Конспект классного часа "Совесть".
классный час (4 класс) по теме

Раскаиваясь в своих поступках, мы часто говорим, что нас "мучает совесть".  Чтобы разобраться в  этом понятии , обратимся к миру литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час "Совесть".59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа в 4  классе

Тема урока: «Совесть».

Цели: 

   Анализировать понятие «совесть».

   Раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть».

   Способствовать воспитанию этого качества у детей.

Метапредметные и личностные результаты.

Познавательные УУД:  

  1. Анализировать и объяснять понятие «совесть».
  2. Извлекать информацию из разных источников.
  3. Строить речевое высказывание в устной форме.
  4. Делать выводы на основе анализа объектов.
  5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и понимать другого.
  2. Строить речевое высказывание с  соответствии с поставленной задачей.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные  результаты:

  1. Определять и высказывать общие правила.
  2. Ориентироваться  в  нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Материалы:  листы на партах с напечатанными цитатами, которые используются на уроке, алгоритм составления синквейна.

План урока:

1. Психологическая пауза.

2. Чтение и анализ рассказа  М.Е. Салтыкова – Щедрина «Пропала советь».

3. Беседа ««А совесть помнит все наши проступки…»

4. Составление портрета  совестливого человека в виде синквейна.

5. Выводы, обобщение.

Этап урока

Ход урока

Примечание

1. Психоло-гическая пауза

- Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своём поступке. Поднимите руки, у кого такое было.

- Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть». Чтобы разобраться в этом понятии, мы обратимся к словарю В.Н. Даля. 

«Совесть – это внутреннее собрание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

-Ребята, как вы поняли это понятие?

На доске – тема урока и высказывание А.С.Пушкина:

 «Да жалок тот, в ком совесть нечиста».

См. листок, цитата №1.

Высказывания детей.

2.Чтение и анализ рас-сказа

М.Е.Салтыко-

ва-Щедрина

«Пропала совесть».

 - У писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем его и обсудим.

Пропала совесть.

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…

Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие…

И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться. — За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной…помыкаете?

Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка. — А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.

По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

- Ребята, что же произошло, когда пропала советь?

- Почему же маленькое дитя, когда станет большим человеком, в нём будет большая совесть?

- Почему же у дитя сердце чистое, как совесть?

 - Как вы понимаете последние строчки, давайте я вам их ещё раз прочитаю:

«И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

- Так как же вы теперь поняли, что такое совесть?

Ответы детей.

Ответы детей.

3.Беседа

«А совесть помнит все наши проступки…»

- Поэт В.А. Жуковский так писал о совести:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель!

Свидетель и судья!

-Видите, как говорит писатель:

совесть критически оценивает  каждого из нас, заставляет размышлять о своих поступках, словах, действиях.

- Совестливость,  как нравственное качество,  всегда ценилась людьми.

А поэт  Н.И. Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши проступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова.

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга.

Поют ли в перелеске соловьи, -

Держи ответ и ни жены, ни друга в свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся.

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

- Почему автор говорит, что с совестью нелегко живётся?

Совесть заставляет  говорить  нас о себе только правду, игнорируя хитрые оправдания.

См. листок, цитата №2.

См. листок, цитата №3.

4. Составле-

ние  портрета

совестливого человека в виде синквейна.

1) - А теперь вместе с вами давайте попробуем составить портрет совестливого человека в виде синквейна.

-Давайте вспомним алгоритм написания синквейна. (Вместе с учителем уч-ся вспоминают, как создаётся синквейн).

2)Творческая работа в группах.

3).Анализ работ.

- Какой же портрет  совестливого человека у вас получился?

Каждая творческая группа зачитывает, что у них получилось.

Алгоритм составления синквейна лежит на партах.

5. Выводы, обобщение

-Для того чтобы подвести итоги нашей с вами беседы, послушайте ещё одну историю. Слушайте внимательно.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работала, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.

-Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

-Петя, где же ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

-Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

-А молоко ты купил?

-Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала:

-Какой же ты бессовестный, Петя! А я так на тебя надеялась!

- Как вы думаете, почему бабушка назвала Петю бессовестным?

-Правильно, именно совесть напоминает нам  о своих обязанностях, долге, ответственности.

 - Как бы вы поступили на месте Пети?

-Итак, о каком же нравственном качестве мы сегодня говорили?

- Как вы поняли, что такое совесть?

- В заключение, давайте обратимся к высказыванию  А.С.Пушкина:

«Да жалок тот, в ком совесть нечиста».

-Почему поэт так написал?

- Запомните, дети, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране.

Я думаю, что каждый сегодня из нашего урока сделал правильный вывод для себя. Всем спасибо за урок!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....