Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"
рабочая программа (2 класс) на тему

Мадяева Галина Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 2 класса составлена на основе ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена                Согласовано                                Утверждаю

на заседании        МО                        с зам. Директора                        директором

Председатель МО                        по УВР                                МБОУ «СОШ № 7»

______/ С.В. Бурмистрова/                ______/Е.А. Пилюгина/                ______/И.В. Строкова/

Протокол № ____                        «____» ____ 2015 г.                        Приказ № ____

от «____»_____2015 г.                                                        от «____»_____2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Учусь создавать проект»

(2 «А» класс)

по рабочей тетради Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»

Тетрадь для 2 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Рост, 2015.

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.

Составитель:

Г.А. Мадяева,

учитель высшей

квалификационной категории

Рузаевка, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». – М. Рост. 2015 г.

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.  Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения, мышления и разностороннему развитию личности.

Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

-  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 -  способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

   - воспитание целеустремленности и настойчивости;

  - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

   - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  - формирование умения решать творческие задачи.

  - формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

           Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Описание места в учебном плане школы

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2 А класса МБОУ «СОШ № 7» г.Рузаевки.  По учебному плану начального общего образования на 2015-2016 учебный год во 2 классе отведён 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Содержание программы

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

        Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

       Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

     -системность организации учебно-воспитательного процесса;

    -раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться: 

- видеть проблемы;

     -ставить вопросы;

     -выдвигать гипотезы;

     -давать определение понятиям;

     - классифицировать;

     - наблюдать;

    -проводить эксперименты;

    -делать умозаключения и выводы;

    -структурировать материал;

    -готовить тексты собственных докладов;

   -объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

     - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

   - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,    чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Формирование понятий «Проектная деятельность», навыков сотрудничества.

3

2

Основы проектной деятельности.

16

3

Работа над проектом.

9

4

Итоги над проектом.

6

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

планир.

фактич.

Введение. Формирование понятия «проектная деятельность», навыков сотрудничества.

3

1

Введение в курс «Что такое проект?»

1

2

Как работать с разными источниками и собирать материал.

1

3

Как выдвигать гипотезу.

1

Основы проектной деятельности.

16

4

Исследовательские процедуры при подготовке проекта.

1

5

С чего начинается самостоятельная работа.

Почему её нужно планировать.

1

6

Как делать выводы на основе полученной информации.

1

7

Систематизация материала, составление макета.

1

8

Презентация готового проекта. Публичная процедура защиты.

1

9

Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез.

1

10

Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность».

1

11

Этапы работы над проектом. Проблема. Решение проблемы.

1

12

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «интернет».

1

13

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

14

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

15

Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка».

1

16

Играем в учёных. Это интересно. Тест.

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение).

1

18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта.

1

19

Творческая работа.

1

Работа над проектом

9

20

Значимость компьютера в создании проекта.

1

21

Первые шаги составления презентации на компьютере. Оформление презентации.

1

22-23

Оформление презентации. Работа в компьютерном классе.

2

24

Пробное выступление перед аудиторией.

1

25

Подготовка ответов на вопросы по теме проекта.

1

26

Тест «Добрые совете проектанту от мудрого дельфина.

1

27

Изготовление визитки. Составление титульного листа.

1

28

Самоанализ. Работа над ошибками.

1

Итоги работы над проектом

6

29

Игра в учёных. Это интересно.

1

30

Конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

31

Памятка жюри конкурса.

1

32

Пробное выступление перед аудиторией.

1

33

Рефлексия после выступления.

1

34

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.

1

Итого:

34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Книгопечатная продукция 

Рабочие тетради

 1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Методические пособия

  1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Технические средства обучения

1.Мультимедийный проектор.

      2.Экспозиционный экран.

      3.Компьютер.

Оборудование класса

     1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

     2.Стол учительский с тумбой.

     3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Список литературы

Рекомендуемая  литература для учителя:

1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

2.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

3.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

4.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Дополнительная литература для обучающихся:

1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс "Учусь создавать проект"

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова...

Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  (г.Москва).Так же пред...

Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект"

Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект" 1-4 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Наши проекты"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса....

Рабочая программа 4 класс "Учусь создавать проект"

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Требования к планируемым результатам изучения программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Учусь создавать проект» для 2 класса

      Настоящая  рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь создавать проект» для 2 класса разработана на основе рабочей программы курса «Учусь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Учусь создавать проект»

Учебное проектирование - важный элемент современной системы образования. Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить уча...