КТП внеурочной деятельности По страницам любимых книг
рабочая программа (1 класс) на тему

Иванова Анна Сергеевна

КТП внеурочной деятельности "По страницам любимых книг", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_lyubimyh_knig.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам любимых книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «По страницам любимых книг» реализует духовно-нравственное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «По страницам любимых книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи  программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «По страницам любимых книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «По страницам любимых книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «По страницам любимых книг»  реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли.

Предполагаемый  результатдеятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

1 класс (33 ч)

Тема 1:  Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Тема 2:  Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Тема 3:  Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Тема 4:  Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

Тема 5:  По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Тема 6:  Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Тема 7:  Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Тема 8:  Детские писатели (4 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Тема 9:  Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Тема 10:  Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Тема 11:  Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома»,    Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Тема 12:  Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Календарно-тематический план

1 час в неделю, всего 33 часа

1  класс

Наименование раздела и тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Плановые сроки прохождения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

По плану

По факту

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и природе.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать особенности диалогической и монологической речи;

Н.Сладков «Золотой дождь»

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа:

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

Писатели детям (3 ч)

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

Различать книги

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

Книги современных писателей о детях.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать виды текста, выбирать текст.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1

Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Использовать алгоритм самостоятельной работы

По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

Сказки народов мира (3 ч)

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

Проверять информацию, находить дополнит.

информацию, используя справочную литературу;

Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

Анализировать произведения  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Детские писатели (4 ч)

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Корректировать деятельность

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

2

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Различать особенности диалогической и монологической речи;

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

Определять жанр и тему

Читать, выполняя задания к тексту

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

В гостях у сказки.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Различать особенности диалогической и монологической речи;

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Различать особенности диалогической и монологической речи;

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои книг детских писателей.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

1

Определять жанр и тему

Анализировать эмоциональные состояния

Составлять небольшие устные монологические высказывания

Книги о животных (3 ч)

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Корректировать деятельность

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Выявлять структурные части произведения

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг».

1

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты

Анализировать эмоциональные состояния

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать

выбо

Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг».

1

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты

Анализировать эмоциональные состояния

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать

выбо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Аннотация:  Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ  ЛЮБИМЫХ КНИГ»Ребята совершают  путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам любимых книг, побывают в гостях...

Литературное слушание 1 класс. Тема "По страницам любимых книг"(урок-утренник).

Конспект урока - утренника "По страницам любимых книг"....

По страницам любимых книг

Данное мероприятие может быть использовано на уроках чтения, классных часах и как самостоятельное мероприятие. Учащиеся повторяют изученные произведения, используют свои знания для разгадывания кроссв...

«По страницам любимых книг» Внеклассное театрализованное занятие для детей 6-9 лет

Цели: Привить любовь к сказкам, познакомить с новыми. Развить внимание, наблюдательность, умение слушать. Занятие проводится в форме КВН...

Игра – соревнование «По страницам любимых книг Николая Носова».

внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 кл по чтению...

Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"

Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности: "По страницам книг В. Сутеева"

Конспект занятия по внеурочной деятельнности общеинтеллектуального направления на тему: "По страницам книг В.Сутеева". Занятие обобщает у учащихся  знания о творчестве В.Г.Сутеева. Упра...