных качеств характера.
Ушло в прошлое время, когда обязанности родителей по отношению к детскому коллективу сводилось лишь к хозяйственной помощи: уборке, ремонту помещений. Сейчас, когда значительно поднялся общекультурный уровень отцов и матерей, бабушек и дедушек, когда расширяется участие граждан в управлении жизнью страны, связи родителей с детскими коллективами могут и должны приобрести разностороннюю педагогическую направленность. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
В своём программе я постараюсь ответить на эти вопросы, создать условия для развития личности ребенка в тесной взаимосвязи с обществом. В этом поможет сотрудничество классного руководителя с родителями.
Цель :
Воспитание духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей успешной культурной личности. Создание коллектива единомышленников (учитель-ученики-родители) для повышения уровня обученности и воспитанности.
Целевая аудитория: учащиеся класса, их родители.
Статистические данные по реализации программы:
№ | Показатель | Всего |
1. | Количество задействованных людей | 49 |
а) | детей | 18 |
б) | родителей | 30 |
в) | классный руководитель | 1 |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
-родительских университетов;
-конференций;
-индивидуальных и тематических консультаций;
-родительских собраний;
-тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
-дней творчества детей и их родителей;
-открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы класса;
-родительского общественного патрулирования;
-шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм:
-участие родителей класса в работе совета школы;
-участие родителей в работе родительского комитета;
-участие в работе общественного совета содействия семье и школе.
Принципы сотрудничества
Принцип личностного подхода, основными сторонами которого являются ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности ребенка; приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения; самореализация-раскрытие и развитие природных возможностей, способностей, потребностей и склонностей; социализация-осознание и освоение нравственных ценностей; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни.
Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, позволяющих успешно адаптироваться к трудностям современной жизни. В этой связи особое значение приобретает воспитание правовой культуры и политической культуры.
Принцип гуманности, предполагающий создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; развитие таких ценностей и приоритетов, как разумное отношение к природным богатствам Татарстана; формирование человеческих взаимоотношений на основе доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, заботы и ответственности, справедливости, честности.
Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:
Разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;
создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;
усовершенствование в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов, правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива
развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;
Принцип научности, предполагающий:
Развитие у учащихся современного научного мировоззрении, понимания места и роли человека в мире, в обществе;
Введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла.
Этапы реализации программы:
I этап–подготовительный, планово–прогностический (2017-2018 уч.год)
Задачи:
- анализ проблем, выбор форм работы;
- планирование и составление мероприятий;
- создание творческих групп.
II этап – практический, основной (2018-2020 уч.год)
Задачи:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- организация участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом;
- отслеживание результатов взаимодействия семьи и классного руководителя.
III этап – итоговый (2020-2021 уч.год)
Задачи:
- изучение и обобщение опыта реализации проекта;
- разработка нового проекта
Основные мероприятия
Направления | Мероприятия | Форма проведения |
Нравственное | 1.На чем основано взаимопонимание? 2.Ты и твои друзья. 3.Добро и зло. 4.Жадность и жадины. 5.Семейные праздники. 6 .Правила поведения в столовой 7.Рыцарский турнир. | Кл.час Кл.час Беседа Кл.час Род.собрание День открытых дверей. Праздник с папами |
Познавательное | 1.Откуда пришла книга? 2.Новый год шагает по планете. 3.Праздник в Академии дорожных наук. 4.Знакомство с родителями. 5.Наказания в семье. 6.Трудности адаптации первоклассников к школе. 7.Наказание и поощрение в семье. 8.Декларация прав ребенка. | Кл.час Новогод.встреча Праздник Анкетирование Род.собрание Круглый стол Род.собрание Кл.час |
Профориентационное и трудовое | 1.Цена ломтика. 2.Ответственность. 3.Все профессии хороши. 4.Уход за комнат.растениями 5.Трудовое участие ребенка в жизни семьи. 6.Выбор за нами. | Кл.час-родители Круглый стол Конкурс рис. Встреча с родит.-цветоводами Фотовыставка Выпуск творческого журнала. |
Спортивно-оздоровительное | 1.Физическое развитие школьника в школе и дома 2.Папа,мама и я-спортивная семья. 3.Вредные привычки. 4.Эмоции положительные и отрицательные. 5.Мы собираем лекарственные травы. 6.Как правильно закаливаться? | Встреча мед. работника с родителями Спорт.праздник Кл.час Род.собрание Поход с родителями Кл.час |
Культура общения | 1.Правила этикета: знакомство 2.Культура общения. 3.Правила приличия в житейских ситуациях. 4.Правила этикета: как вести себя в театре. | Кл.час Кл.час Круглый стол Поездка в театр |
Основные мероприятия:
Обновление структуры родительского собрания в классе.
Разработка примерных тем родительских собраний с 1 по 4-й класс.
Разработка нормативной базы «Школа, дом – одна семья» содержащей следующие локальные акты:
Положение о родительском собрании.
Положение о родительском комитете класса.
Положение о проведении конкурса “Бабушка и я – надежные друзья!”
Положение о конкурсе “Папа, мама, я – спортивная семья”.
Положение о поощрении родителей и семей учащихся.
Положение о празднике “День матери” и др.
Разработка анкет для родителей по семейному воспитанию.
Презентация о классе по разделу «Школа, дом – одна семья» для родителей.
Проведение встреч родительского актива класса.
Создание родительского стенда «Школа, дом – одна семья» для оперативной информации родителей о семейных праздниках и конкурсах. Примерные основные разделы стенда: Семейные традиции. Новое в науке о семье и детях. Семейные рецепты здоровья. Мы и наши дети.
Организация выставок, фотовыставок, выпуск коллективных альбомов, конкурсы сочинений.
Проведение классных проектов с участием родительской общественности, конкурсов, спортивных праздников.
Создание педагогических материалов для школьного сайта о проблемах и достижениях проекта «Школа, дом – одна семья»
Диагностики
Анкетирование родителей
Диагностические методики для учащихся:
«Моё состояние», «Готовность к саморазвитию», «Моя самооценка», «Государство – это мы» и др.
Анкеты “Детско-родительские отношения”, Стиль воспитанности в семье”, “Идеалы детей” и др.
Методы и формы отслеживания результатов
Анкетирование родителей;
Проведение “Дня открытых дверей”, где обобщить опыт работы с родителями;
Участие родителей в совместных школьных проектах;
Подведение итогов, награждение;
Диагностика, социометрия (начальная, промежуточная, итоговая);
Выявление итогов исследовательской работы: деятельность по отслеживанию творческих достижений детей; диагностика и выявление одаренных воспитанников – пополнение портфолио учащихся класса;
Подведение итогов и награждение лучшей творческой семьи;
Организация фотовыставки “Я и моя семья”;
Представление информации о результатах работы по проекту на собраниях.
Примерный МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Школа, дом – одна семья»
Родительские собрания: | Заседания родительского комитета класса | Общешкольные лекции: | Классные проекты с участием родителей: | ИТОГ ГОДА |
1 раз в четверть | 1 раз в четверть | 2 раза в учебный год | 1 проект в четверть | Технология подведения итогов жизни класса. Презентация о классе Конкурс “Папа, мама, я –спортивная семья”. Организация фотовыставки “Я и моя семья”; |
Мероприятия |
Разработка нормативно-правовой базы |
Оформление родительского стенда «Школа, дом – одна семья» Подбор материалов для методической копилки и медиатеки психолого-педагогических тем, презентаций, видеофильмов. на учебный год. |
Родительское собрание . |
Лекции на тему в классе. |
Научно-практическая конференция с приглашением родителей. |
Выход с концертами в дошкольное учреждение. |
Ожидаемые результаты
- создание атмосферы успеха;
- создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы;
- установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
- творческое развитие и образование каждого ребенка;
- накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;
- удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
- появление материала готового к внедрению и использованию в школах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"
Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников. •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...
Программа воспитания "Школа - дом- одна семья".
Сегодня воспитание подрастающего поколения должно стать (это доказано жизнью) главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы – пре...
родословная одной семьи я
"Мои знания о предках малы, но я должна ценить и приумножать их. Уважать большое – не трудно, важнее почитать малое. Легко принять материальное благополучие, и совсем непросто принять ценности духовны...
Классный час "Мы такие разные, но мы одна семья"
Внеклассное мероприятие по теме: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (конфликт и пути его решения) является частичкой воспитательной работы по обучению учащихся бесконфликтному общению. Главная его ...
"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи
"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...
Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...
Авторский творческий семейный вечер "Семья и семейные традиции"
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной сем...