Тетрализованное представление "Возвращение к истокам".
методическая разработка (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Театрализованное представление по мотивам русских народных праздников, традиций
«Возвращение к истокам».
Театрализованное представление по мотивам русских народных праздников, традиций «Возвращение к истокам».
Цель: формирование нравственных качеств личности на основе народных, культурных традициях,
- познакомить воспитанников с историей празднования Осенин, Святок, Масленицы и других народных праздников на Руси.
- развивать интеллектуальный потенциал воспитанников
- способствовать формированию патриотизма у детей, пробуждая интерес к историческому прошлому народа.
Действующие лица
Ведущая
Иван
Марья
Хозяин
Хозяйка
Коляда
Скоморох 1
Скоморох 2
Интерьер деревенской избы. Звучит фонограмма колокольного звона.
Ведущая.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова. Добрый день, девочки и мальчики, добрый день уважаемые гости! Мы очень рады приветствовать вас на нашем представлении.
Издавна на Руси справлялось много праздников, и их значение было очень велико. После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Наиболее распространенными обрядами были: колядование, святочные гадания, святки. Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса – колеса времени (показывает на солнце). Какие народные праздники, ребята, вы знаете? В какое время их празднуют?
Мы сегодня с вами поговорим о том, как жили люди в старину, как проводили праздники. А для этого я приглашаю в нашу светлицу.
Вот так выглядела русская изба. Печь обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На лежанке можно было спать. Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, наблюдая сверху за работой своих бабушек, дедушек, матерей и отцов. Топили печь березовыми дровами: дыма меньше и тепло дольше сохраняется. Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка. Левый угол назывался красный, красивый. Это было место для гостей. Раньше любили принимать гостей. Существовал даже такой обычай гостеприимства.
А вы, ребята, знаете, как раньше на Руси принимали гостей?
Воспитанник:
Если гость заходил во время обеда или ужина, то он говорил: «Хлеб да соль». А хозяин отвечал: «Добро пожаловать хлеба да соли откушать». Усаживали гостя за стол и угощали.
Ведущий:
А еще был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто – то строил избу, помогали всей деревней. Не забывали стариков, детей – сирот, приносили им пищу.
А сейчас давайте вспомним пословицы о доброте и гостеприимстве русских людей.
- Хозяин весел, и гости радостны.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Гостю щей не жалей – погуще влей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Запомните, ребята, эти мудрые пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными, как и ваши предки.
На фоне песни Д. Тухманова «Россия» на сцену выходят Иван и Марья, в руках у Марьи каравай.
Марья:
Добрый день, гости дорогие. Звать величать меня Марья.
Иван:
Здравствуйте! Я – Иван. Рады приветствовать вас в нашем родном доме.
Марья:
Хлеб да соль вам, гости дорогие (кланяется).
Иван:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Марья:
Буднично, потрескивая сухо.
Ладанка дымилась так ужо…
И шептала бабка – повитуха:
«Даст господь – все будет хорошо!»
Иван:
Так рождалась жизнь! А с нею песня.
Чистый свет, живительный родник
Шли они рука об руку вместе –
Марья, Иван (по очереди):
Любовь, жизнь, песня – так народ привык!
Выходят девочки в народных костюмах, они баюкают кукол и исполняют колыбельную песню на стихи А. Майкова.
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветер спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых:
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»
(На фоне музыки)
Ведущий:
Очень точно подметил Н.В. Гоголь «Под русские песни пеленается, женится, хоронится русский человек».
Марья:
Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости.
Иван:
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом
Ведущий:
В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. На праздник собираются все, и все в нем участвуют.
Марья:
Для нас символичным является совпадение начала учебного года и православного новолетия.
(Звучит песня «Коробейники» и на ее фоне говорит Иван)
Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля, праздновали на Руси праздник «Осенины». Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы.
Выходят дети в русских народных костюмах, в руках у них колоски.
Дети (говорят по очереди):
Осень, осень на порог.
Осенинщикам – пирог!
За наше терпение
Всем угощение!
Мы пирог поели – еще захотели.
Осень, осень
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толокой, обмолокой,
Золотым венцом.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Хлебушко, расти,
Времечко, лети,
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Исполняется песня «Коробейники»
(Звучат колокольчики, слышен скрип полозьев.)
Марья:
Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь – дорожку вывело.
Иван:
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало.
Марья:
Малых ребят, красных девчат
На сани усадило,
По ледянке с горки прокатило.
Ведущий:
Начинались традиционные зимние праздники. Любит русский народ Зимушку – зиму. И на санках
покататься можно, и в снежки поиграть. А вы любите играть? Я приготовила для вас загадки, попробуйте отгадать.
- Без рук рисует, без зубов кусает (мороз)
- Шуба бела весь свет одела (снег)
- Скачет по лесу то взад, то вперед. Воет, гудит, деревья трясет (вьюга)
- Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет (лед)
- В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено (прорубь)
- Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало (сосулька).
А теперь собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Игра «Ведьмина метелка». Дети встают в круг и под музыку передают друг другу веник, украшенный бантом. У кого остался веник, после окончания музыки, тот выполняет задание.
Ведущий:
Ребята, а знаете ли вы, что первые самые сильные морозы бывают на праздник Зимнего Николы – 19 декабря. Начинаются Никольские морозы. Снег все больше укрывает землю, появляются сугробы, дети всегда радуются снегу.
Как вы думаете, почему?
Какую работу выполняли зимой в деревне мужчины и женщины?
Да, зимой торопиться некуда. Мужчины возили с полей сено, из леса дрова, носили воду из колодца, кормили животных, плели лапти, расчищали дорожки от снега. Женщины пряли, вязали, вышивали, хозяйничали у плиты.
Начинались традиционные зимние праздники.
Хозяйка:
Ай во боре, во боре,
Стоит сосенка на горе.
Хозяин:
Ой. Овсень, ой коляда,
Приходите к нам сюда!
Коляда:
Скок на крылечко
Бряк во колечко
Дома ли хозяйка?
Хозяйка:
Просим в избу:
Красному гостю – красное место.
Коляда исполняет колядки:
Коляда – Маледа
Накануне Рождества.
Тятенька, добренька,
Пирожка – то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Счастья будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!
Хозяин и Хозяйка угощают Коляду и гостей Козулями.
Ведущий:
А после долгой зимы приходила красавица весна со своими праздниками.
Звучит «Комаринская», на сцену мальчик выносит карусель (шест, к которому привязаны разноцветные ленты, за ленты держатся дети) и начинает раскручиваться вместе с детьми.
Выбегают два скомороха.
1 скоморох:
Здравствуйте гости, милости просим.
2 скоморох:
масленицу широкую открываем, веселье начинаем.
1 скоморох:
Улыбайтесь во весь рот, все, кто масленицу ждет.
2 скоморох:
масленица – кривошейка
встретим тебя хорошенько.
1 скоморох:
С блинами, с каравайцами, с вареничками,
2 скоморох:
С сыром, маслом, калачом и с печеным яйцом.
Исполняется песня «Ой, Масленица – кривошейка»
1 скоморох:
Наша Масленица дорогая не надолго к нам пришла
2 скоморох:
Мы думали на 7 недель, оказалось на 7 дней.
1 скоморох:
Обманула, провела, нагуляться не дала.
2 скоморох:
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
1 скоморох:
Ты прощай, прощай, наша широкая
2 скоморох:
Идет матушка Весна – отворяйте ворота.
Звучат пасхальные песнопения.
Марья:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес, Христос воскрес!
Иван:
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос Воскрес!
Марья:
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
Ведущий:
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело. В пасхальную ночь в церковь шли все. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В полночь начинался крестный ход – обход церкви с иконами и крестами.
Одним из символов является яйцо. Как вы думаете, почему? Правильно, это символ зарождающейся жизни.
Пасха – семейный праздник, но в гости ходили обязательно – христосоваться
Показывают этот обычай – чокаются яйцами и целуются три раза.
Слышен шум леса, кукушка. Иван выносит макет березы на середину сцены.
Марья:
Праздник цветения молодой растительности называли наши древние предки Семик. Семик – седьмой четверг весеннего полнолуния, а также этот период называли «русальная».
Иван:
Семик продолжался неделю. Чествовали и славили цветущую землю. Береза была символом расцветшей природы, ее красоты.
На сцену выходят девушки, в руках у них венки. Девушки исполняют танец – хоровод «Во поле береза»
Девочка 1:
Ой, березонька моя зелененькая,
Кудреватая, зелененькая,
Близ тебя, березонька, -
Трава шелковая.
Девочка 2:
Под тобой, березонька, -
Вода ключевая.
На тебе березонька, -
Соловьи поют.
Девочка 3:
Вокруг тебя, березонька,-
Красны девушки хоровод ведут,
Хоровод ведут, да песни поют.
Звучит музыка песни «Россия, Русь , храни тебя, храни». На сцену выходят все участники представления.
Хозяйка:
Необозримый простор полей, звон колосьев тугих, синева чистого неба, пение высоко парящего жаворонка… Это – Россия.
Скоморох:
А вот деревенская церквушка, блеск куполов над храмом, звон колоколов… Это – Россия.
Ведущий:
Россия! Русь!
Куда я не взгляну…
За все твои страдания и битвы…
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, Погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя.
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек. До вечного покоя.
Россия! Русь!
Все участники:
Храни себя! Храни!
Участники делают глубокий поклон.
Ведущий:
Вот и закончилось наше представление. Ребята, вы теперь знаете, что такое Семик. Да, без корней не
живет и не растет дерево. Знание исторических корней, понимание прошлого своего народа помогает нам любить своих близких, свой дом, свою страну, с уважением относиться к другим народам.
Литература:
- Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции. Волгоград: Учитель. 2007г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. Москва: ТЦ Сфера, 1999г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. Москва: ТЦ Сфера, 1999г.
- Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. Приходите к нам на праздник. Ярославль: Академия развития. 2000 год.
.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....
урок "Истоки" 2 класс тема "Город"
Использование краеведческого материала вызывает у детей большой интерес,часто удивляет. А то,что удивляет,поражает, всегда запоминается надолго,зарождает интерес к познанию,развивает память и мышление...
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Тетрализованный праздник "Деревенские посиделки"
Театрализованный праздник "Деревенские посиделки" предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель праздника расширить кругозор детей об истории и быте России, воспитывать чувство любви к малой родине....
Тетрализованная игра "Теремок с цифрами"
Порядковый счет до 5....
Тетрализованное представление "Защитники страны"
Театрализованное представление ко Дню Защитника Отечества для начальной школы и среднего звена написано по мотивам "сказок Пушкина....
Тетрализованная игра "Все професси нужны, все профессии важны"
Тетрализованная игра "Все професси нужны, все профессии важны"...