Экологическая сказка "Ёлочка, живи!"
методическая разработка (2 класс) по теме
Экологическая сказка "Ёлочка, живи!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.58 МБ |
экологическая сказка | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1699 году русский царь Петр 1 издал указ : Приказываю лета счисляти в приказах и во всех делах по-новому! Праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января !!! Царь Всея Руси Петр 1 В знак веселья приказываю поздравлять друг друга с Новым годом! Если же ослушается кто, то бить того батогами нещадно!.
С к е м д р у ж и т е л ь ? Клесты строят на ели гнёзда и выводят птенцов.
Медведи любят устраивать берлоги под ёлками.
Предварительный просмотр:
«Ёлочка, живи!»
Экологическая сказка.
Декорация зимнего леса. Между ёлочками прохаживается Лесная Фея, напевает: «В лесу родилась ёлочка…»
- Ой, вы мои хорошие, вы мои пригожие. Подросли, распушились, к зиме нарядились.
Обошла владения и скрылась.
Появляется дед с топором. Ходит между ёлками, выбирает самую красивую.
ДЕД: Новый год встречать мы рады,
Ждём подарки и награды.
Только нету у нас ёлки -
Нету ни одной иголки!
Что же делать? Как же быть?
Где мне ёлку раздобыть?
А вот и самая красивая! Срублю-ка я её, принесу внукам - пусть поводят хороводы.
Замахивается топором…
(Слышен тихий голосок)
Елочка: «Не рубите вы меня, не губите!...»
ДЕД: Батюшки! Говорящая ёлка!
Входит Фея.
ФЕЯ: А Вы не знали? Да, наша Ёлочка умеет говорить.
Из-за ели выходит Маленькая Ёлочка и, всхлипывая, читает стих-е.
Елочка:
- Наступил декабрь снежный.
Вся дрожу от страха я.
Дедушка пришёл в валежник,
Чтобы вырубить меня.
Дома Новый год! И дети
Наряжают все меня.
Только я – одна на свете,
Там, в лесу, моя семья.
Не вернут меня к подружкам,
обрубили корешки.
Новый год пройдёт… и в луже
Буду гнить средь мишуры.
Почему из магазина
Не несёте ёлку в дом?
Так же ведь она красива,
И прослужит лет так сто.
Вот стою в лесу и плачу!
Вся дрожу от страха я,
И надеюсь на удачу:
Может, срубят не меня?!
ФЕЯ: Не плачь, Ёлочка! Мы тебя спасём! Правда, ребята?!
Фея: Подходит старый год к концу.
Оделся лес в снегов красу.
И мы в преддверье новогоднем
Вас удивить хотим сегодня.
О ёлке поведём рассказ,
Полезным будет он для вас.
Фея: Вот ты, дедушка, пришёл рубить ёлочку, а знаешь ли ты, когда и почему ёлочка стала символом Нового года? Нет, не знаешь. А вы, ребята, знаете?
(Дети отвечают по-разному.) Спросим у историков.
Историк: Заглянем в историю. Обычаю наряжать ёлку около двух тысяч лет. Для древних людей ель была священным деревом. Они считали, что ель пользуются особым расположением Солнца. Солнце разрешает ели оставаться всегда зелёной, в отличие от лиственных деревьев. Поэтому в её ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, долголетие, бессмертие. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.
Историк Да, в Россию эту традицию принёс царь Пётр 1.
(на слайдах идут картинки.)
Государственным людям и боярам на праздник велено было надеть европейское платье. Сам Петр I подал пример празднования Нового года. Первого января на Красную площадь вышли солдатские полки, вокруг Кремля установили 200 пушек и в течение шести дней в небо взлетали фейерверки.
- Так елку наряжали при Петре 1
- А это ёлочка времен советского союза.
ФЕЯ: Россия богата хвойными лесами. А ведь не везде ёлочки растут.
Как же там Новый год встречают?
Историк: В Японии атрибутом новогоднего праздника считается КАДОМАЦУ. Это украшение изготавливают из сосны, бамбука и рисовых соломинок.
В Африке тряпочками и ленточками украшают баобабы.
В Мексике наряжают пальму,.
В Англии украшают жилище веточками омелы.
Во Вьетнаме персиковое дерево считается новогодним, а на Кубе – пальма.
ДЕД: Но у нас пальм и разных японских деревьев нет. Срублю-таки ёлку!
ФЕЯ: Подожди, дедушка! Может, рассказ экологов тебя убедит в обратном.
Выступают экологи.
Эколог: Ель – дерево хвойное, ещё говорят - вечнозелёное. Но хвоя её совсем не вечная. Через каждые 5-7 лет колючие хвоинки опадают. Но не все сразу, а постепенно. Потому и незаметно это.
Ель доживает до 250-300 лет, а бывает и до 500-600 лет.
С раннего возраста и до глубокой старости люди любят это дерево и называют его «русской красавицей ёлочкой». И с этим все будут согласны всегда. Только не нужно никогда забывать о том, что ёлочку нужно беречь. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению воздуха голубая ель, именно эту ель можно увидеть в парках и скверах городов.
исполнение песни и танец «Маленький секрет».
ФЕЯ: А где в нашем поселке вы видели растущую ель?
( Дети отвечают, а на слайдах идёт показ).
ДЕД: В лесу ель нужна. А для людей особой ценности не представляет. Я так думаю!
(ДЕТИ ВОЗРАЖАЮТ).
Эколог: С древних времён и до наших дней ель имеет большое значение в жизни человека. Её широко применяли в строительстве домов. Считали, что в такой избе дышится легко, и даже была такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово». Красавицы ели не только украшают наши улицы, но и поглощают шум, очищают воздух, обогащают его кислородом.
- Из ели строились морские и речные суда.
Ель незаменима при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и других музыкальных инструментов. Знаменитые скрипки Амати и Страдивари делались из ели.
ДЕД: Да как интересно-то! Ну, срублю я одну ёлочку – это ж грех небольшой?!
ФЕЯ: И тут с тобой ребята могут поспорить! Ёлочка – это дом для многих лесных жителей. Отгадайте загадки и вы узнаете с кем дружит ёлочка.
Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
ФЕЯ.-Что вы знаете о клестах?
Гнезда клестов можно увидеть на хвойных деревьях, в основном на елях, причем птицы плотно гнездятся - на одном дереве бывает до 20 гнёзд.
Птенцы появляются на свет в сильные морозы.
Эта маленькая крошка
Рада будет каждой крошке,
И под ёлкой дотемна
В норке прячется она. (МЫШКА)
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло. (Филин) (В ельнике мышей караулят филины)
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь) (Медведи любят устраивать берлоги под елками)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Синицы поедают насекомых на стволах елей)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа —
Целый день долбить стволы. (Дятел) (Дятлы любят вытаскивать из стволов елей короедов)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) (Белки вытаскивают семена из шишек елей)
ФЕЯ: Что объединяет всех этих животных? (Дети отвечают).
Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и эти животные дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белке еда готова. Это им всем облегчает добычу пищи. Можно ли нарушить эту связь в природе?
ФЕЯ: Дедушка, мы тебя убедили?
(Задумчиво чешет голову.)
ПОДХОДИТ ЖУРНАЛИСТ С МИКРОФОНОМ:
Журналист: Мы, журналисты, провели такое журналистское расследование. Сначала мы провели опрос среди учеников школы. На вопрос «Ставите ли вы ёлку на Новый год» ребята ответили да-____, нет-____.
А на вопрос:«Какую ёлку вы ставите дома в Новый год?» ___ ребят ответили - искусственную, ___ - живую. А сейчас мы спросим у наших гостей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журналист: Ребята, а вы знаете, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырастить вот такие ёлочки? (Дети отвечают). Об этом нам рассказали в лесничестве. В питомнике саженцы сажают в плодородную почву. Хвойные деревца надо защищать, поливать, подкармливать, рыхлить, обрезать.
За первый год ёлочка вырастает всего на 4 см. Затем каждый год она вытягивается на 15-20см. В нашем климате ель вырастает за 5-7 лет всего на один метр. Мы пошли в детский сад, а деревце только увидело этот мир, мы пошли в 1 класс – деревце выросло на 1 метр. Когда мы заканчиваем школу, наша ёлка как раз входит в ту пору, когда мы начинаем их рубить для новогодних забав.
Журналист: Каждый год на кануне Нового года в Брянске продаются живые ёлки. Как же так? Вот что мы узнали: эти ёлочки выращивают в питомниках Карачевского и Фокинского лесничествах Брянской области. На кануне Нового года проходит вырубка и продажа в специально отведенных местах так называемые: «Ёлочные базары».
Неконтролируемая вырубка хвойных деревьев запрещена –это серьёзное нарушение законодательства.
За погубленную елочку ждет не только штраф до четырех тысяч рублей, но и возмещение ущерба лесному фонду.
Размер штрафа увеличивается в несколько раз, если нарушение совершено в заповедниках.
При ущербе на сумму более пяти тысяч рублей грозит уголовная ответственность.
Нами был сделан вывод: вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе.
Поэтому следующим этапом нашей работы явилась акция «Ель просит защиты». Мы оформили листовки и распространим их среди населения нашего поселка. (Раздают гостям листовки).
Фея: Дедушка, чтобы окончательно тебя убедить я приглашаю сюда лекарей.
(Появляются ЛЕКАРИ).
Лекарь: Если у человека больные легкие, донимает ревматизм – желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с легочными заболеваниями. Я приготовила лечебный отвар: Для повышения иммунитета необходимо принимать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.
Лекарь: В современной ароматерапии смолистый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма.
- Мы изготовили своими руками арома-подушечку, дарящую здоровый и сладкий сон. Передай эту подушечку бабушке.Чтобы она была здорова.
ДЕД: Вот так новость, вот так-так!
А я, старенький чурбак,
И не думал, не гадал -
Про ель такого я не знал.
А теперь мне ясно:
Губить не буду её напрасно!
Как много интересного
Сегодня видел я!
Весомого, полезного,
Спасибо вам, друзья!
(Появляется Ёлочка).
ЁЛОЧКА: Какое чудо - вновь смеяться
И больше слёз не лить.
Давайте вместе улыбаться,
Давайте все дружить!
ФЕЯ: Прошу у вас прощения, но время истекло!
Пришла пора вернуться мне в мой лес, в зелёный дом!
Я поздравляю с праздником всех вас, мои друзья.
Но уходить без песенки под Новый год нельзя!
«В лесу родилась Ёлочка» мы вместе все споём.
На новый лад, на славный лад, и Ёлочку спасём!
(Поют и водят хоровод все участники и гости)
Песня на мотив «В лесу родилась ёлочка»
1.В лесу родилась ёлочка,
И пусть в лесу растёт-
Никто её не срубит,
Домой не унесёт.
2.Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой живёт,
Лисичка с серым волком
Его там не найдёт.
3.А летом к этой ёлочке
Мы в гости в лес пойдём,
Грибочки с земляникою
Под ёлочкой найдём.
4. В лесу родилась ёлочка,
И пусть в лесу растёт,
И браконьер в машине
Её не увезёт
ФЕЯ: Видишь, моя милая Ёлочка, ребята спасли тебя. Но это ещё не всё. Чтобы сохранить тебе и многим другим елям жизнь, Самоделкины сделали свои ёлочки. Мы приглашаем гостей в музей ёлочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического праздника "Живому-жить"
Сценарий экологического праздника "Живому-жить"...
Сценарий экологического праздника «Живому – жить».
сценарий состоит из презентаций про природу родного края. есть музыкальное сопровождение. Целью этого мероприятия : познакомить детей с памятниками природы нашей местности; повторить правила поведения...
Экологический проект:"Живи, родник!"
Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ребята ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда береж...
Экологический проект:"Живи, родник!"
Учащиеся школы — непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ребята ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда береж...
Экологический проект "Живи, Земля"
Данный проект разработан для обучающихся 3,4 классов. Цель проекта: формирование экологического воспитания. основным мероприятием, к которому подходят дети в результате проекта, является заседание "Эк...
экологическая акция "Живи родник"
информационно-познавательный материал по экологическому направлению...
Экологический проект "Живи,родник,живи..."
Экологический проект "Живи, родник ,живи!",направленный на обеспечение продуктивной деятельности детско–взрослого сообщества по восстановлению, благоустройству и охране родников, расположенных н...