Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД. "Воспитание культуры поведения младшего школьника".
опыты и эксперименты на тему
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya_mladshego_shkolnika.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает свой лик».
И.Гёте.
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и поступки. Помните знаменитое высказывание А.П. Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно…»
С самого детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям.
Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиям к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.
По мнению доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой, школа предъявляет детям ежедневно практическую модель культуры взаимодействия людей, воплощённую в традициях, обычаях и правилах школьного поведения. Необходимо научить гуманистическому отношению к человеку, которое проявляется в конкретных реальных поведенческих характеристиках.
Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, ребёнок часто может быть неучтивым лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать.
Ребёнок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребёнку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни и становятся со временем привычками поведения и навыками. Не даром говорят: «Посеешь привычку — пожнёшь характер.»
Родителям и педагогам следует помнить о некоторых особенностях младшего школьного возраста:
Неустойчивость навыков и привычек.
Неточность выполнения правил поведения.
Недостаточная осознанность своих поступков.
Подражательность.
Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.
Если работа проводится не от случая к случаю, а в определённой системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение моральных представлений.
К.Д. Ушинский отмечал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений.»
Требования взрослых к поведению ребенка должны постоянно усложняться.
Планируя воспитательную работу в классе, мной были поставлены следующие задачи:
- Изучить с детьми младшего школьного возраста основы этикета, как формы отношения к человеку.
- Развивать у детей младшего школьного возраста навыки культуры поведения в различных социальных ситуациях.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе, и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются.
Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым.
В своей работе с детьми я использую беседы, игры, чтение художественной литературы: рассказов, стихов, басен. Беру таких известных авторов как А. Барто, С. Маршак, Г. Остер, Н. Носов, С. Михалков и др.
Воздействуя на чувства, рассказ или стихотворение помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
Если просто прочитать детям лекцию о культуре поведения, то дети плохо усвоят эти правила. Поэтому я провожу игры: «Вежливые слова», «Доскажи предложение», «Да» и «Нет», «Скажи комплимент», в которые дети играют с большим удовольствием.
Именно в игре раскрываются понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют мне судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы, или незнакомы совсем.
Так же в работе с детьми широко применяется этическая беседа, этические занятия. Например, «Будем вежливы», «Поведение за столом», «Воспитание человечности», «Моя семья» и другие.
Учитель, а потом мы воспитатели для ребёнка - первые люди после родителей, обучающие его правилам жизни в обществе, расширяющие его кругозор, формирующие его взаимодействие в человеческом социуме. На нас лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Чувашский писатель Михаил Юхма писал:
«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения … всё чем жив человек».
МБОУ средняя общеобразовательная школа №10
д. Березняки
Выступление на ШМО
«Воспитание культуры поведения
младшего школьника».
январь 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
"Воспитание культуры поведения младших школьников".
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...
Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"
Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД."Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №10д. Березняки Выступление на ШМО. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТ...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".
В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...