Речевая копилка (Рабочая программа)
методическая разработка (1 класс) на тему

Ермолаев Роман Владимирович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rechevaya_kopilka.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы  Школы №879

на 2017-2018 учебный год

«Речевая копилка»

Разработчик программы  учитель начальных классов

Ермолаев Роман Владимирович.

Возрастная категория детей: 7  лет

Срок реализации программы: 1 год

г. Москва

Пояснительная записка

Рабочая программа «Речевая копилка» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

           Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБС(К)ОУ № 2 (IV вида) на 2017-2018 учебный год рассчитана на  99 часов (исходя из 33 учебных недель в году,          3 часа в неделю).

Нормативная база:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2011 г. № 373).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ  №1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ  №2357 от 22.11.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  4. Распоряжение Комитета по образованию от 05.05.2012 N1263-р "Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга"
  5. Приказ Министерства образования и науки №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов»
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерства образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  8. Устав ГБС(К)ОУ №2 (IV вида).
  9. Программа начального общего образования по русскому языку, соответствующей ФГОС (русский язык);

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.

Уровень программы – базовый.

                          Общая характеристика учебного предмета.

       Цель программы — способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Программа  способствует решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

         

 Задачи программы:

Обучающие:  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над    познанием родного языка; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с текстом, иллюстрацией; обучение  пользованию  разнообразными словарями;

Развивающие: развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; развитие  смекалки и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие мотивации к изучению русского языка;

Воспитательные:  воспитание культуры обращения с текстом, иллюстрацией; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

воспитание толерантности; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Коррекционные: развитие предметных представлений, преодоление вербализма знаний; развитие и закрепление навыков ориентировки в большом и малом пространстве; развитие, формирование, совершенствование навыков коммуникативной деятельности; совершенствование обобщенных действий в различных видах деятельности (например, в сенсорно - перцептивной деятельности, учебной, предметной и др.); коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социо - культурных навыков; совершенствование познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

   Речь  – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без речевого материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.   Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее важным звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Требования к уровню подготовки учащегося

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  11. Развитие и обогащение предметных представлений, преодоление вербализма знаний.
  12. Совершенствование обобщенных действий в различных видах деятельности (например, в сенсорно-перцептивной деятельности, учебной, предметной и др.)
  13. Развитие, формирование, совершенствование навыков коммуникативной деятельности.
  14. Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социо-культурных навыков.
  15. Совершенствование познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
  16. Развитие и закрепление навыков ориентировки в большом и малом пространстве.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты        

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  10. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление      небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по иллюстрации, материалам собственных игр, занятий,  наблюдений, на основе опорных слов.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Перечень разделов

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Составление рассказа по иллюстрации

36

2

Речь

12

3

Слово

18

4

Предложение

6 (и в течение всего курса)

5

Текст

21

6

Русский алфавит или Азбука

3

7

Культура общения

3 (и в течение всего курса)

Итого                                                                                                            99

Содержание курса

Речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в младшем школьном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

 Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

  • собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
  • речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
  • невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).

 Основные этапы психолого-педагогической работы:

  • развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Развитие свободное общение со взрослыми и детьми: развитие умения строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей; активное использование в процессе общения формы описательного и повествовательного рассказа; использование формы прямой и косвенной речи в общении; воспитание интереса к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;

По развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

  • составление описательных рассказов об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;
  • составление повествовательных рассказов по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
  • анализ слов, определение места звука в слове, гласные и согласные звуки;
  • использование в речи средства интонационной выразительности: регулирование громкости голоса, темпа речи, интонации;

Обогащение словаря детей, необходимого для освоения ими всех образовательных модулей, в т. ч. за счет:

  • отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета, размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
  • употребления названий обследовательских действий;
  • рассказов об участии в экспериментировании;
  • комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;
  • обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;
  • названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;
  • названий страны, города (села, символов государства и др. ;
  • отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;
  • использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;
  • правильно использовать сложные случаи грамматики;
  • чисто произносить все звуки родного языка;
  • оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Развитие и совершенствование лексической стороны речи.

