Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 2 класса составлена на основе ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена Согласовано Утверждаю
на заседании МО с зам. Директора директором
Председатель МО по УВР МБОУ «СОШ № 7»
______/ С.В. Бурмистрова/ ______/Е.А. Пилюгина/ ______/И.В. Строкова/
Протокол № ____ «____» ____ 2015 г. Приказ № ____
от «____»_____2015 г. от «____»_____2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Учусь создавать проект»
(2 «А» класс)
по рабочей тетради Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»
Тетрадь для 2 класса общеобразовательных учреждений.
М.: Рост, 2015.
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.
Составитель:
Г.А. Мадяева,
учитель высшей
квалификационной категории
Рузаевка, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». – М. Рост. 2015 г.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения, мышления и разностороннему развитию личности.
Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- формирование умения решать творческие задачи.
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Описание места в учебном плане школы
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2 А класса МБОУ «СОШ № 7» г.Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2015-2016 учебный год во 2 классе отведён 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Содержание программы
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1.Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение. Формирование понятий «Проектная деятельность», навыков сотрудничества. | 3 |
2 | Основы проектной деятельности. | 16 |
3 | Работа над проектом. | 9 |
4 | Итоги над проектом. | 6 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
планир. | фактич. | |||
Введение. Формирование понятия «проектная деятельность», навыков сотрудничества. | 3 | |||
1 | Введение в курс «Что такое проект?» | 1 | ||
2 | Как работать с разными источниками и собирать материал. | 1 | ||
3 | Как выдвигать гипотезу. | 1 | ||
Основы проектной деятельности. | 16 | |||
4 | Исследовательские процедуры при подготовке проекта. | 1 | ||
5 | С чего начинается самостоятельная работа. Почему её нужно планировать. | 1 | ||
6 | Как делать выводы на основе полученной информации. | 1 | ||
7 | Систематизация материала, составление макета. | 1 | ||
8 | Презентация готового проекта. Публичная процедура защиты. | 1 | ||
9 | Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез. | 1 | ||
10 | Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность». | 1 | ||
11 | Этапы работы над проектом. Проблема. Решение проблемы. | 1 | ||
12 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «интернет». | 1 | ||
13 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | ||
14 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 | ||
15 | Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка». | 1 | ||
16 | Играем в учёных. Это интересно. Тест. | 1 | ||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). | 1 | ||
18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта. | 1 | ||
19 | Творческая работа. | 1 | ||
Работа над проектом | 9 | |||
20 | Значимость компьютера в создании проекта. | 1 | ||
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Оформление презентации. | 1 | ||
22-23 | Оформление презентации. Работа в компьютерном классе. | 2 | ||
24 | Пробное выступление перед аудиторией. | 1 | ||
25 | Подготовка ответов на вопросы по теме проекта. | 1 | ||
26 | Тест «Добрые совете проектанту от мудрого дельфина. | 1 | ||
27 | Изготовление визитки. Составление титульного листа. | 1 | ||
28 | Самоанализ. Работа над ошибками. | 1 | ||
Итоги работы над проектом | 6 | |||
29 | Игра в учёных. Это интересно. | 1 | ||
30 | Конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | 1 | ||
31 | Памятка жюри конкурса. | 1 | ||
32 | Пробное выступление перед аудиторией. | 1 | ||
33 | Рефлексия после выступления. | 1 | ||
34 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция
Рабочие тетради
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Методические пособия
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Технические средства обучения
1.Мультимедийный проектор.
2.Экспозиционный экран.
3.Компьютер.
Оборудование класса
1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Список литературы
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
2.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс "Учусь создавать проект"
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова...
Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г.Москва).Так же пред...
Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект"
Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект" 1-4 класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Наши проекты"
Программа внеурочной деятельности для 3 класса....
Рабочая программа 4 класс "Учусь создавать проект"
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Требования к планируемым результатам изучения программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Учусь создавать проект» для 2 класса
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь создавать проект» для 2 класса разработана на основе рабочей программы курса «Учусь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Учусь создавать проект»
Учебное проектирование - важный элемент современной системы образования. Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить уча...