Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ начальной школы.
проект (1 класс)
Ключевые слова: зрительное восприятие, коррекция, младшие школьники, развитие, умственная отсталость, письменная речь.
Ведущая роль в познании принадлежит восприятию. Оно позволяет получать первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие зрительного восприятия | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ начальной школы.
Ключевые слова: зрительное восприятие, коррекция, младшие школьники, развитие, умственная отсталость, письменная речь.
Ведущая роль в познании принадлежит восприятию. Оно позволяет получать первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Особо велико значение восприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л. С. Выготский говорил, что «речь не может развиваться без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая». Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы.
Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам из вне, способность осмысливать то, что видишь. Работая с ребятами ОВЗ понимаю, что зрительная память у детей доминирует, чего не скажешь про зрительное восприятие, в отдельных случаях оно вообще не развито. Причины могут быть следующие:
- У детей с нарушением интеллекта чаще, чем у нормальных развивающихся сверстников, имеют место нарушение ощущений различной модальности и, соответственно, восприятие объектов и ситуаций.
- Процесс зрительного восприятия мало активен. Обычно детали, второстепенные признаки предметов или явлений плохо или совсем не фиксируются.
- У умственно отсталых школьников отмечается нарушение обобщенности восприятия. Вследствие этого они замечают лишь явно выделяющиеся внешние признаки и ограничиваются самым общим узнавание предмета.
- Отмечается снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.
Изучением зрительного восприятия занимались такие ученые, как Л.И. Белякова, Л.А. Венгер, Г.А. Волкова, Т.В. Волосовец, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л. С. Цветкова и другие. Они полагали, что развивать зрительное восприятие необходимо уже в дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным, а также необходимым для формирования в дальнейшем умения учиться, т.е. для овладения содержанием, средствами и способами действия.
Низкий уровень сформированности зрительного восприятия резко снижает успешность обучения ребёнка по основным школьным программам. Уже в дошкольном возрасте у детей должны быть усвоены основные сенсорные эталоны: цвета, формы и величины, от уровня сформированности которых зависит успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. Зрительный образ является одной из разновидностей перцептивного образа и обладает свойствами целостности, структурности и константности. Выполняет также важную проприоцептивную функцию, участвуя в регуляции движений наблюдателя.
Формирование зрительного восприятия у детей с ОВЗ, как и других высших психических функций, запаздывает и имеет ряд отличительных особенностей.
Так, в работах, А.Р. Лурии указано, что нарушение зрительного восприятия может привести к трудностям в узнавании фигур, букв, цифр (их величины, соотношении частей, дифференциации зеркальных или близких по конфигурациям элементов и т.д.) у детей с речевой патологией и вести к отставанию в формировании ориентации в пространстве.
А.П. Воронова изучала особенности развития буквенного гнозиса и ориентировки детей с нарушением речи в пространстве. В ходе исследований было выявлено, что дети имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они затрудняются в дифференциации нормального и зеркального написания букв, часто не узнают буквы, которые наложены друг на друга, испытывают трудности в назывании и сравнении букв, сходных по написанию, не только в прописных, но и в печатных буквах, предоставленных в беспорядке.
Большим источником получения информации для каждого человека является письменная речь. Овладение такими сложными процессами как чтение и письмо невозможно без хорошо развитого зрительного восприятия. Именно в начале школьного обучения дети сталкиваются с восприятием большого количества сложных изображений в процессе обучения чтению и письму. Письменная речь – это сложная знаковая система, знаково-символическая форма коммуникации. Для ребёнка с ОВЗ овладение письменной речью является крайне сложным процессом, который основывается на сенсомоторной базе. Освоение письменной речи начинается с усвоения букв, которое заключается в соотнесении графического образа со звуком. Выделение сложных графических стимулов (букв) и их усвоение может успешно пройти только с хорошо развитым зрительным восприятием. В связи с этим у детей с ОВЗ возникают следующие трудности в овладении письменной речью: ‒ трудности усвоения графических образов букв; ‒ трудности различения букв; ‒ смешение оптически сходных букв; ‒ реверсии букв и слогов; ‒ антиципации и добавление букв и другие. Помимо трудностей в освоении письма и чтения выделяют стойкие нарушения письменной речи – дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Одной из форм этих нарушений является оптическая. Её суть заключается в том, что наблюдаются проблемы с усвоением и смешением графически похожих букв, их замены. Из-за недостаточного развития зрительного восприятия может происходить смешение и взаимозаменяемость букв, которые отличаются некоторыми элементами, например буквы «В» и «З», а также состоящие из одинаковых элементов, но по-разному расположенных, например буквы «Т» и «Г». Эти нарушения связаны с несформированностью выделения зрительных объектов, плохой дифференцированностью похожих форм, неполнотой пространственного восприятия, недостаточным усвоением оптико-пространственных представлений, нарушением зрительного анализа и синтеза. Таким образом, при оптической дисграфии и дислексии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, которые в дошкольном возрасте проявляются в неточности представлениях о сенсорных эталонах, малым объёме зрительной памяти и несформированностью пространственных представлений. Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо овладеть такими базовыми учебными навыками, как чтение, письмо, счёт. Все эти навыки тесно связаны с усвоением зрительных знаков и символов (букв и цифр).
Однако в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы можно значительно развить ощущения и зрительное восприятие у детей с нарушением интеллекта. Специально организованное коррекционное воздействие, направленное на развитие функций зрительного анализатора, способствует предупреждению и коррекции нарушений письменной речи. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий учащиеся анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.
В своей работе использую диагностические методики известных авторов, таких как М.М. Семаго «Незавершенные изображения», «Наложенные изображения»; С.Ф. Забрамная «Разрезные картинки»; О.М. Дьяченко «Эталоны». Благодаря этим методикам мне удается выявить, насколько сильно нарушено зрительное восприятие у детей с нарушением интеллекта.
На первых этапах работы на развитие зрительного восприятия использую дидактический материал:
- «Одинаковые по цвету»;
- «Одинаковые по форме» с подключением зрительного анализа и синтеза, сравнение.
- Игра «Нелепицы»;
- «Найди отличия» (цветные изображения, компьютерные игры);
- Корректурные пробы- простые;
- Матрицы Равен.
Затем, после того, как ребенок начинает справляться быстро и легко с данными заданиями, усложняю коррекционную работу с дидактическим материалом:
- «Найди отличия» - черно-белые изображения;
- «Корректурные пробы» - цифры и буквы;
- Таблицы Шульте;
- Наложенные друг на друга изображения (геометрические фигуры, цифры, буквы и др.), найди, посчитай;
- Найди спрятанные слова, выдели из потока букв слова и др.
Зрительное восприятие тесно связано с логическим мышлением, поэтому в свою работу включаю визуальные картинки, где нужно обобщить, выделить лишнее, и обязательно объяснить свой выбор.
Непомнящих Марина Юрьевна
учитель дефектолог-логопед
Черемушкинской СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Развитие зрительного восприятия у детей
Консультация для родителей...
Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений.
консультация...
Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов
Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия у детей младшего возраста.
Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее ...