Речевая копилка (Рабочая программа)
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения г. Москвы Школы №879
на 2017-2018 учебный год
«Речевая копилка»
Разработчик программы учитель начальных классов
Ермолаев Роман Владимирович.
Возрастная категория детей: 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
г. Москва
Пояснительная записка
Рабочая программа «Речевая копилка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБС(К)ОУ № 2 (IV вида) на 2017-2018 учебный год рассчитана на 99 часов (исходя из 33 учебных недель в году, 3 часа в неделю).
Нормативная база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2011 г. № 373).
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.11.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- Распоряжение Комитета по образованию от 05.05.2012 N1263-р "Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга"
- Приказ Министерства образования и науки №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерства образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Устав ГБС(К)ОУ №2 (IV вида).
- Программа начального общего образования по русскому языку, соответствующей ФГОС (русский язык);
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.
Уровень программы – базовый.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель программы — способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Программа способствует решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие: приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с текстом, иллюстрацией; обучение пользованию разнообразными словарями;
Развивающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; развитие смекалки и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие мотивации к изучению русского языка;
Воспитательные: воспитание культуры обращения с текстом, иллюстрацией; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание толерантности; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Коррекционные: развитие предметных представлений, преодоление вербализма знаний; развитие и закрепление навыков ориентировки в большом и малом пространстве; развитие, формирование, совершенствование навыков коммуникативной деятельности; совершенствование обобщенных действий в различных видах деятельности (например, в сенсорно - перцептивной деятельности, учебной, предметной и др.); коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социо - культурных навыков; совершенствование познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
Речь – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без речевого материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее важным звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Требования к уровню подготовки учащегося
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие и обогащение предметных представлений, преодоление вербализма знаний.
- Совершенствование обобщенных действий в различных видах деятельности (например, в сенсорно-перцептивной деятельности, учебной, предметной и др.)
- Развитие, формирование, совершенствование навыков коммуникативной деятельности.
- Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социо-культурных навыков.
- Совершенствование познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
- Развитие и закрепление навыков ориентировки в большом и малом пространстве.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по иллюстрации, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Перечень разделов
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Составление рассказа по иллюстрации | 36 |
2 | Речь | 12 |
3 | Слово | 18 |
4 | Предложение | 6 (и в течение всего курса) |
5 | Текст | 21 |
6 | Русский алфавит или Азбука | 3 |
7 | Культура общения | 3 (и в течение всего курса) |
Итого 99 |
Содержание курса
Речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в младшем школьном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Основные этапы психолого-педагогической работы:
- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Развитие свободное общение со взрослыми и детьми: развитие умения строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей; активное использование в процессе общения формы описательного и повествовательного рассказа; использование формы прямой и косвенной речи в общении; воспитание интереса к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;
По развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:
- составление описательных рассказов об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;
- составление повествовательных рассказов по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
- анализ слов, определение места звука в слове, гласные и согласные звуки;
- использование в речи средства интонационной выразительности: регулирование громкости голоса, темпа речи, интонации;
Обогащение словаря детей, необходимого для освоения ими всех образовательных модулей, в т. ч. за счет:
- отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета, размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
- употребления названий обследовательских действий;
- рассказов об участии в экспериментировании;
- комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;
- обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;
- названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;
- названий страны, города (села, символов государства и др. ;
- отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;
- использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;
- правильно использовать сложные случаи грамматики;
- чисто произносить все звуки родного языка;
- оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;
- использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.
Развитие и совершенствование лексической стороны речи.
- Расширение, уточнение и активизирование словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
- Обучение пользоваться обобщающими понятиями.
- Расширение и активизирование словаря через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные) .
- Учинять понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т. д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.
- знакомство с многозначными словами и словами – омонимами.
- знакомство с фразеологическими оборотами.
Формирования грамматического строя речи.
- Упражнения в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т. д.) .
- Упражнения в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).
- Совершенствование способности образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т. д.)
- Обучаются правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок) .
- Познакомятся (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.
- Упражняются в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.
- Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
- Упражнения в составлении и использовании сложных конструкций предложений.
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
- Совершенствование звуковой культуры речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
- Уточнение и закрепление произношения всех звуков родного языка.
- формирование речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)
- Совершенствование фонематического восприятия через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.
- работа со словами - паронимами, побуждение детей объяснять их лексическое значение.
- упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)
- Развитие фонетического слуха.
- Упражнения в умение производить анализ и синтез предложения по словам.
- Совершенствование просодической стороны речи (выразительность) : темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.
- Упражнения в качественном произношении слов.
- Упражнения в правильной постоновке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.
Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь) Диалогическая речь.
• Закрепление правил введения диалога. Отработка диалогов в театрально – игровой деятельности.
• Упражнения в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.
• Расширение и активизация форм речевого этикета.
Монологическая речь
• Закрепление умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.
• составление комбинированных связных текстов (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)
• составление планов (смысловая последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Примечание |
1 | Речь устная и письменная. Пути совершенствования устной речи. | 3 | |
2 | Речь состоит из предложений. Упражнения в определении количества предложений в рассказе. | 3 | |
3 | Предложение состоит из слов. Составление предложений с заданным количеством слов (схема) по иллюстрации. | 3 | |
4 | Обучение умению задавать вопросы. Упражнения в составлении вопросов. Игра «Спроси меня» | 3 | |
5 | Составление рассказа по иллюстрации (выделение объектов) | 3 | |
6 | Составление рассказа по иллюстрации (составление предложений) | 3 | |
7 | Составление рассказа по иллюстрации (распространение предложений) | 3 | |
8 | Расширение словарного запаса. Игры «Копилка», «Что бывает…?» | 3 | |
9 | Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации (выделение объектов) | 3 | |
10 | Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации (составление предложений) | 3 | |
11 | Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации (распространение предложений) | 3 | |
12 | Составление рассказа по иллюстрации. Упражнение в распространении предложений путем включения сенсорных ассоциаций сохранных анализаторов. | 3 | |
13 | Составление рассказа по иллюстрации «Что было?» (введение временных представлений). Составление мини рассказа о прошлых событиях по иллюстрации «Зима» | 3 | |
14 | Составление рассказа по иллюстрации «Что будет?» (введение временных представлений). Составление мини рассказа о прошлых событиях по иллюстрации «Зима» | 3 | |
15 | Составление рассказа по иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации «Лето» | 3 | |
16 | Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации «Семейный праздник» | 3 | |
17 | Упражнения в составлении загадок с помощью различных связок. | 3 | |
18 | Средства связи между предложениями. | 3 | |
19 | Наша речь. Устная и письменная речь. | 3 | |
20 | Текст и предложение. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 3 | |
21 | Диалог. Работа над выразительностью при чтении стихотворений и по ролям. | 3 | |
22 | Роль слов в речи. Интонация. Упражнение в интонировании предложений. | 3 | |
23 | Слова названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 3 | |
24 | Составление текста-описания предмета. | 3 | |
25 | «Вежливые» слова. Правила вежливого обращения. | 3 | |
26 | Воспроизведение содержания сказки по рисункам и заключительной части. | 3 | |
27 | Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению. | 3 | |
28 | Составление ответов на вопросы. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 3 | |
29 | Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки) | 3 | |
30 | Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки) | 3 | |
31 | Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука. Транскрипция. | 3 | |
32 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 3 | |
33 | Слова из словаря. | 3 | |
34 | Слова из словаря. | 3 | |
Итого: 102 часа |
Формы и методы контроля
Выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Используются методы устного контроля (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста); Письменный контроль (контрольная работа, диктант) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика).
Также используются:
- тестирование
- беседа
- анкетирование
- наблюдение
- опросы
- практические работы
- индивидуальные консультации
- проверочные работы
- творческие работы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Признаки речи. Устная и письменная речь.
- Признаки текста (рассказа).
- Признаки предложения.
- Признаки частей речи (слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета).
- Роль слов в речи.
- Слова близкие и противоположные по смыслу; многозначность слов.
- Русский алфавит.
- Произведения устного народного творчества.
Обучающиеся должны уметь:
- Составлять рассказы по иллюстрации;
- Находить элементы описания в тексте;
- Восстанавливать деформированный текст;
- Делить текст на предложения, выделять основу в предложениях;
- Уметь составлять предложения, устанавливать связь между словами в предложении;
- Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;
- Уметь определять тему и основную мысль несложных (до 20 слов) текстов, выделять части текста и озаглавливать их с помощью учителя.
- Записывать по коллективно составленному плану 3 – 4 предложения об обследуемом предмете, рисунке, красочной открытке, игрушке;
- Составлять устные высказывания на темы, близкие интересам детей: о своих играх, прогулках, наблюдения.
- Сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности;
- Различать произведения фольклорного жанра;
- Работать со словарём.
- Группировать и подбирать слова на определённые темы;
- Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;
- Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы;
- Вести этикетный диалог.
Список учебных пособий
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс (комплект с CD). ФГОС. – М.: Просвещение, 2011
- Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. – М.: Просвещение, 2011
- Г.С.Щёголева. Моя письменная речь (Учебная тетрадь). 1 класс. 4-е издание. – СПб.: Специальная Литература, 2010
Литература для учителя
- Азбука от А до Я: иллюстрированное учебно-методическое пособие /Сост. И.А.Гимпель. Минск: Асар, 2004
- Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. -М.: 2000.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.:ВАКО, 2011. – 160с.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 5-ое изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 448с. (В помощь школьному учителю)
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 1 класс». М.: Просвещение, 2012 год
- Круглова Т.А. Формирование умений познавательной деятельности младших слабовидящих школьников в работе по развитию речи// Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих. – Л., 1987. – С. 101–105.
- Литвак А.Г., Волкова И.П. Роль мышления и речи в компенсации слепоты// Сборник по реабилитации слепых. – М., 1982. – С. 56–60.
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 128 с.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс / - М.: Росткнига, 2010. - 96 с. - (Юным умникам и умницам).
- Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007
- Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2010 год 1 часть с. 107 – 125,
- Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г.С.Щёголева. – 3-е изд., испр. – СПб.: Специальная литература, 2009. – 256 стр.
- Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. Методическое пособие для преподавателей в начальной школе. «Специальная литература» 1996 г
Учебно-методическое обеспечение
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
- Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
Технические средства обучения
- компьютер
- интерактивная доска (в комплекте с проектором)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Речевая копилка" (по развитию речи)
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством...
Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка» для детей 7-10 лет
Программа факультативных занятий по развитию речи«Речевая копилка»для детей 7-10 лет(срок реализации 4 года)Направление развития личности ребенка - общеинтеллектуальное...
Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка»
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...
Рабочая программа по развитию речи "Речевая копилка" для детей 7-10 лет
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...
Конспект занятия по развитию речи в 3 классе КВН «Страна Словария» (Авторская программа «Речевая копилка»)
Конспект занятия по развитию речив 3 классеКВН «Страна Словария»...
Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка» во 2 классе
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского ...
Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка»
Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназна...