Конспект классного часа "Совесть".
классный час (4 класс) по теме
Раскаиваясь в своих поступках, мы часто говорим, что нас "мучает совесть". Чтобы разобраться в этом понятии , обратимся к миру литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Совесть". | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа в 4 классе
Тема урока: «Совесть».
Цели:
Анализировать понятие «совесть».
Раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть».
Способствовать воспитанию этого качества у детей.
Метапредметные и личностные результаты.
Познавательные УУД:
- Анализировать и объяснять понятие «совесть».
- Извлекать информацию из разных источников.
- Строить речевое высказывание в устной форме.
- Делать выводы на основе анализа объектов.
- Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать другого.
- Строить речевое высказывание с соответствии с поставленной задачей.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
- Определять и высказывать общие правила.
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Материалы: листы на партах с напечатанными цитатами, которые используются на уроке, алгоритм составления синквейна.
План урока:
1. Психологическая пауза.
2. Чтение и анализ рассказа М.Е. Салтыкова – Щедрина «Пропала советь».
3. Беседа ««А совесть помнит все наши проступки…»
4. Составление портрета совестливого человека в виде синквейна.
5. Выводы, обобщение.
Этап урока | Ход урока | Примечание |
1. Психоло-гическая пауза | - Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своём поступке. Поднимите руки, у кого такое было. - Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть». Чтобы разобраться в этом понятии, мы обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть – это внутреннее собрание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». -Ребята, как вы поняли это понятие? | На доске – тема урока и высказывание А.С.Пушкина: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста». См. листок, цитата №1. Высказывания детей. |
2.Чтение и анализ рас-сказа М.Е.Салтыко- ва-Щедрина «Пропала совесть». | - У писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем его и обсудим. Пропала совесть. Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать… Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение. И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться. — За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной…помыкаете? Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка. — А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается. По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама. - Ребята, что же произошло, когда пропала советь? - Почему же маленькое дитя, когда станет большим человеком, в нём будет большая совесть? - Почему же у дитя сердце чистое, как совесть? - Как вы понимаете последние строчки, давайте я вам их ещё раз прочитаю: «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». - Так как же вы теперь поняли, что такое совесть? | Ответы детей. Ответы детей. |
3.Беседа «А совесть помнит все наши проступки…» | - Поэт В.А. Жуковский так писал о совести: Сколь неизбежна власть твоя, Гроза преступников, невинных утешитель, О совесть, наших дел закон и обвинитель! Свидетель и судья! -Видите, как говорит писатель: совесть критически оценивает каждого из нас, заставляет размышлять о своих поступках, словах, действиях. - Совестливость, как нравственное качество, всегда ценилась людьми. А поэт Н.И. Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство: Мы делаем для памяти зарубки, Не доверяя собственным следам, А совесть помнит все наши проступки И не стареет вопреки годам. Она скромна. Не говорит ни слова. Пока не взвесит помыслов и дел, И вдруг напомнит прямо и сурово Как раз о том, что ты забыть хотел. Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга. Поют ли в перелеске соловьи, - Держи ответ и ни жены, ни друга в свидетели напрасно не зови. Чего скрывать – с ней нелегко живётся. Но мы гордимся, в новый путь спеша, Что совестливой издавна зовётся В народе русская душа. - Почему автор говорит, что с совестью нелегко живётся? Совесть заставляет говорить нас о себе только правду, игнорируя хитрые оправдания. | См. листок, цитата №2. См. листок, цитата №3. |
4. Составле- ние портрета совестливого человека в виде синквейна. | 1) - А теперь вместе с вами давайте попробуем составить портрет совестливого человека в виде синквейна. -Давайте вспомним алгоритм написания синквейна. (Вместе с учителем уч-ся вспоминают, как создаётся синквейн). 2)Творческая работа в группах. 3).Анализ работ. - Какой же портрет совестливого человека у вас получился? Каждая творческая группа зачитывает, что у них получилось. | Алгоритм составления синквейна лежит на партах. |
5. Выводы, обобщение | -Для того чтобы подвести итоги нашей с вами беседы, послушайте ещё одну историю. Слушайте внимательно. В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работала, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела. -Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя. -Петя, где же ты так долго был? – переживая, спросила бабушка. -Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя. -А молоко ты купил? -Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала: -Какой же ты бессовестный, Петя! А я так на тебя надеялась! - Как вы думаете, почему бабушка назвала Петю бессовестным? -Правильно, именно совесть напоминает нам о своих обязанностях, долге, ответственности. - Как бы вы поступили на месте Пети? -Итак, о каком же нравственном качестве мы сегодня говорили? - Как вы поняли, что такое совесть? - В заключение, давайте обратимся к высказыванию А.С.Пушкина: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста». -Почему поэт так написал? - Запомните, дети, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране. Я думаю, что каждый сегодня из нашего урока сделал правильный вывод для себя. Всем спасибо за урок! | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса
Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....
Конспект классного часа "100 лет со дня канонизации Иоасафа Белгородского"
Данный классный час разработан по всем нормам!...
Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро и «З...
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"
классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....