  • Расширение, уточнение и активизирование словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
  • Обучение пользоваться обобщающими понятиями.
  • Расширение и активизирование словаря через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные) .
  • Учинять понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т. д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.
  • знакомство с многозначными словами и словами – омонимами.
  • знакомство с фразеологическими оборотами.

Формирования грамматического строя речи.

  • Упражнения в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т. д.) .
  • Упражнения в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).
  • Совершенствование способности образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т. д.)
  • Обучаются правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок) .
  • Познакомятся (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.
  • Упражняются в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.
  • Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
  • Упражнения в составлении и использовании сложных конструкций предложений.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

  • Совершенствование звуковой культуры речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
  • Уточнение и закрепление произношения всех звуков родного языка.
  • формирование речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)
  • Совершенствование фонематического восприятия через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.
  • работа со словами - паронимами, побуждение детей объяснять их лексическое значение.
  • упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)
  • Развитие фонетического слуха.
  • Упражнения в умение производить анализ и синтез предложения по словам.
  • Совершенствование просодической стороны речи (выразительность) : темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.
  • Упражнения в качественном произношении слов.
  • Упражнения в правильной постоновке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.

Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь) Диалогическая речь.

 • Закрепление правил введения диалога. Отработка диалогов в театрально – игровой деятельности.

 • Упражнения в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.

 • Расширение и активизация форм речевого этикета.

Монологическая речь

 • Закрепление умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.

 • составление комбинированных связных текстов (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)

 • составление планов (смысловая последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примечание

1

Речь устная и письменная. Пути совершенствования устной речи.

3

2

Речь состоит из предложений. Упражнения в определении количества предложений в рассказе.

3

3

Предложение состоит из слов. Составление предложений с заданным количеством слов (схема) по иллюстрации.

3

4

Обучение умению задавать вопросы. Упражнения в составлении вопросов. Игра «Спроси меня»

3

5

Составление рассказа по иллюстрации (выделение объектов)

3

6

Составление рассказа по иллюстрации (составление предложений)

3

7

Составление рассказа по иллюстрации (распространение предложений)

3

8

Расширение словарного запаса. Игры «Копилка», «Что бывает…?»

3

9

Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации (выделение объектов)

3

10

Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации (составление предложений)

3

11

Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации (распространение предложений)

3

12

Составление рассказа по иллюстрации. Упражнение в распространении предложений путем  включения сенсорных ассоциаций  сохранных анализаторов.

3

13

Составление рассказа по иллюстрации  «Что было?» (введение временных представлений). Составление мини рассказа о прошлых событиях по иллюстрации «Зима»

3

14

Составление рассказа по иллюстрации  «Что будет?» (введение временных представлений). Составление мини рассказа о прошлых событиях по иллюстрации «Зима»

3

15

Составление рассказа по иллюстрации. Составление рассказа  по иллюстрации «Лето»

3

16

Закрепление. Составление рассказа по иллюстрации «Семейный праздник»

3

17

Упражнения в составлении загадок  с помощью различных связок.

3

18

Средства связи между предложениями.

3

19

Наша  речь. Устная и письменная речь.

3

20

Текст и предложение. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

3

21

Диалог. Работа над выразительностью при чтении стихотворений и по ролям.

3

22

Роль слов в речи. Интонация. Упражнение в интонировании предложений.

3

23

Слова названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

3

24

Составление текста-описания предмета.

3

25

«Вежливые» слова. Правила вежливого обращения.

3

26

Воспроизведение содержания сказки по рисункам и заключительной части.

3

27

Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению.

3

28

Составление ответов на вопросы. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

3

29

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки)

3

30

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки)

3

31

Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука. Транскрипция.

3

32

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

3

33

Слова из словаря.

3

34

Слова из словаря.

3

Итого: 102 часа

Формы и методы контроля

Выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Используются методы устного контроля (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста); Письменный контроль (контрольная работа, диктант) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика).

Также используются:

  • тестирование
  • беседа
  • анкетирование
  • наблюдение
  • опросы
  • практические работы
  • индивидуальные консультации
  • проверочные работы
  • творческие работы

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  к концу  1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Признаки речи. Устная и письменная речь.
  • Признаки текста (рассказа).
  • Признаки предложения.
  • Признаки частей речи (слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета).
  • Роль слов в речи.
  • Слова  близкие и противоположные по смыслу; многозначность слов.
  • Русский  алфавит.
  • Произведения устного народного творчества.

Обучающиеся должны уметь:

  • Составлять рассказы по иллюстрации;
  • Находить элементы описания в тексте;
  • Восстанавливать деформированный текст;
  • Делить текст на предложения, выделять основу в предложениях;
  • Уметь составлять предложения, устанавливать связь между словами в предложении;
  • Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;
  • Уметь определять тему и основную мысль несложных (до 20 слов) текстов, выделять части  текста и озаглавливать  их с помощью учителя.
  • Записывать по коллективно составленному плану 3 – 4 предложения об обследуемом предмете, рисунке, красочной открытке, игрушке;
  • Составлять устные высказывания на темы, близкие интересам детей: о своих играх, прогулках, наблюдения.
  • Сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности;
  • Различать произведения фольклорного жанра;
  • Работать со словарём.
  • Группировать и подбирать слова на определённые темы;
  • Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;
  • Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы;
  • Вести этикетный диалог.

Список учебных пособий

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык. 1 класс (комплект с CD). ФГОС. – М.:     Просвещение, 2011
  2. Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной,  В.Г.Горецкого. – М.: Просвещение, 2011
  3. Г.С.Щёголева.  Моя письменная речь (Учебная тетрадь). 1 класс. 4-е издание. – СПб.: Специальная Литература, 2010

Литература для учителя

            

  1. Азбука от А до Я: иллюстрированное учебно-методическое пособие /Сост. И.А.Гимпель. Минск: Асар, 2004
  2. Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. -М.: 2000.
  3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.:ВАКО, 2011. – 160с.
  4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А.  Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 5-ое изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 448с. (В помощь школьному учителю)
  5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
  6. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 1 класс». М.: Просвещение, 2012 год  
  7. Круглова Т.А. Формирование умений познавательной деятельности младших слабовидящих школьников в работе  по развитию речи//  Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих. – Л., 1987. – С. 101–105.
  8. Литвак А.Г., Волкова И.П. Роль мышления и речи в компенсации слепоты// Сборник по реабилитации слепых. – М., 1982. – С. 56–60.
  9. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 128 с.
  10. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс / - М.: Росткнига, 2010. - 96 с. - (Юным умникам и умницам).
  11. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007
  12. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2010 год  1 часть с. 107 – 125,
  13. Щёголева Г.С.  Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г.С.Щёголева. – 3-е изд., испр. – СПб.: Специальная литература, 2009. – 256 стр.
  14. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. Методическое пособие для преподавателей в начальной         школе. «Специальная литература» 1996 г

Учебно-методическое обеспечение

  1. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
  2. Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

Технические средства обучения

- компьютер

- интерактивная доска (в комплекте с проектором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Речевая копилка" (по развитию речи)

     Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством...

Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка» для детей 7-10 лет

Программа факультативных занятий по развитию речи«Речевая копилка»для детей 7-10 лет(срок реализации 4 года)Направление развития личности ребенка - общеинтеллектуальное...

Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка»

Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...

Рабочая программа по развитию речи "Речевая копилка" для детей 7-10 лет

Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...

Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка» во 2 классе

Язык - это история народа. Язык - это путь    цивилизации и культуры.              Поэтому-то изучение и сбережение русского ...

Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка»

Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназна...