Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры.
материал на тему
Выступление на семинаре в рамках Одиннадцатых муниципальных Рождественских чтениях." Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dnv_shkolnikov.doc | 53 КБ |
sergiy_radonezhskiy-prezntatsiya.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры"
Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно-нравственному аспекту. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания. В новый учебный план в Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Хочу остановиться на занятиях «ОРКСЭ». Православная культура в образовательном учреждении имеет огромный воспитательный потенциал.
Учитывая наш пока еще скромный опыт в преподавании нового курса, рано делать какие-либо выводы. Но мы можем поделиться некоторыми своими наблюдениями. И первое из них связано с общественным мнением по поводу изучения основ православия в школе. Начиная работу по введению ОПК, мы готовились к тому, что определенная часть родителей, прямо или косвенно выразит свои опасения по поводу нововведения. Но эти опасения были напрасны, сегодня большинство родителей проявляет заинтересованность в этом предмете все родители изъявили желания, чтобы их ребёнок изучал новый предмет ОРКСЭ.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа, проводимая в школе, без сотрудничества с родителями учащихся была бы неэффективной. Они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей
Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная их часть считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями это познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Многие дети моего класса вместе с родителями посещают церковь не только в православные праздники, но и каждое воскресенье.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь начальной школы особую одухотворенность.
Не могу утверждать, что 100% ребят глубоко вникают в изучение основ православной культуры, но для большей части это составляет значительный эмоциональный след, который заставляет их задуматься. И может быть повлияет на их дальнейший выбор между добром и злом, и на дальнейшую жизнь. В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в рабочей программе, а развитие интереса к духовным вопросам, воспитание способности противостоять злу и нечистоте мира. Важно чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна.
На занятиях ОПК учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Так на занятии по теме «Добро и зло» зачитывался рассказ «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.
Так при изучении темы"Десять заповедей”. Дети многое вспоминали то, что говорили им мамы и бабушки. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, , которые помогают детям познать тайны природы.
Главным результатом на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство. видеоролик, "Человек, творящий добро в любом его проявлении, не только улучшает качество своей жизни, но и создает вокруг себя положительную ауру".
Преподобный Сергий Радонежский
Слайд 1. Игумен земли русской преподобный Сергий радонежский.
Слайд 2. Цели:
- На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.
- Способствовать пониманию нравственных ценностей Христианства и принятию этих ценностей.
- Слайд 3.
- СЕРГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития. Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать — Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала СЕРГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития. Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать — Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора.
- Слайд 4.
- По легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.
- Слайд 5.
- Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к середине 14 века. После кончины родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в Маковец — пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице. Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий.
Слайд 6.
- К 1330-1340-м годам Сергий стал его вторым игуменом (около 1353г.) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей.
Слайд 7.
- Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался
- Слайд 8.
- Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками.
Слайд 9.
- Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее «Житие Сергия Радонежского» написано Епифанием Премудрым.
Слайд 10.
В памяти народа имя Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно-историческим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века отечественной культуры.
Слайд 11.
Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, и что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, осваивающих основы православной культуры.
Основы православной культуры в системе образовательной школы....
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....