Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "УМНИЦЫ и УМНИКИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnitsy_i_umniki.doc | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В 3 классе 34 часа (1час в неделю). Программа третьего класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебно-тематический план
Наименование раздела | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Личностные | Перечень универсальных действий обучающихся | |||
аудиторных | внеаудиторных | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||
1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий. | 1час | Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление учащихся с результатами начальной диагностики. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Оценивать результаты выполненного задания. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | |
2.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
3. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Ориентироваться в пространстве листа. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Описывать признаки геометрических фигур | Доброжелатель-ность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | |
4.Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Составлять и преобразовывать фигуры. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Ориентироваться в пространстве листа. Давать несложные определения понятиям. | Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
5. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Пользоваться облегчёнными приёмами запоминания. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей. | Проговаривать последовательность действий. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентировать-ся в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | |
6. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Определение результативности работы за год. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Оценивать результаты выполненного задания. | Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
7.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 1час | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур. Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах. | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей работы и работы одноклассников | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | |
8.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Знакомство с логическими и логически-поисковыми задачами, пути их решения. Решение логических задач. Развитие мышления. Составление своих логических задач | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Оценивать свои действия. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
9.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Делить фигуры на несколько заданных фигур и построить заданную фигуру из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Строить суждения при решении нестандартных задач. | Проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником. | |
10.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Совершенствовать работу с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь). | Овладевать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Учиться планировать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её реализации. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. | Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий. | |
11.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур. Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах. Решать тестовые задания в группах, аргументировать свой выбор решения. | Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства. Контролировать свои действия во время учебного процесса. | Учиться планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. | |
12.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности. | Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) | Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. | |
13. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. | Иметь установку на безопасны, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради, алгоритма. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли. | |
14.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 1час | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности | Проявлять уважительное отношение к иному мнению, применять на практике правильно, рационально выбранное мнение. | Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. | Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах. | |
15.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. | Проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание. | Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. | Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов. | Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников. | |
16.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Учиться концентрировать внимание на учебном процессе, использовать знания на практике. | Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. | |
17.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Учиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из схемы и рисунка, анализировать, делать выводы. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. | |
18.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Совершенствовать работу с числограммами (предмет изображён с помощью чисел). Участвовать в играх на развитие слуховой памяти. Устанавливать причинно-следственные связи. | Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Учиться выполнять логические действия: сравнение, обобщение, классификации, установление аналогий. | Применять имеющиеся знания для решения учебных заданий. | Развивать познавательную активность | |
19.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Находить и выделять признаки разных предметов. | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач. | Учиться концентрировать внимание на учебных действиях, оценивать результат своей работы. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | |
20.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. | Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. | Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
21.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 1час | Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. | Проговаривать последовательность действий, применять её на практике. | Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся фактов. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | |
22.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Принимать и осознавать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстративным материалом. | Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы. | Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
23.Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Учиться работать по предложенному учителем плану, реализовывать учебные задачи и цели. | Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) | Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | |
24. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликты.. | Учиться отличать верно выполненное задания от неверного. Доказывать и аргументировать свою точку зрения. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
25.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам | Проявлять эстетическую потребность, ценности и чувства. Иметь мотивацию к творческому труду. | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Осуществлять поиск необходимой информации. | Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником. | |
26.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений | Проявлять мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Учиться адекватно воспринимать оценку учитель, ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признаку, уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, соотносить с известными понятиями. | Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий. | |
27.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета | Определять границы собственного знания и «незнания». | Учиться анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. | |
28.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 1час | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. | Воспринимать роль учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся. | Учиться проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. | |
29.Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия | Проявлять познавательный интерес к изучению нового материала. | Учиться понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. | Устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли. | |
30. Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | Знать и применять основные моральные нормы (взаимопомощь, естественность). | Учиться извлекать необходимую информацию из речевого потока, текста, рабочей тетради. | Уметь анализировать, делать выводы, умозаключения. | Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах. | |
31. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 1час | Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
| Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач | Учиться овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявлять готовность решать её, использовать полученные знания на практике. | Уметь выявлять особенности ( качества, признаки0 разных объектов в процессе их рассматривания ( наблюдения). | Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников. | |
32. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 1час | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Уметь использовать схему, алгоритм для решения учебной задачи, анализировать объект и выделять существенные признаки. | Уметь давать определения, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. | |
33.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1час | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. | Учиться владеть умениями выполнять учебные действия в уме, при помощи алгоритма, самостоятельно, доказывать свою точку зрения. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им. | |
34. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1час | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Объяснять значение слов и выражений. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Учиться оценивать результаты работы, подводить итоги и делать выводы, анализировать действия. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе. |
Календарно--тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятий | Дата | Содержание занятий | Уровень результативности | |
план | Факт | ||||
Раздел 1. Введение. (1 ч) | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий | 03.09 | Вводная беседа. Мозговая гимнастика («игры «Качание головой», «Ленивая восьмёрка», « Шапка для размышления», «Зоркие глаза»). Тестирование. Выявление уровня развития на начало года. Разгадывание логических загадок. | 2. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 10.09 | Мозговая гимнастика (повторение упражнений прошлого урока). Разминка в виде логических задач. Развитие концентрации внимания (задания). Логические поисковые задания. Нестандартные задачи. Тесты. | 2. | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 17.09 | Мозговая гимнастика (повторение упражнений прошлого урока). Разминка в виде логических задач. Развитие концентрации внимания (задания). Логические поисковые задания. Нестандартные задачи. Тест | 2 | |
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 24.09 | Урок-игра. Тренировка слуховой памяти в виде комплекса упражнений на запоминание. Ознакомление с понятием ПАЛИНДРОМ (перевёртыш). Выполнение нестандартных заданий | 2 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 01.10 | Игры и упражнения на развитие зрительной памяти («Что изменилось?», «Найди фигуру», «Найди отличие»). Корригирующая гимнастика для глаз. Логические задачи. Обучение поиску закономерностей. Синонимы. | 2 | |
6 | 6. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 08.10 | Задачи и упражнения на развитие мышления. Разминка «Мир живой природы» Поиск закономерностей Рубрика «Это интересно!» Работа со словарём.. | 2 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 15.10 | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления Игра «Изобрази без предмета». Работа с изографами, числографами. Ребусы. Логические поисковые задачи. Задачи на развитие аналитических способностей. Задания по перекладыванию спичек. | 2 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 22.10 | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. Разминка «Кто это или что это?» Задачи на развитие аналитических способностей. Нестандартные задачи. | 2 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 05.11 | Игры и упражнения на развитие внимания « Внимание». Игры с буквами, словами. Тестовые задания. | 2 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 12.11 | Игры и упражнения на развитие внимания. Игра «Слушай – отвечай!», «Внимание». Игры со словами. | 2 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 19.11 | Игры и упражнения на развитие слуховой памяти. «Закодированные слова», «Поставь точку». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. Понятие фразеологизмы. | 2 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 26.11 | Игры и упражнения на развитие памяти. «Внимание», «Найди фигуру». Корригирующие упражнения для глаз «Палец двоится», «Моргание», «Вижу палец». Решение логически-поисковых задач. Закончи фразеологизмы. | 2 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 03.12 | Задачи и упражнения на развитие мышления. Разминка «Отгадай, что это?» Поиск закономерностей. Корригирующие упражнения для глаз «Письмо носом», «Моргание». Решение нестандартных задач. | 2 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 10.12 | Задачи и упражнения на развитие воображения. Разгадывание загадок. Работа с изографами и числографами. Игры «Внимание», «Фантазёр», «Ассоциация». Задания на перекладывание спичек. Составление ребусов. | 2 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 17.12 | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинке». Решение логически-поисковых задач, нестандартных задач. | 3 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 14.12 | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. «Внимание», « Не верь глазам своим», «Найди пару». Закончи фразеологизмы. Решение нестандартных задач. | 2 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 14.01 | Игры и упражнения на развитие внимания. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», « Внимание». | 2 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 21.01 | Игры и упражнения на развитие памяти. Разминка «Мир живой природы», «Закончи пословицу», «Зашифрованные имена». Решение нестандартных задач. | 2 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 28.01 | Игры и упражнения на развитие памяти . «Внимание», «Игры со словами», «Установи связь между словами». Решение нестандартных задач | 2 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 04.02 | Игры и упражнения на развитие мышления Поиск закономерностей «Четвёртый лишний». Установление числовых закономерностей. Решение нестандартных задач. | 2 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 11.02 | Игры и упражнения на развитие воображения. Разминка «Сказки». Игры « Изобрази без предмета», «Внимание», «Так же, как..», Решение нестандартных задач. Ребусы. | 2 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 18.02 | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. Разминка «Мир живой природы». Игра «Слоговица». Работа с фразеологизмами. Разгадывание кроссворда. Решение нестандартных задач. | 2 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 25.02 | Игры и упражнения на развитие внимания. Вопросы-загадки. Однокоренные слова и их подбор. Пословицы и поговорки. Работа над скороговоркой. | 2 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 04.03 | Игры и упражнения на развитие внимания. Игры «Внимание», «Третий лишний», « Вычисли слово». Работа с фразеологизмами. | 2 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 11.03 | Игры и упражнения на развитие памяти. Игры «Найди фигуры», игры со словами. Слушание рассказа, ответы на вопросы. Решение нестандартных задач. | 3 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 18.03 | Игры и упражнения на развитие памяти. Разминка «Это интересно!». Игра «Внимание!» Логически-поисковые задачи. | 3 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 01.04 | Игры и упражнения на развитие логического мышления. Разминка «Это интересно». «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Решение нестандартных задач. | 2 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | 08.04 | Игры и упражнения на развитие воображения. «Дорисундия», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Работа с фразеологизмами. | 2 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 15.04 | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции. Игры с числами, «Так же, как…» Работа с фразеологизмами. Нестандартные задачи. | 2 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 22.04 | Игры и упражнения на развитие внимания. Разминка «Мир живой природы». Минутка смеха. Логические задачи. | 3 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | 29.04 | Игры и упражнения на развитие внимания. Разминка «Назови, что это?» Магические квадраты. Фразеологизмы в баснях и их значение. | 2 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 06.05 | Игры и упражнения на развитие памяти. Игры со словами, ответы на вопросы. Работа с фразеологизмами. | 3 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 13.05 | Игры и упражнения на развитие зрительной памяти. Восстановление предложений, игры со словами. Игра «Внимание». Работа с магическим квадратом. Нестандартные задачи. | 3 | |
34. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 20.05 | Тестирование. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя. | 3 |
Модель занятия в 3 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » | Методическое пособие для 3 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012 | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» » | Учебное пособие |
2. | Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011 | «Олимпиады по математике. 3 класс» | Пособие |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей » | Рабочие тетради в 2-х частях. |
Дополнительная учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012 | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» » | Учебное пособие |
2. | Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011 | «Олимпиады по математике. 3 класс» | Пособие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...