Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры.
материал на тему

Спирина Надежда Юрьевна

Выступление на семинаре в рамках Одиннадцатых муниципальных Рождественских чтениях." Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dnv_shkolnikov.doc53 КБ
Office presentation icon sergiy_radonezhskiy-prezntatsiya.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры"

Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно-нравственному аспекту. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания. В новый учебный план в Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Хочу остановиться на занятиях «ОРКСЭ». Православная культура в образовательном учреждении имеет огромный воспитательный потенциал. 

Учитывая наш пока еще скромный опыт в преподавании нового курса, рано делать какие-либо выводы. Но мы можем поделиться некоторыми своими наблюдениями. И первое из них связано с общественным мнением по поводу изучения основ православия в школе. Начиная работу по введению ОПК, мы готовились к тому, что определенная часть родителей, прямо или косвенно выразит свои опасения по поводу нововведения. Но эти опасения были напрасны, сегодня большинство родителей проявляет заинтересованность в этом предмете все родители изъявили желания, чтобы их ребёнок изучал новый предмет ОРКСЭ.

Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа, проводимая в школе, без сотрудничества с родителями учащихся была бы неэффективной. Они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная их часть считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями это познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Многие дети моего класса вместе с родителями посещают церковь не только в православные праздники, но и каждое воскресенье.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь начальной школы особую одухотворенность.

Не могу утверждать, что 100% ребят глубоко вникают в изучение основ православной культуры, но для большей части это составляет значительный эмоциональный след, который заставляет их задуматься. И может быть повлияет на их дальнейший выбор между добром и злом, и на дальнейшую жизнь. В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в рабочей программе, а развитие интереса к духовным вопросам, воспитание способности противостоять злу и нечистоте мира. Важно чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна.

На занятиях ОПК учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Так на занятии по теме «Добро и зло» зачитывался рассказ «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.

Так при изучении темы"Десять заповедей”. Дети многое вспоминали то, что говорили им мамы и бабушки. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, , которые помогают детям познать тайны природы.

Главным результатом на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство. видеоролик, "Человек, творящий добро в любом его проявлении, не только улучшает качество своей жизни, но и создает вокруг себя положительную ауру".

Преподобный Сергий Радонежский

Слайд 1. Игумен земли русской преподобный Сергий радонежский.

Слайд 2. Цели:

  • На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.
  • Способствовать пониманию нравственных ценностей Христианства и принятию этих ценностей.
  • Слайд 3. 
  • СЕРГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития. Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать — Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала СЕРГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития. Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать — Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора.

  • Слайд 4.
  • По легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.
  • Слайд 5.
  •  Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к середине 14 века. После кончины родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в Маковец — пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице. Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий.

Слайд 6.

  • К 1330-1340-м годам Сергий стал его вторым игуменом (около 1353г.) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей.

Слайд 7.

  • Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался

  • Слайд 8.
  • Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками.

Слайд 9.

  • Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее «Житие Сергия Радонежского» написано Епифанием Премудрым.

Слайд 10.

В памяти народа имя Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно-историческим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века отечественной культуры.

Слайд 11.

Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, и что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....