Программы по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21» им. Валентина Овсянникова - Заярского

РАССМОТРЕНО                                                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                                                     директор школы

объединения, протокол № 1                                                               ___________/Е.А. Левицкая/

от «30» августа 2022 г.                                                              приказ №176 от «31» августа 2022 г.

руководитель МО_________                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«В мире книг»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 3 В

Учитель: Абдуллина Татьяна Николаевна

Количество часов: всего - 34 часа

                                в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2022 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века») М. Изд. «Вентана-Граф» 2014

Общая характеристика программы.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося- читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование навыков выразительного чтения;
  • формирование основ библиографической грамотности;
  • формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

Воспитательные:          

  • воспитание бережного отношения к книге;                                              
  • воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

  Развивающие:    

  • расширение кругозора детей;
  • пробуждение творческой активности ребёнка;
  • раскрытие индивидуальных способностей;
  • формирование у детей элементов творчества;
  • формирование литературного вкуса.

Место программы внеурочной деятельности «В мире книг» в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» 3 класс рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общеинтеллектуального направления. 

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  •  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

регулятивные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные результаты:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности

№ п/п

Название раздела

Основное содержание

Формы и виды деятельности

1.

История книги. Библиотеки. (4 ч)

История создания книги. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Беседы,

библиотечные уроки

2.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Книга-сборник. Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Игровые занятия, викторины.

3.

Книги – сборники. Басни и баснописцы (3)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Конкурсы рисунков и плакатов, викторины, проекты, инсценировка, беседы, чтение книг.

4.

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Чтение книг, кроссворды, устные журналы.

5.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Виртуальная экскурсия, выставка книг, проекты, чтение сказок, творческие работы, просмотр кинофильма

6.

Животные – герои детской книги (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Чтение книг, конкурсы рисунков, путешествие.

7.

Дети – герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

Обзор выставок, поисковая работа, просмотр кинофильма. Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

8.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

9.

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Проект, викторина.

10

Газеты и журналы для детей (2 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Чтение, проекты, Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

11

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Х.К. Андерсене. Библиографические справочники:

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«В мире книг» 

№ п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1

2

Первые книги. Библия. Детская Библия.

1

3

Летописи. Рукописные книги.

1

4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник.

1

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных

1

7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

8

История басни. Басни Эзопа и  И. А. Крылова. Аппарат книги-сборника.

1

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

1

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами

1

11

Герои басен. Инсценирование басен.

1

12

Родные поэты

1

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-

родных сказок.

1

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

21

Дети — герои книг. Типы книг.

1

22

 Книги-сборники произведений о детях.

1

23

 Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».

1

24

Книги зарубежных писателей.

1

25

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях.

1

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

1

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

1

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой

в читальном зале.

1

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1

32

Создание классной газеты «Книгочей».

1

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?».

1

34

Словарь книгочея

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебно-методические средства обучения

Дидактические игры и сюжетные картинки

1.Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

2.Сюжетные картинки по развитию речи. – М: просвещение, 1976

3.Дидактическая игра «Непроизносимые согласные»

4.Игра «Приметы русской природы»

Печатная литература:

1.ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

2.Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2003

3.Гой еси вы, добры молодцы: Русское народно-поэтическое творчество/ Сост. П.С.Выходцев – М: Молодая гвардия, 1979

4.Даль, В.И. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа. - В 2т.-СПб.,1998

5.«Мурзилка». Ежемесячный журнал для детей. М.:ЗАО «Редакция журнала Мурзилка»,2004

6.Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

7.Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

8.Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

9.Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

10.Четыре времени года. Сост.С.Е.Шамаева. – Воронеж: Цент.-Чернозем. изд-во, 1990.

11. Таблицы для внеклассного чтения

Технические средства обучения

  • Мультимедийные проектор
  • Экспозиционный экран
  • Компьютер.
  • Сканер.
  • Принтер

Интернет-ресурсы

1.http://www.labirint.ru – книги для детского чтения

2. http://www.odinklik.ru/site.aspx?site=vladimir_suteev -

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://www.planetaskazok.ru/drzarubskaz -произведения для детского чтения

7. http://detochki-doma.ru/skazki-sovetskih-i-russkih-pisateley/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21» им. Валентина Овсянникова - Заярского

РАССМОТРЕНО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                                                                              директор школы

объединения, протокол № 1                                                                                ___________/Е.А. Левицкая/

от «30» августа 2022 г.                                                                                        приказ № 176 от «31» августа 2022 г.

руководитель МО_________                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Азбука питания»

Направление: спортивно-оздоровительное

Класс: 3 В

Учитель: Абдуллина Татьяна Николаевна

Квалификационная категория: I (первая)

Количество часов: всего - 34 часа

                                  в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Азбука питания» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе авторской программы образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);

Программа внеурочной деятельности, по спортивно - оздоровительному направлению «Азбука питания», предназначена для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи:

 формировать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;

  формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;

 создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации о правильном питании и здоровом образе жизни в пособиях и других источниках;

 формировать представление о правилах этикета как неотъемлемой части общей культуры личности;

  пробуждать интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории питания своего народа и традициях других народов;

 просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;

 формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;

 развивать коммуникативные навыки у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы.

Результаты курса внеурочной деятельности

              Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
  • В предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
  • Слушать и понимать речь других
  • Читать и пересказывать текст
  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

  •  Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
  • Выделять существенные признаки предметов
  • Сравнивать между собой предметы, явления
  • Обобщать, делать несложные выводы
  • Определять последовательность действий

Воспитательные:

  • воспитывать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
  • формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека

Тематическое планирование

Основное содержание

Формы организации

Электронные цифровые

( образовательныеные) ресурсы

 Вводное занятие

Ролевые игры

1. http://infourok.ru

2. images.yandex.ru 

3. ped-kopilka.ru

4. nsportal.ru›nachalnaya-shkola

5. http://www.klassnye-chasy.ru/ http://www.klassnye-chasy.ru/%20

6. images.yandex.ru 

7. https://ru.wikipedia 

8. http://5klass.net/literatura 

9. https://docs.google.com 

10. http://www.karusel-tv.ru

Разнообразие питания

Игра, викторины, конкурсы.

Гигиена питания и приготовление пищи

Конкурс-викторина. Экскурсия в пищеблок школьной столовой. КТД. Встреча с интересными людьми.

Этикет

Практическое занятие. Ролевые игры. Чтение и обсуждение ситуативных тематических задач. Изготовление книжки – малышки.

Рацион питания

Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры.

Традиции и культура питания

Проектная деятельность. Презентация проектов. Выставка рисунков

Итоговое занятие

Экскурсия с подвижными играми.

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

плани

руемая

Дата

факт.

Тема учебного занятия

Виды деятельности

Кол-во

часов

1

02.09

02.09

Вводное занятие. Повторение правил питания.

Повторение правил питания

1

2

09.09

09.09

Из чего состоит наша пища.

Режим питания. Из чего состоит наша пища. Витаминизированные продукты. Блюда из зерна .Польза завтрака. Суп и каша — пища наша. Полдник — время есть булочки? Пора ужинать. Что нужно есть, чтобы стать сильнее. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Каждому овощу свое время. Мое идеальное меню.

1

3

16.09

16.09

Практическая работа «Меню сказочных героев»

1

4

23.09

23.09

Что нужно есть в разное время года.

1

5

30.09

30.09

Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи.

1

6

07.10

07.10

В гостях у тётушки Припасихи.

1

7

14.10

14.10

Как правильно питаться если занимаешься спортом.

1

8

21.10

21.10

Составление меню для спортсменов.

1

9

28.10

28.10

Где и как готовят пищу.

Режим питания, польза прогулок после еды, режим употребления жидкости, целебные источники и минеральные воды. Составление меню. Составление меню второго завтрака в школе. Составление меню для ужина. Знакомство с вариантами полдника Профилактика желудочных заболеваний. Оформление плаката «Пора ужинать».

1

10

11.11

11.11

Как и кем составляется школьное меню. Встреча с интересными людьми (заведующая школьной столовой).

1

11

18.11

18.11

Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу.

1

12

25.11

25.11

Лекарственные растения.

1

13

02.12

02.12

Профилактика желудочных отравлений. Беседа с медицинским работников школы.

1

14

09.12

09.12

Практическая работа по составлению меню.

1

15

16.12

16.12

Конкурс рисунков «Вкусный маршрут»

1

16

23.12

23.12

Как правильно накрыть стол.

Книжка – малышка «Как вести себя за столом». Накрываем праздничный стол.

1

17

13.01

Изготовление книжки «Правила поведения за столом»

1

18

20.01

Накрываем праздничный стол. Проект

1

19

27.01

Конкурс «Мы на необитаемом острове»

1

20

03.02

Молоко и молочные продукты.

Значение молока и молочных продуктов, рыбных, мясных продуктов. Беседа «Где найти витамины в разные времена года».

1

21

10.02

Это удивительное молоко. Игра- исследование.

1

22

17.02

Блюда из зерна.

1

23

24.02

Путь от зерна к батону.

1

24

03.03

Праздник «Хлеб – всему голова!»

1

25

10.03

Конкурс «Венок из пословиц».

1

26

17.03

В гостях у Нептуна.

1

27

24.03

Экскурсия в магазин море продуктов.

1

28

07.04

Оформление плаката «Обитатели моря»

1

29

14.04

Кулинарное путешествие по России

Традиции питания на Руси.

Беседа «На вкус и цвет товарища нет».

1

30

21.04

Игра – проект «Кулинарный глобус»

1

31

28.04

Традиционные блюда нашего края.

1

32

05.05

Конкурс кулинарных рецептов

1

33

12.05

Праздник «Мы за чаем не скучаем!»

1

34

19.05

Итоговое занятие. Конкурс мини – сочинений.

Подведение итогов за год.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова - Заярского

РАССМОТРЕНО                                      ПРИНЯТО                                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                   на Педагогическом совете                 директор школы

объединения, протокол № 1                    школы                                                  ___________/Е.А. Левицкая/

от «30» августа 2022 г.                             протокол № 1                                     приказ №  176 от «31» августа 2022 г.

руководитель МО_________                  от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

Класс: 3 В

Учитель: Абдуллина Татьяна Николаевна

Количество часов: всего - 34 часа

                                в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2022 год

Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  на основе авторской программы курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочурова, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века» (Занимательная математика : программа внеурочной дея- тельности : 1—4 классы / Е. Э. Кочурова. — М : Вентана-Граф, 2019.  (Российский учебник: Школа эрудита XXI века). Курс направлен на развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Цели курса внеурочной деятельности: расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию   познавательных универсальных учебных действий.

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • развитие математических способностей учащихся;
  • обучение решению математических задач творческого и поискового характера;
  • формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;  
  • воспитание любознательного, активно познающего мир младшего школьника

Результаты курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.      
  • выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;      
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;      
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;      
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;      
  • моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток;      
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

 Предметные результаты:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;    
  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;      
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие           направление движения;      
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);      
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;    
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной        конструкции;      
  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Содержание курса «Дружим с математикой»,

с указанием формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. По­ иск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск скрытой цифры. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа на­ лево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, с помощью хода шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Математические игры.

«Весёлый счёт» — игра соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Русское лото», «Математическое домино»,

«Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,

«Отгадай число и месяц рождения».

Игры с набором «Карточки считалочки» (сорбонки) — дву-сторонние карточки: на одной стороне записано задание, на другой — ответ.

Математические треугольники: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение»,

«Деление».

Игры: «Крестики нолики», «Крестики нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.; конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Решение занимательных задач;

оформление математических газет; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная и исследовательская деятельность.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, ошибочными (некорректными) данными, с избыточными данными в условии. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаков символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: МУХА : ХА = УХА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Решение занимательных задач;

оформление математических газет; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная и исследовательская деятельность.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные    представления.    Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, детали танграма — таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным кон­ туром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: куб, прямоугольный параллелепипед, тетраэдр, четырёхугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр (по выбору учащихся).

Работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

 Танграм: древняя   китайская   головоломка.   «Сложи   квадрат»1. «Спичечный» конструктор2. Конструкторы «Лего». Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Решение занимательных задач;

оформление математических газет; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная и исследовательская деятельность.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

№ п/п

Дата

 по факту

Тема занятия

Количество

часов

 1

Интеллектуальная разминка

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Геометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5

Геометрическая мозаика

1

6

В царстве смекалки

1

7

Шаг в будущее

1

8

«Спичечный» конструктор

1

9

«Спичечный» конструктор

1

10

Числовые головоломки

1

11

Интеллектуальная разминка

1

12

Интеллектуальная разминка

1

13

Математические фокусы

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие

1

18

Выбери маршрут

1

19

Числовые головоломки

1

20

В царстве смекалки

1

21

В царстве смекалки

1

22

Мир занимательных задач

1

23

Весёлые задачи

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок

1

26

От секунды до столетия

1

27

От секунды до столетия

1

28

Числовые головоломки

1

29

Конкурс смекалки

1

30

«Это было в старину»

1

31

Математические фокусы

1

32

Энциклопедия математических развлечений

1

33

Энциклопедия математических развлечений

1

34

Математический лабиринт

1

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение:

 

Технические средства обучения:

1. Классная доска

2. Магнитная доска

3. Персональный компьютер

 Список литературы:

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, ..., 9; 2) 10, 20, 30, 40, ..., 90; 3) 100, 200, 300, 400, ..., 900.

3. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

4. Электронные пособия для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

5. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

6. Набор «Геометрические тела».

7. Математические настольные игры: математические треугольники «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

8. Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных организаций. — М.: Вентана­Граф, 2019.

9. Электронный звуковой плакат «Говорящая таблица умножения» / А. А. Бахметьев и др. — М.: Знаток, 2009.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21» им. Валентина Овсянникова - Заярского

РАССМОТРЕНО                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                                                          директор школы

объединения, протокол №                                                 ___________/Е.А. Левицкая/

от «30» августа 2022 г.                                                                    приказ № 176 от «31» августа 2022 г.

руководитель МО_________                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 3 В

Учитель: Абдуллина Татьяна Николаевна

Количество часов: всего - 34 часа

                                   в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2022 год

Пояснительная записка

        Программа занятий внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности  «Удивительный мир слова» предназначена  для   обучающихся   3  класса   МБОУ «СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского». Программа  разработана  в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе  авторской программы  Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой  «Удивительный мир слова»  (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.)

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

        Внеурочная  деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направленная на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения  и правильной речи  как  показателя общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического  использования знаний.

        Программа внеурочной деятельности  ставит следующие задачи:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормамобщения и деятельности.

        

Результаты курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности  при выполнении  разнообразных  заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности  суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные:

Третьеклассник научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное;
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • главные (подлежащее и сказуемое)  и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

  • собственные  имена существительные;
  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
  • находить и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения  строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
  • наблюдать за интонационным оформлением  восклицательных  и невосклицательных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного.вопросительного и невопросительного  предложения;
  • исследовать взаимосвязь  логического ударения и смысла предложения;

решать учебные и практические задачи:

  • определять род изменяемых имен существительных;
  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
  • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических ) вопросов  связь между словами в предложении;
  • находить предложения с однородными  членами с союзами  и, а, но и без союзов;
  • использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять  орфографические и пунктуационные ошибки;
  • составлять план собственного и предложенного текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать  тексты с нарушенным  порядком предложений и абзацев;
  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слова;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
  • буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов;

Третьеклассник  получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному  алгоритму фонетический разбор  слова и слова по составу (в словах с однозначно выделенными  морфемами);
  • устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые  (синтаксические) вопросы;
  • находить второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;
  • самостоятельно составлять предложения  с однородными членами  без союзов  и с союзами а, и, но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих  предотвратить её в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения)  с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного языка русского литературного языка в собственной речи и оценивать  соблюдение  этих норм  в речи  собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Воспитательные:

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и  настойчивость в достижении результата;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
  • контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;
  • оценивать положительные качества личности одноклассников;

Содержание  курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

с указанием организации и видов деятельности.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Из истории языка  ( 2 часа)

 Устаревшие слова.

Почему слова устаревают.

Значения устаревших слов.

Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения.

Сравнение толкований слов  в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Как появляются новые слова.

Практическая и игровая деятельность:

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);

проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

игра «В музее слов»;

проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

Участвовать  в обсуждении проблемных вопросов, формулировать  собственное мнение и аргументировать его. Договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь  (работать  в паре и малых  группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание;

наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

уточнять значение  слова по толковому словарю;

сравнивать толкование слова в различных словарях.

Загадки простого предложения( 9 часов)

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложений. Логическое ударение.

Зачем нужны второстепенные члены  предложения.

Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях,  афишах.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Однородные члены  предложения. Распространение предложений с помощью однородных членов . Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.

Всегда ли можно предложить ряд однородных членов предложения?

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Практическая и игровая деятельность:

лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?». «Как можно перестроить предложение. Чтобы он выразить все возможные  для него  смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением  правильной интонации и логического ударения; диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

творческая работа над сочинением-описанием «Моя любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;

игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;

проект «Безопасный маршрут»;

творческая работа «Приглашение на праздник»;

конкурс «Самый длинный однородный ряд»;

конструирование предложений с однородными  членами по моделям;

игры «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и предложи».

Наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

осуществлять учебное сотрудничество;

контролировать действие партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

составить письменное высказывание по предложенному образцу;

оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

оценивать положительные качества  личности одноклассников;

создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);

самостоятельно составлять  тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

работать с информацией, представленной в виде моделей;

соотносить схемы предложений с их моделями;

анализировать смысл предложений и  выявлять на  основе анализа место постановки запятой.

Лабиринты грамматики ( 2 часа)   О существительных по существу  ( 12  часов)

Слово и грамматика.

Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

Почему  изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного.

Употребление в речи существительных общего рода.

Способы выражения  значения числа у имен существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить род несклоняемых существительных.

Всегда ли существительные имели только два числа?

Для чего  существительные изменяются по падежам?

История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значения имён.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Наоборот», «Кто больше»;

проекты «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа имён существительных в русском языке;

соблюдать нормы литературного языка в образовании  падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

воспринимать  на слух и понимать информационный текст;

осуществлять поиск  для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного процесса;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь.

Такие разные признаки предметов  ( 8 часов)

Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.

Как в старину использовали прилагательные  в обращениях.

Сравнение качеств, свойств предметов  с помощью степеней сравнения.

Особенности использования в речи степеней сравнения качественных  прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов  в использовании степеней сравнения.

Значение относительных прилагательных.

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин..).

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Практическая и игровая деятельность:

проект «Значение цветовых прилагательных»;

игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

викторина «Самый-самый»;

игра-соревнование «Подбери словечко».

Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

выдвигать гипотезы находить аргументы для их доказательства;

осуществлять поиск  для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

осуществлять учебное сотрудничество  и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

 

№ п/п

Дата

по

факту

Тема занятия

Количество

часов

Из истории языка ( 2 часа)

1

Старые и новые слова в языке

1

2

Сокровища бабушкиного сундука

1

Загадки простого предложения (9 часов)

3

«Велосипед разбил трамвай», или  Непорядок в предложении.

1

4

Важные мелочи

1

5

Требуется определение

1

6

Важные обстоятельства

1

7

Необходимо дополнить.

1

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»

1

9

Стройся в ряд!

1

10

Запятые по местам!

1

11

Запятые по местам!

1

Лабиринты грамматики ( 2 часа)

12

Слово в грамматике

1

13

Как  «работают» слова, или Для чего нужна грамматика

1

О существительных по существу (12 часов)

14

«Лебедь белая плывёт»

1

15

Может ли род быть общим?

1

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

17

Как быть, если нет окончания?

1

18

Один, два, много

1

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

20

Как «работает» родительный падеж?

1

21

«Щедрый» падеж

1

22

Винительный падеж – великий маскировщик

1

23

Падеж – работяга.

1

24

Любимая  «работа» предложного падежа

1

25

Кому принадлежат имена собственные

1

Такие разные признаки предметов (8 часов)

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

1

27

«Красны девицы» и «добры молодцы»

1

28

Всё познается в сравнении

1

29

Всегда ли «умный умнейший»: сравниваем и оцениваем

1

30

Что из чего и для чего?

1

31

Что кому принадлежит?

1

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

1

33

«Крокодиловы слёзы»

1

34

«Крокодиловы слёзы»

1

Итого:

34

Учебно-методическое обеспечение:

1. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

2. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

3. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

4. Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО 5. Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

6. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

7. Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007 8. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

9. Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебнометодическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

10. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005 11. Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

12. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21» им. Валентина Овсянникова – Заярского

РАССМОТРЕНО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                                                       директор школы

объединения, протокол № 1                                                                ___________/Е.А. Левицкая/

 «30» августа 2022 г.                                                                            приказ №  176 от «31» августа 2022 г.

руководитель МО_________                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Учимся общаться и дружить»

Направление: социальное

        Класс: 3 В

        Учитель: Абдуллина Татьяна Николаевна

        Количество часов: всего - 34 часа

                                               в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Учимся общаться и дружить» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования.  Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

Программа внеурочной деятельности «Учимся общаться и дружить» позволяет обучающимся начальных классов успешно   адаптироваться  к новым условиям и развивает умение адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний   о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современной парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему  психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

В III-IV классе растет интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны обучающегося личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности обучающихся, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности.

Цель программы -  развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность.

Задачи программы:

- формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки

- снижение уровня школьной тревожности

- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

- формирование психологической готовности к обучению, работа над  личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

- формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • Овладение начальными навыками адаптации;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Вестник образования России.)

 Метапредметные результаты:

  • Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты;
  • Формирование умения слушать собеседника и вести диалог;
  • Формирование умения выражать свою точку зрения и аргументировать ее, готовить свое выступление и публично выступать.

Предметные результаты:

  • Овладение первоначальными представлениями о психологии;
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка;
  • Развитие умения ориентироваться в целях, задачах, средствах  и условиях  общения;
  • Развитие умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

 

К концу года дети должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

Личностные:

  • полностью адаптироваться к школьному обучению и другим видам деятельности в рамках школы;
  • иметь позитивное отношение к окружающему миру, потребность к самореализации в процессе школьной деятельности;
  • уметь осознавать свои чувства, принимать их, высказываться о них; уметь выслушивать окружающих, сопереживать, поддерживать, оказывать помощь, радоваться успехам и др.;
  • владеть простейшими умениями конструктивного общения;
  • владеть простейшими приемами разрешения конфликтных ситуаций на начальном уровне;
  • восстанавливать настроение;
  • адекватно оценивать себя и окружающих.

Метапредметные:

  • развивать способность анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
  • формировать умение находить информацию в книгах, закреплять навык чтения;
  • формировать умение пересказывать;
  • воспитывать интерес к окружающему миру живой, неживой природы, людей, социуму.

Предметные:

  • иметь минимальные базовые знания по психологии;
  • иметь базовые знания о нормах родного языка;
  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • развивать творческие способности.

Тематическое планирование

Раздел

Форма организации

Электронные образовательные ресурсы

Школьный этикет (7 ч)

Беседа, презентация, кроссворд. инсценировки, разыгрывание ситуаций. Оформление рисунков. Занятия практикумы

  1. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
  2. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
  3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru

Мастерская слова (12 ч)

Презентация, беседа. Стихи, загадки. Викторина, ролевая игра. Просмотр фильма. Анализ ситуаций, конкурсы.

Искусство делать комплименты (1 ч)

Беседа, презентация. Разработка памяток. Практикумы, инсценировки ситуаций. Просмотры мультфильмов. Обсуждение.

Национальные особенности этикета. Этикет народов России  мира.

Мы живём среди людей (3 ч)

Культура внешнего вида (4 ч)

Беседа, презентации, просмотр видеомавтериалов.

Внешкольный этикет (5 ч)

Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Беседы, решение ситуативных задач, просмотр видеоматериалов, Занятие - практикум

Мимика и жесты в устной речи

(1 ч)

Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям.

Итоговое занятие (1 ч)

Занятие – практикум.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема.

Виды деятельности

Кол-во час

план

факт

Школьный этикет (7 ч)

1

02.09

02.09

Приветствие. Мы пришли на урок.

Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.). Игра  «Мы можем понимать друг друга».

1

2

09.09

09.09

Правила сотрудничества на уроке.

1

3

16.09

16.09

Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять!

1

4

23.09

23.09

Приветствия и знакомство. Правила поведения на перемене.

1

5

30.09

30.09

Мы в школьной столовой.

1

6

07.10

07.10

Взаимопомощь: учёба и труд.

1

7

14.10

14.10

Школьное имущество надо беречь!

1

Мастерская слова (12 ч)

8

21.10

21.10

Слово лечит, слово ранит!

КТД «Портрет культурного человека». Тест–игра «С тобой приятно общаться». Конкурс приглашений. Оценка своих речевых привычек. 

1

9

28.10

28.10

Я и мои друзья. Справедливость и коллективизм.

1

10

11.11

11.11

Без друга в жизни туго.

1

11

18.11

18.11

Спор как процесс обсуждения разногласий. Соблюдение речевого этикета в споре. Взгляд на себя со стороны.

1

12

25.11

25.11

Конфликт. Пути выхода из конфликтной ситуации.

1

13

02.12

02.12

Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие «интеллигентного человека».

1

14

09.12

09.12

Поговорим о доброте.

1

15

16.12

16.12

По стране вежливых слов.

1

16

23.12

23.12

Об одном и том же по – разному. Ты и твой собеседник.

1

17

13.01

Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.

1

18

20.01

С кем, почему и для чего ты общаешься.

1

19

27.01

Мы можем понимать друг друга.

1

Искусство делать комплименты ( 1 ч)

20

03.02

 Занятие – практикум. Искусство делать комплименты.

Занятие – практикум. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.

1

Мы живём среди людей (3 ч)

21

10.02

Национальные особенности этикета.

Игра-путешествие «Вокруг света».

1

22

17.02

Этикет народов России.

1

23

03.03

Этикет народов мира.

1

Культура внешнего вида (4 ч)

24

10.03

Уход за своими вещами.

Решение ситуативных задач; разработка памяток, проектная деятельность.

1

25

17.03

Одежда будничная и праздничная.

1

26

24.03

«По одёжке встречают!»

1

27

Бережливость: каждой вещи своё место.

1

Внешкольный этикет (5 ч)

28

07.04

Правила поведения на улице.

Игровая деятельность: «У меня зазвонил телефон», «Приглашение в гости и благодарность за приём» и т.д. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

1

29

14.04

Общение по телефону.

1

30

21.04

Гость – хозяину радость.

1

31

28.04

Правила поведения в общественных местах.

1

32

05.05

Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.

1

Мимика и жесты в устной речи (1 ч)

33

12.05

Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям.

Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».

1

34

19.05

Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я».

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2014. – С.224
  2. Амбросьева Н.Н. Змей Горыныч и Я.- Краснодар, 2002.
  3. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. – Москва: Глобус. 2008.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –Москва: Просвещение, 1982.
  5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – Санкт-Петербург: Речь, 2005.
  6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию – Москва: «ВАКО», 2006.
  7. Нахимовский А.М. Наш классный театр: сборник инсценировок для начальной школы. – Москва: Аркти, 2003.
  8. Рухманов А.А. Познай себя. – Москва: Молодая гвардия, 1983.
  9. Соколова О.А. Мир общения (этикет для детей). – Санкт-Петербург: КАРО, 2003.
  10. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
  11. Груздева Ю.В. Классные часы с психологом» 1-4 классы М : Глобус», 2009
  12. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе М,: АРКТИ, 2008
  13. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: лада, 2010
  14. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  15. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  16. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  17. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  18. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  19. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  20. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...