Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этике"
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Путешествие по стране  -Этике". Программа расчитана на четыре года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Пояснительная записка.

Кризис человечности, захватывает все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества. Важным объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к себе, к окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью системы образования конечно же является личностное, познавательное, общекультурное развитие учащихся. Личность ребёнка является центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан ФГОС второго поколения, предусматривающий в учебном плане раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой основной Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.

В соответствии требованиями образовательных стандартов духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция и Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества способствует формированию творческой личности будущего человека, способной к распознаванию добра и зла, к сопереживанию, к доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими чувствами и эмоциями, пониманию величия человеческой жизни и умению найти свое место в ней.  Программа содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную деятельность (окружающий мир, литературное чтение), внешкольную, в неурочную и семейную деятельность учащихся.

Современное социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель - общечеловеческое нравственное совершенствование. В наши дни требуется новый тип образованности личности.

Личность должна быть не только много знающей, но легко ориентирующейся в сложных проблемах современного мира, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Будущий гражданин  России  должен знать курс этической грамматики, это неотъемлемая часть  духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе   необходимы уроки по этическому воспитанию личности человека, способные сохранить и развить в подрастающем поколении стремление к духовным ценностям человеческой жизни.

Актуальность и социальная значимость данной программы в том, что она призвана помочь подрастающему поколению в постижении норм человеческих отношений, искать путь саморазвития, самовоспитания. Программа рассчитана на  активное включение в творческий процесс учащихся, родителей и классного руководителя.

Практическая значимость в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся. Программа «Путешествие по стране Этике» является неотъемлемой и необходимой частью образовательного процесса, так как соответствует ее стратегической цели: «создание условий для достижения качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к людям, к окружающему миру, к самому себе.

Задачи:

  • предоставить возможности ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
  • развивать духовное единство между учителем и учениками, устанавливать взаимодоверие;
  • научить детей всматриваться в мир, учить строить с ним отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию окружающего, убеждать в том, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Эта программа даёт учащимся 1-4-х классов возможность познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета, закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

  • 1 раздел – «Знакомство с этикой» для 1-2-х классов.
  • 2 раздел – «Путешествие в этику отношений с окружающим миром» для 2-3-х классов.
  • 3 раздел –  «Премудрости дедушки Этикета», 3—4-й классы.
  • 4 раздел –  «Добрыми делами славен человек», 4-й класс.

На протяжении всех лет  обучения присутствуют 4 составные части:

  1. Этика общения.
  2. Этикет.
  3. Этические нормы отношений с окружающими.
  4. Этика отношений в коллективе.

Основной метод преподавания – это игровой тренинг.   Теория  дается в виде игры, где ученик  сам  ищет ответы на вопросы, либо в виде таблиц-плакатов и использование ИКТ.  Навыки, которые должен приобрести учащийся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • волонтерская;
  • досугово-развлекательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество.

Формы деятельности:

  • посещение выставочных залов и музеев;
  • конкурсы и викторины;
  • проблемно-ценностные дискуссии;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • этические беседы;
  • инсценировки;
  • праздники.
  • Место проведения занятий:
  • школа;
  • городской краеведческий музей.
  • городской выставочный зал;

Программа была составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах», которая модифицирована в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Содержание программы способствует расширению и дополнению знаний и умений, формированию универсальных учебных действий - личностных, познавательных и коммуникативных, которые учащиеся получают в рамках образовательных областей «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир».

  • Программа рассчитана для учащихся 1-4-х классов, 34 часа в год.
  • Периодичность занятий - 1 час в неделю.
  • Программа реализуется учителями начальных классов

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Реализация программы внеурочной деятельности предполагает следующие результаты.

Первый уровень –  учащиеся должны знать о правилах и нормах нравственного поведения, так же о этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Второй уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

Третий уровень – получение опыта самостоятельной деятельности, ощущение себя гражданином, свободным человеком.

В результате реализации данной программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о правилах нравственного поведения и моральных нормах;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, с сверстниками, с младшими и старшими детьми,
  • сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации, неравнодушие к жизненным проблемам других людей;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе и в детском обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное и добросовестное отношение к старшим, к родителям, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

Полученные знания будут способствовать достижению планируемых результатов.

К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

  • отличие понятий «этика» и «этикет»;
  • правила вежливости и приличных манер;
  • заповеди и соответствующие притчи;

уметь:

  • соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
  • верить в свои силы и творческие возможности, уважать себя, признавая это право и за другими;
  • быть доброжелательными;
  • придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
  • сострадать животным, не обижать их;        
  • быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои тетради и книги;
  • не забывать дома школьные принадлежности, необходимые для уроков;

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  • требования этикета;
  • заповеди и правила этикета;
  • уважительном отношении к старшим и высокомерии, о доброте и жестокости, отраженном в сказках («Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена, «Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок»  В. Сутеева);
  • афоризмы;

уметь:

  • исполнять заповеди;
  • соблюдать этикет на улице, в театре, кино, музее, на выставке;
  • выполнять обещание;
  • правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки, написать приглашение, встречать гостей, развлекать их;

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • изученные ранее заповеди и афоризмы;
  • требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
  • каким должен быть воспитанный человек;
  • краткое содержание прочитанных на уроках рассказов и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений;
  • пословицы о дружбе, доброте, верности данному слову, благодарности.
  • правила вежливого отказа, несогласия, обращения к разным людям.

уметь:

  • на практике применять методы самоконтроля и самовоспитания
  • соблюдать правила вежливости, красивых манер;
  • разговаривать по телефону, не забывая о правилах этикета;
  • не обижать животных и птиц;
  • уважать чужое мнение;
  • проявлять доброжелательность и тактичность в общении;
  • быть сострадательным к чужому горю;
  • различать добро и зло;
  •  давать правильную оценку поступкам литературных героев, уметь ставить себя в аналогичную ситуацию.
  • проявлять положительные моральные качества в поступках и в достойном поведении.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

-        правила этики и культуры речи;

  • чем отличается корректное поведение от галантного, требования к манерам;
  •  источники наших нравственных знаний;
  • заветы предков. «Поучение» В. Мономаха;
  • стихотворения о родине (на выбор);
  • о совести как основе нравственности;
  • о пользе выдержки, терпения,
  • умение предвидеть последствия своих поступков;

уметь:

  • различать хорошие и плохие поступки;
  • воплощать свои знания в повседневном поведении, привычках;
  • уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
  • исполнять заповеди;
  • давать правильную оценку поступкам сверстников и литературных героев,
  • мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Формирование универсальных учебных действий

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.

        Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как в поступках окружающих людей, так и в собственных поступках;
  • знание основных моральных норм и ориентация при их выполнении;
  • развитие этических чувств - совесть как регулятор морального поведения;

-        эмпатия –  сопереживание и понимание чувств других людей.

Ученики  получат возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне;
  •  способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении;
  • ориентации на мотивы и чувства;
  •  устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Регулятивные универсальные учебные действия   

       Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры   в новом учебном материале;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать оценку и предложения учителя, товарищей, родителей и других;
  • вносить нужные коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок
  •  использовать оценки и предложения для создания нового, более совершенного результата
  •  использовать запись хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на родном и иностранном языках.

                              Познавательные универсальные учебные действия
            Ученик научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, справочников (включая электронные, цифровые), открытого информационного пространства Интернета;
  • строить сообщения в письменной и устной форме;
  • производить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

     Коммуникативные универсальные учебные действия
Школьник научится:

  • использовать коммуникативные, речевые средства   общения для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать   существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;
  •  ориентироваться на   партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения   в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  • наблюдение.
  • анкетирование родителей и учащихся.
  • опрос.
  • диагностика:
  • этика подведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственная самооценка;
  • нравственной мотивации.

Тематический план для 1-го класса

Тема

Всего

Вид  деятельности

Этика общения (8 ч)

1

Доброе слово, что ясный день

1

Беседа. Игра

2

Если вы вежливы

1

Беседа. Игра

3

Да здравствует мыло душистое….

1

Конкурс рисунков. Игры.

4

Когда идешь по улице

1,5

Практическое занятия. Познавательная беседа. Игры.

5

Узнай себя

1,5

Путешествие по сказкам. Конкурсы, рисунки

6

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

Беседа  Рассказы.. Игры

7

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры, конкурсы

итого

8

Этикет (8 часов)

1

Повседневный этикет

1

Беседа.  

2

Простые правила этикета

1

Беседа   Ролевая игра.

3

Сказка об этикете

1,5

Работа с разрезными картинками.

4

Правила хорошего тона

1

Познавательная беседа. Сценка(обыгрывание ситуаций)

5

Продолжение сказки об этикете

1

Беседа. Игра

6

Путешествие в страну этикета

1

Посещение школьной библиотеки Познавательная беседа. Игра.

7

Итоговое занятие

1,5

Познавательная беседа.   Практическое занятие в школьной столовой

итого

8

Этика отношений с окружающими (9 ч)

1

Путешествие в волшебную сказку

1

Игра. Конкурсы. Беседа.

2

Маленькое дело лучше большого безделья

1

Игра. Работа в группах. Инсценировка.

3

Я хочу быть волшебником

1

Познавательная беседа. Игра

4

Любимый уголок Родины

1

Познавательная беседа. Применение  ИКТ

5

Мы соберем большой хоровод

1

Познавательная беседа. Рисунки

6

У каждого героя есть свои герои

1

Конкурс рисунков Познавательная беседа.

7

8

Поздравления для наших мам «Я люблю свою милую маму».

2

Праздник для мам. Беседа.  

9

Люби всё живое вокруг себя

      1

Беседа. Экскурсия в природу.

Итого

9

Этика отношений в коллективе (8 ч)

1

Мой класс - мои друзья

1

Познавательная беседа. Свои примеры

2

Если радость на всех одна.

1

Беседа. Примеры из мультфильмов. Конкурс рисунков

3

Однолюб  никому не люб

1

Познавательная беседа.

4

Поиграем и подумаем

1

Конкурс рисунков. Ролевые  игры

5

Путешествие в мир добрых дел

1

Познавательная беседа

6

О дружбе мальчиков и девочек

1,5

Обыгрывание сценки - миниатюры  

7

От улыбки станет всем светлей

1,5

Рисунки. Игры.

итого

8

Всего

33

2 класс

Тема

Всего

Вид  деятельности

Этика общения (7 ч)

1

Добрым жить на белом свете – это хорошо  

1

 Беседа. Сценки о добре

2

С песенкой жить всегда веселей

1

Исполнение весёлых песен

3

Добро творить - себя веселить

1

Беседа. Рисунки

4

Подумай о других

1

Инсценировка сказки

5

Подарок коллективу

1

Урок- концерт

6

Делу - время, потехе - час

1

Работа с пословицами. Практическая работа в парах и группах.

7

Если в другом человеке чего то не любишь, того и сам того не делай

1

Познавательная беседа. Просмотр фрагментов из мульфильмов.

итого

7

Этикет (8 ч)

1

Правила этикета

1

 Путешествие по   правилам .Свои примеры

2

Круглый стол

1

Практическое занятие: обыгрывание различных ситуаций

3

Вот дом наш, школа, в которой  мы живем

1

Беседа. Сценки.

4

Магазин, куда идем

1

Разыгрывание ситуаций посещения магазина

5

Пешеход, дороги, транспорт,

1

Практическое занятие на улицах нашего города

6

Где можно отдохнуть(луг, речка, лес)

1

Экскурсия в природу

7

В гостях у госпожи Вежливости

1

Урок - концерт

итого

8

Этика отношений с окружающими (10 ч)

1

От чего зависит настроение

1

Познавательная беседа

2

Подари другу радость

1

Рисунки. Стихи

3

Не стесняйся добрым быть

1

Познавательная беседа

4

Моя семья-  мой дом

1

Дискуссия.

5

В труде человек хорошеет

1,5

Беседа Практическое занятие

6

Поздравляем наших мам

1

Праздник любимым мамам

7

 Все на белом свете – вежливые дети

1

Беседа. Игры. Рисунки.

8

Как я общаюсь со взрослыми и сверстниками

1

 Беседа. Работа с пословицами

9

Цени доверие других

1,5

Путешествие на детский остров доверия. Рисунки.

итого

10

Этика отношений в коллективе (9 ч)

1

Как здорово, что все мы собрались

1

Познавательная беседа.

2

Советуем друг другу

1

Просмотр отрывка сказки Познавательная беседа.

3

Общее для мальчиков и девочек

1

Игра –тренинг.

4

 Поговорил бы кто со мной

1

Практическая работа (свои примеры)

5

Путешествие по весеннему парку

1

Экскурсия в парк.

6

Подарок другу

1

Урок- концерт

7

Делаем газету

2

Познавательная беседа. Посещение типографии

8

Доброта – как  солнышко

1

Праздник

Итого

9

всего

34

3-й класс

Тема

Всего

Вид деятельности

Этика общения (8 ч)

1

Здравствуй, доброта!

1

Беседа.

2

Дружим с добрыми  словами

1

Беседа. Игры. Пословицы и поговорки.

3

Будем дружить друг с другом

1

Игра.   Путешествие в страну взаимопонимания

4

Как совершить добрые поступки?

1

Беседа. Разучивание песен о дружбе.

5

Подари доброе слово

1

Беседа. Отрывки из сказок

6

Умеем ли мы общаться

1

Беседа Рассказ. Игра.

7

Каждый интересен по своему

1

Познавательная беседа.

8

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Конкурсы Игры

Итого

8

Этикет (8 ч)

1

Премудрости  тётушки Этики

1

Беседа, Обыгрывание ситуаций

2

За столом с любимым  Этикетом

1

Беседа. Практическое занятие

3

Правила школьного этикета

1

Беседа  

4

Когда рядом много людей

2

Беседа. Путешествие по городу  

5

Семейные проблемы. Как преодолеть их и почему?

1

Познавательная беседа. Обыгрывание ситуаций

6

Наша речь – как чистый ручеёк

1

Познавательная беседа.  Обыгрывание ситуаций

7

Встречаем дружно  Новый год

1

Праздник в классе

Итого

8

Этика отношений с окружающими (11 ч)

1

Отворите волшебные двери добра и доверия

1

Познавательная беседа. Рисование сказочных героев  

2

Душа - это наше творение

1

Познавательная беседа.  

3

Хорошее слово и кошке приятно

1

Познавательная беседа.   Выставка рисунков

4

Я в  сравнении с другими

1

Познавательная беседа. Пословицы.

5

Как понять свой внутренний мир?

1

Познавательная беседа.  

6

О настоящем и поддельном

1

Познавательная беседа. Примеры из жизни

7

Уют и тепло родного дома

1

Сочинение «Моя  семья»

8

Поздравляем наших мам

1

Праздник для мам. Выставка рисунков.

9

Родина – частичка моей души

2

Беседа. Посещение памятных мест в городе.

10

Когда солнце светит - душе тепло

1

Праздник. Песни. Стихи Игры.

итого

11

Этика отношений в коллективе (7 ч)

1

Коллектив – это……

1

Познавательная беседа. Обыгрывание ситуаций

2

Коллектив  и я.

1

Беседа. Рисунки. Сочинение – миниатюра.

3

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Конкурсы. Игры.

4

Советы девочкам и мальчикам

1

Познавательная беседа.

5

Скажи себе сам

1

Сочинение – миниатюра. Рисунки

6

Все мы стали добрей и умней

1

Путешествие по лабиринту откровений. Игры

7

Итоговое занятие.

1

Праздник

итого

7

Всего

34

4-й класс

Тема

Всего

Вид деятельности

Этика общения (5 ч)

1

 Вежливость в общении

1

Беседа. Решение проблемных ситуаций

2

Можешь ли ты быть самим собой?

1

Познавательная беседа. Игра - тренинг

3

Что достойно гражданина

1

Беседа    

4

Даже в будни труд может стать праздником  

1

Познавательная беседа. Пословицами

4

Праздник школьного Этикета

1

Рисунки. Пословицы. Поговорки.

5

Посмотри в зеркало

1

Просмотр мультфильма. Беседа.  

Итого

5

Этикет (9ч)

1

Знают дети с малых лет, что такое этикет

2

Беседа.  Ролевые игры. Просмотр мультфильма.

2

Твоё поведение в школе

1

Беседа

3

Мальчики и девочки. Не бойся лишний раз поздороваться

1

Познавательная беседа.    

4

Когда какое слово можно сказать  

1

Познавательная беседа. Ролевые игры.

5

Поиграем и подумаем о правилах

1

Беседа. Игры на свежем воздухе

6

За общим столом

1

Познавательная беседа. Ролевая игра

7

Доброта и доброжелательность

1

Познавательная беседа. Обыгрывание ситуаций

8

Поведение в транспорте

1

Познавательная беседа

Итого

9

Этика отношений с окружающими (12 ч)

1

Добрые поступки приятны всем

2

Подарок первоклассникам своими руками  

2

Умей быть добрым

1

Познавательная беседа.

3

4

Любите ваших близких и родных Родительский дом

2

Анкетирование. Беседа. Конкурс рисунков Ролевые игры. Обыгрывание ситуаций.

5

Поздравляем любимых  мам

1

Урок - концерт для любимых мам.

6

О тех, кто сердце отдал людям

2

Познавательная беседа. Посещение городского мемориала славы. Посещение городской библиотеки

7

Добрые мысли порождают добро

1

Беседа. Ролевые игры

8

Добрыми делами славен человек

3

Познавательная беседа. Посещение школьной библиотеки  

Итого

12

Этика отношений в коллективе (8 ч)

1

Расскажу вам о себе

1

Познавательная беседа.

2

Дружба – это…

1

Беседа. Рисунки. Мини сочинение

3

Друг познаётся в беде

1

Беседа. Обыгрывание ситуаций

4

5

Я, ты, он, она – вместе дружная семья

2

Познавательная беседа. Игры. Конкурсы

6

Коллектив и я

1

 Работа с изречениями

7

Скажи себе сам – нет!

1

Беседа. Ролевые игры

8

Храни достоинство свое

1

Разговор за круглым столом. Обыгрывание нестандартных ситуация

Итого

8

всего

34

4.Содержание

Раздел 1. Знакомство с этикой 1-й класс

Часть 1. Этика общения (8 часов)

Любимые сказки. Объяснение пословицы «Доброе слово, что день». Игра «Волшебный цветик-семи цветик». Волшебные слова.

Разговор о вежливости. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Л. Н. Толстого «Белка и волк». Игра «Вежливо - невежливо». Анализ: Небольшие сценки-загадки.

Личная гигиена. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов по предварительно нарисованным рисункам. Игра «В сказочной стране будильника».

Правила поведения на улице. Разыгрывай Золотое правило этики. Применение правила. Беседа об уважении.

Познай себя. Путешествие в сказку: у озера, подводном царстве, на маленькой полянке, в райском уголке.

Этика общения. Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семи цветик».

Урок-сюрприз. Игры. Стихи. Чаепитие.

Часть 2. Этикет (8 часов)

Из истории правил этикета. Правила этикета. Решение нестандартных задач по культуре поведения.

Повседневный этикет. Разбор ситуаций. А. Барто «Почему телефон занят». Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». Игра «Можно - нельзя». Ответы на вопросы.

Правила хорошего тона. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Сценки-миниатюры. Работа с картинками.

Этикет за столом. Игра «Любимые блюда». Продолжение сказки об этикете. Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Часть 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Золотое правило этикета. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Нахождения пословицы по ее частям. Игра «Лепесток».

Этика отношения к труду. Создание живой картины.

Этика отношения к живой природе. Стихотворения о родине. Песня «С чего начинается родина?». Рисунки о любимом месте. Карта мест отдыха. Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игры. Народные изречения о природе.

Толерантность в общении. Пословицы и поговорки разных народов. Игра-праздник. Выставка рисунков.

Этика отношений в семье. Стихотворения Лившица «Разговор», Е. Благининой «В тишине». Собирательный образ любимой мамочки. Выставка рисунков. Поделки. Концерт детей.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

Этика отношений в коллективе. Правила для всех. Сочинение, песенки. «Уважая человека, уважаешь сам себя». Игры «Собери букет», «Прополка сорняков».

Этика отношений с друзьями. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Рассказ В. Осеевой «Долг». Игра «Светофор».

О дружбе мальчиков и девочек. Рассказ Е. Пермяка «Надёжный человек».

О мудрости и доброте. Создание книги – миниатюры о мудрости.

Итоговое занятие. Игры Собирание лепестков. Песни.

Раздел 2. Путешествие в этику отношений с окружающим миром

2-й класс

Часть 1. Этика общения (7 часов)

Разговор о вежливости. От улыбки станет всем теплей. Что значит быть воспитанным, вежливым?

Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Путешествие в сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Беседа о добре, добрых поступках. Выставка рисунков о добре. Чтение отрывка из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Урок-сюрприз, урок общения.

Изготовление значка «Вежливость». Работа в группах. Объяснение пословицы «Делу - время, потехе - час».

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о равноправии в отношениях и доброжелательности. Заучивание волшебного правила «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Часть 2. Этикет (8 часов)

Беседа «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринтам этикетных правил.   Объяснение пословицы: «Уважая человека - уважаешь себя».

Путешествие в страну Этикета. Разыгрывание сценок с действующими лицами - сказочными героями. Практическое занятие за столом. Игра «Концерт для именинников».

Разбор этикетных ситуаций. Формулирование правил этикета.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами этикета в транспорте. Практическое занятие по правилам дорожного движения. Игра «Светофор».

Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, речке. Путешествие на лесную полянку.

Новогодний праздник.

Часть 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Этика отношений с окружающими. Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Беседа «Кому и как мы можем дарить радость». Составление предложения «Подари другому радость».

Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Беседа «От чего зависит настроение».

Беседа о доброте. Подарок старичку-лесовику и гномику Пыху. Создание газеты.

Практическое занятие «Наш общий дом».

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Добрый совет другу. Советы-пословицы о добре.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и старичку-лесовику.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Беседа «Как провели каникулы». Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Как правильно советовать. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» Игра.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению разговора.

Экскурсия в лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя (умения, знания, таланты, мысли).

Беседа о работе за год по курсу «Этическая грамматика».  

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

Раздел 3. Премудрости дедушки Этикета 3-й класс

Часть 1. Этика общения (8 часов)

Проявление доброжелательного отношения к каждому. Значение слова «Здравствуйте».

Добрые слова. Работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть - доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость - нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость - жалостью, сочувствием и т. д.

Учимся видеть добрые поступки вокруг себя. Соединение добрых слов и поступков в единую цепочку. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Одно из главных правил - прояви уважение к другому человеку: умей видеть его настроение и считаться с ним, поддержи интерес, считайся с желанием другого, уступай ему.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: песенку, рассказ, выдумку.

Часть 2. Этикет (8 часов)

Этикет -  правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Этикет за столом. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. Коллективное чаепитие.

Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, поведение на уроке, в столовой. Дети импровизируют различные ситуации.

Правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте, в магазине, музее, библиотеке.

Как решать семейные проблемы, чтобы не произошло ссоры, не было крика, нравилось нам быть дома.

Речевой этикет. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев Классный «огонек» с праздничным столом.

Часть 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)

Душа - это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенного теми качествами, какими желает обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я смеюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Я плачу, когда...»  

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: волшебные двери сердца - двери добра и доверия.  

Любимые песни детей. Рисование любимых героев из песен. Конкурс рисунков.

Я среди людей. Все мы разные, у каждого своего мироощущения и представление о жизни. Размышление о главном в человеке. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Помоги понять себя: дети раскрываются друг перед другом: с кем проводит время, какая семья, где живет, что интересно, что больше всего любит делать дома, что не любит и т. д.

О настоящем и поддельном. Настоящее - это то, что реально существует и влияет на наши поступки, чувства, на жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и наше отношение ко всему окружающему.

Этикет отношений в семье. Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие проблемы?

Поздравление мам. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Цветы - это живое воплощение, отклик родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с тем местом, где я родилась.

Итоговое занятие - праздник весны и песни.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)

Этика отношений в коллективе. Главная задача: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость, и боль тоже общая.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать в коллективе, хорошим и что плохим? Рассматривание позиций друг к другу, к другим людям. Качества, которыми надо обладать, чтобы считаться твоим другом, заслужить твое уважение.

Подарок коллективу.

Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек.

Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет, и почему. Задание на будущее, как достичь намеченное.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли мне лучше понять других, себя, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли мне стать умней и добрей. Заключительный праздник со всеми элементами этики.

Раздел 4. Добрыми делами славен человек 4-й класс

Часть 1. Этика общения (5 часов)

Этика общения. Решение нескольких ситуаций, в которых рассматриваются качества людей: скромность, достоинство, гордость. Вывод: в поведении человека, проступают нравственные качества характера, различные формы поведения, его поступки характеризуют человека как личность.

Умение быть самим собой. Совесть воспитать очень трудно. А обманывать легко. Необходимо упорно бороться за чистоту этого важнейшего свойства души, как совесть.

Рассматривание понятий «гражданин», «гражданственность».  Определение своей роли в жизни класса, школы во имя блага или радости других - шаг гражданина.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают нашу жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд - это не только физическая работа, трудиться приходится карандашом над книгой... воспитание самого себя - тоже труд...

Приглашение к зеркалу. Каждый ученик задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...», зеркало должно быть тактичным и доброжелательным.

Часть 2. Этикет (9часов)

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области взаимоотношений людей и культуры поведения.

Стиль поведения. Нужно разобраться, что должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Придумывание системы отношений в коллективе. Работа с пословицами.

Выбор более важных советов в этике поведения для девочек и для мальчиков. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность и уважение. Ролевые игры.

Речевой этикет. Умение разговаривать - искусство непростое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное им слово. Бестактное слово - угроза мирным отношениям, угроза здоровью, так как оно больно ранит, начало взаимных обид и ссор.

Этикет за столом. Обсуждение сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета. Чаепитие. Доброта и доброжелательность. Доброта - глубокое и широкое понятие - деликатность по отношению к другим людям, отзывчивость, чуткость, а доброжелательность - составная часть доброты.

Часть 3. Этика отношений с окружающими (12 часов)

Этика отношений с окружающими. Пословицы и изречения на тему добра. Назначение человека на земле - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела и поступки. Сумей защитить свое человеческое достоинство, противостоять злу, несправедливости, наказать зло - добрый поступок, требует большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Всегда и решительно давать отпор злу.

Этикет отношений в семье. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье грубости, несдержанности, лени, капризов, претензий. Повседневные обязанности - это капельки, из которых сливается море человеческого долга.

Любите своих матерей. Как сократить минуты печали, грусти, душевных огорчений наших мам? Отчего грустнеют мамины глаза? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам». «Огонек», посвященный мамам.

Разговор о людях, воевавших и отстоявших нашу Родину. Самая чистая и светлая любовь - это любовь к матери и к Родине. Любовь и забота о других - вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры. Праздник благодарности.

Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями.

Часть 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции.

На базе прочитанной сказки об охотнике сделать вывод: что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радостно и легко.

Товарищество, общность интересов, солидарность, общие дела, единство -основа отношений в школьном коллективе.

Не хуже других. Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю.

Скажи себе сам. Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив, каждого ученика - собственная оценка себя. Ролевые игры.

Разговор за круглым столом. Обмен знаниями, суждениями, мнениями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего человеческого достоинства.

5.Список литературы для учителя

  1. Косачёва, И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания / И. П. Косачёва. - М. : Изд-во «АРКТИ», 2005. -62 с.
  2. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О. С. Богданова. - М. : Просвещение, 1982.
  3. Богусловская, Н. Е. Веселый этикет / Н. Е. Богусловская, Н. А. Купина. -Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998.
  4. Костылёва, О. Г. Учись быть вежливым / О. Г. Костылёва, И. Г. Лукина. -М. : Чистые пруды, 2006,
  5. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. - Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 1996.
  6. Белопольская, Н. А. Азбука настроения. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра / Н. А. Белопольская. - М. : Просвещение, 1998. -100 с.
  7. Буйлова, Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей / Л. Н. Буйлова. - М. : ЦРСДОД, 2000.
  8. Горбунова, Н. А. Классные часы / Н. А. Гбрбунова. -Волгоград : Учитель АСТ, 2004.
  9. Кульневич, С. В. Современный урок : научно-практ. пособие для учителей, методистов / С. В Кульневич, Т. П. Лакоценина. -Ростов н/Д : Изд-во «Учитель», 2006. - Часть 1,
  10. Кульневич, С. В. Совсем не обычный урок :практ. пособие для учителей / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д : Изд-во «Учитель», 2001.

11.Максимова, Т. Н. Классные часы. 1 класс / Т. Н. Максимова. - М. :Вако, 2009.

12. 14.Пахомова, О. А. Добрые сказки. Этика для малышей / О. А. Пахомова. М, : Книголюб, 2006. - 88 с.

13.Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. - Ярославль : Гринго,1996.

14.Смирнов, Н. А. Этика и этикет младших школьников : пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Н. А. Смирнов. - М. : Школьная Пресса, 2000.

  1. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Части 1-2 / А. И. Шемшурина. - М. : Школа-Пресс, 1999.
  2. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1990.
  3. Шорыгина, Т. А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. -М.:ТЦ «Сфера», 2010.
  4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена / М. : Изд-ва «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
  5. Энциклопедия этикета/ СПб. : Мим-Экспресс, 1996.
  6. Этикет от А до Я для взрослых и детей / М.: Изд-во «АСТ», 1998.

Список литературы для обучающихся

  1. Андреев, Ф. В. Золотая книга этикета / Ф. В. Андреев. - М. : «Вече», 2004.
  2. Барто, А. Л. В театре / А. Л. Барто. - М. :Худож. литература, 1985. З.Волков,  А.  М.   Волшебник  Изумрудного  города  /  А.  М.  Волков.  -

Кемерово : Кемеровское кн. изд-во, 1989.

      3. Линдгрен, А. Малыш и Карлсон / пер. со швед. Л. 3. Лунгиной ; вступ. ст. Л. Лунгиной ; ил. Р. В. Давыдова. - М. : Правда,1985.

  1. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. -Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 1996.
  2. Маяковский, В. В. Что такое хорошо и что такое плохо / В. В. Маяковский.-М. : Малыш, 1985.
  3. Осеева, В. А. Волшебное слово / В. А. Осеева. - М. : Детская литература,Маршак, С. Я. Вот какой рассеянный / С. Я. Маршак. - М. : Малыш, 1991.
  4. Милн, А. А. Винни-Пух и все-все-все / пер. со швед. Л. 3. Лунгиной ; вступ. ст. Л. 3. Лунгиной ; ил. Р. В. Давыдова. - М. : Правда, 1985.
  5. Некрасов, А, С. Приключения капитана Врунгеля : Повесть. Рассказы : для сред.шк. возраста / А. С. Некрасов. - Ф.: Адабият, 1990.

      9.Пятак, С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет : в 2 ч. / С. В. Пятак. -М.: Эксмо, 2010.

10.Русская народная сказка. Лиса и Журавль. - М.: Малыш, 1991.

  1. Сорокина, Г. И.  Детская риторика в рассказах,  стихах, рисунках / Г. И. Сафонова, И. В. Сафонова и др. -М.: Просвещение, 2000.
  2. Титкова, Т. В. Как принимать гостей / Т. В. Титкова. - М. : Издательская группа АСТ„ 2004.
  3. Чуковский, К. И. Федорино горе / К. И. Чуковский. -М. '.Малыш, 1991.
  4. Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский, - М.: Малыш, 1992.
  5. Чуковский, К. И. Телефон / К. И. Чуковский. - М.: Малыш, 1975.
  6. Чуковский, К. И. Краденое солнце / К. И. Чуковский. - М. :Худож. литература, 1994.
  7. Шалаева, Г. П. Как себя вести? / Г. П. Шалаева. - М. : Издательская группа АСТ, 2010.
  8. Шалаева, Г. П. Как вести себя в гостях / Г. П. Шалаева. - М.  : Издательская группа АСТ, 2010.
  9. Шалаева, Г. П. Как вести себя дома / Г. П. Шалаева. - М. : Издательская группа АСТ, 2010.
  10. Шалаева, Г. П. Как вести себя в школе / Г. П. Шалаева. - М.  : Издательская группа АСТ, 2010.
  11. Ягодинский, В. Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения) / В. Н. Ягодинский. - М., 1991.
  12. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. - М. : Изд-ва «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»  МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра»  рассчитана в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этика: азбука добра»

Рабочая    программа      курса  внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной ...

«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра»   Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет   2016-2017 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Этика: азбука добра» направленность - общекультурная

Рабочая программа кружка  для 1 -4 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс...