Классный час "Стыд и совесть"
классный час на тему
Целью нашего внеклассного мероприятия является: задача разобраться с такими нравственными понятиями как «Стыд» и «Совесть», задуматься и постараться ответить на вопрос: как же нам научиться жить так, чтобы мы как можно меньше испытывали чувства «Угрызения совести», «Стыда и позора» за свои совершенные зачастую необдуманные поступки.
Вся жизнь человека состоит из различных по эмоциональной напряженности ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках.
Мы рассмотрели такие понятия как «Стыд», «Совесть», «Раскаяние», «Прощение». Мы постарались ответить на вопрос: как же нам научиться противостоять настойчивому внутреннему давлению и постараться не совершать поступков, за которых нас бы мучало чувство стыда и угрызения совести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
СОГЛАСОВАНО Педагог-организатор Е.М. Воронцова «____» марта 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Командир 2 роты суворовцев подполковник Б.П Александров «____» марта 2017 г. |
План проведения внеклассного мероприятия
с обучающимися 7 класса взвода 2/2
по теме «Стыд и совесть»
Форма проведения: час размышлений
Цель: способствовать формированию у обучающихся умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;
- побуждать ребят к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Задачи:
-способствовать воспитанию у обучающихся уважения к себе, ощущению чувства собственного достоинства, уверенности, искренности, доброте;
-содействовать формированию у суворовцев высоконравственных качеств, развитие у них осознанного неприятия таких низкоморальных поступков, за которые человек испытывает угрызения совести и чувство стыда;
-способствовать осознанному пониманию того, что чувство стыда и совести присущи высоконравственной личности, способной искренне сопереживать, сочувствовать.
Дата проведения: 16 марта 2017 г
Время проведения: 40 минут
Место проведения: 2 рота, класс 2 взвода
Материальное обеспечение: мультимедийное оборудование, короткометражный видеофильм «Совесть»
Этапы внеклассного мероприятия:
1.Организационный момент -2 мин.
II. Основная часть 30 мин
1.Выполнение упражнений, способствующих улучшению техники чтения
2.Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
3.Интерактивная беседа "Угрызения совести"
4.Физкультминутка
5.Элементы тренинга. Игра "Чего нужно стыдиться?"
III.Заключительная часть, подведение итогов рефлексия -3 минут.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
Приемы и способы, способствующие улучшению техники чтения:
Командир взвода: Товарищи суворовцы, перед началом нашего классного часа для улучшения техники чтения проведем небольшую разминку.
Первое упражнение «Губная тишина»
- Палец руки держать на губах.
- Следить за тем, чтобы губы не шевелились.
Выполняем в течение 3 минут. (суворовцы выполняют упражнение)
Второе упражнение «Скороговорки»
Сейчас мы все хором повторим за мной небольшие скороговорки:
«Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела — белой даже не была..»
(суворовцы хором повторяют скороговорку);
«Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат.
(суворовцы хором повторяют скороговорку);
2. Основная часть.
Командир взвода: Ребята, у меня к вам вопрос: представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это преподаватель (воспитатель, кто-то из родителей) ругая вас, говорит "У тебя нет ни…… ни…..". Как вы думаете, о чем идет речь? Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм, и ваша задача будет в том, чтобы определить тему нашего сегодняшнего классного часа. (Просмотр видеосюжета (видеофильм «Совесть», ответы суворовцев). Тема сегодняшнего классного часа сегодня звучит просто: "Стыд и совесть". Целью нашего внеклассного мероприятия будет: задача разобраться с такими нравственными понятиями как «Стыд» и «Совесть». Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: как же нам научиться жить так, чтобы мы как можно меньше испытывали чувства «Угрызения совести», «Стыда и позора» за свои совершенные зачастую необдуманные поступки.
Командир взвода: Ребята, вернемся к первому вопросу, с которого начался наш классный час, когда нас за совершенный отвратительный поступок ругают со словами «У тебя нет ни стыда, ни совести». Как вы считаете, что страшнее отсутствие стыда или совести? Чем отличаются понятия стыда и совести? (ответы суворовцев) (Слайд №2)
Командир взвода: Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа, который нам расскажет суворовец Разумных Женя.
Суворовец Разумных Евгений:
Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
- те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.
Интерактивная беседа.
Командир взвода:
Ребята, постарайтесь ответить на ряд моих вопросов:
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)
(Ответы суворовцев)
Словарная работа. «Стыд и совесть»
Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:
"В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И ещё есть:
Совесть,
Честь."
(Слайд №3)
Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля:
Суворовец Дорогаев Владислав:
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка (слайд № 4).
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. (слайд № 5).
Командир взвода:
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными
(слайд№ 6).
А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины (слайд № 7).
Суворовец Костюченко Олег:
Стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности (слайд № 8).
Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» (слайд № 9).
Командир взвода: физкультминутка
Командир взвода: «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Вот некоторые из них:
- Как не мудри, а совести не перемудришь.
- Совесть без зубов загрызёт.
- От человека утаишь, от совести не утаишь.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
- Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
- Правда, как оса, - лезет в глаза.
- Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
- Без совести и при большом уме не проживёшь.
(Слайд № 10)
Ребята, а вы знаете ещё пословицы, поговорки о стыде и совести. (ответы суворовцев)
Командир взвода:
Ребята, а как вы считаете военному человеку должны быть присущи такие качества как чувство стыда, совести, сопереживания, сострадания? Нужны ли они военному человеку? (ответы суворовцев).
Командир взвода:
Верно, ребята. История неопровержимо свидетельствует о первостепенной роли моральных величин в военном деле. Дух войск, высокий уровень идейно-нравственных начал – вот главные, определяющие условия победы. Нельзя забывать об этой простой, но чрезвычайно важной истине. На протяжении столетий Российская армия славилась крепостью духа и доблестью войск, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». Ведь не даром уже на протяжении многих веков у русского офицерского корпуса неизменным остается девиз:
«Душа-богу, Сердце- женщине, Жизнь- Отечеству, Честь – Никому».
(Слайд №11)
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Командир взвода: а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).
- физические недостатки;
- некрасивые поступки;
- поношенная, но аккуратная одежда;
- старомодная одежда;
- неряшливый вид;
- непрестижная работа родителей;
- твоё «простое» происхождение;
- невежество, необразованность, безграмотность.
- вульгарная внешность;
- грубое, бездушное отношение к людям
Командир взвода: Я очень рад, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Ситуации выбора. «Голос совести».
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?
Сейчас мы поработаем в группах: первое отделение – 1 группа, второе -2группа. На обсуждение ситуации выделяется 2-3 минуты.
Ситуация первая - для 1 группы
Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
Ситуация вторая - для 2 группы.
Вы весь диктант списали у соседа по парте. Но соседу учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел у него в тетради. Ваши действия?
Ситуация третья – для двух групп, какая из групп быстрее найдет решение ситуации
На выходной день вы вместе с вашим взводом планируете выход в город на развлекательное мероприятие. Идёт бурная подготовка к весёлому времяпровождению. Но внезапно во взводе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Командир взвода просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда командир наказывает весь взвод и мероприятие отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
(Слайд №12)
Упражнения совести. «Минута раскаяния».
Командир взвода: Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас посмотрим небольшой видеофильм и, по результатам просмотра поговорим с вами о тех чувствах, которые испытывает главный герой – торговец магазина.
(Просмотр видеофильма)
Командир взвода: Ребята, как вам кажется, что сейчас испытывает главный герой фильма, почему? Какой вывод мы можем сделать из просмотренного?
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Упражнение совести. «Минута прощения».
Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.
Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»
Командир взвода: Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? (Примерные ответы детей:
- Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.
- Нужно объявит бойкот.
- Не подавать руки, не здороваться.
- Нужно устроить общественный суд.)
Командир взвода: Я с вами согласен. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.
III Заключительная часть
Командир взвода: я считаю, что цель сегодняшнего мероприятия мы достигли, мы рассмотрели такие понятия как «Стыд», «Совесть», «Раскаяние», «Прощение». Сегодня мы с вами постарались ответить на вопрос: как же нам научиться противостоять настойчивому внутреннему давлению и постараться не совершать поступков, за которых нас бы мучало чувство стыда и угрызения совести.
Рефлексия:
Заканчивая классный час, прошу вас составить СИНКВЕЙН о ключевых понятиях, которые мы рассмотрели сегодня и на листочках дописать предложение «Я сегодня понял, что…». А на доске, на нашей импровизированной мишени поставить свою отметину в том месте, где, по вашему мнению, она соответствует вашим ощущениям после нашего классного часа.
Командир взвода: подполковник О. Волков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Совесть – внутренний судья человека"
Данная разработка поможет при проведении классного часа по нравственному воспитанию....
классный час совесть
классный час о справедливости и совести...
классный час на тему: " Стыд и совесть"
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоа...
Конспект классного часа "Совесть".
Раскаиваясь в своих поступках, мы часто говорим, что нас "мучает совесть". Чтобы разобраться в этом понятии , обратимся к миру литературы....
Классный час в 3 классе на тему «Что такое совесть?»
Цель: воспитание у обучающихся ответственности за свои поступкиЗадачи:1) сформировать представление о значении таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;2) развивать чувство справедли...
Классный час "Что такое совесть?"
Классный час в первом классе "Что такое совесть?"...
Классный час "Совесть - клад твоей души".
Классный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе....