родительское собрание
материал (4 класс) на тему

Навальнева Александра Ивановна

ПРОТОКОЛ № 1

 

родительского собрания в 4  «а» классе

 

Дата проведения: 25.10.2017 года

Присутствовало 14  родителей  ( явочный лист прилагается )

 

Повестка дня:

  1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс.
  2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
  3. Формирование личности в младшем школьном возрасте
  4. Человек – враг себе?
  5. Итоги 1 четверти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_no_1_4_klass.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 1

родительского собрания в 4  «а» классе

Дата проведения: 25.10.2017 года

Присутствовало 14  родителей  ( явочный лист прилагается )

Повестка дня:

  1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс.
  2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
  3. Формирование личности в младшем школьном возрасте
  4. Человек – враг себе?
  5. Итоги 1 четверти

 По первому вопросу выступила Навальнева А.И, она отметила, что в 4 классе  заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.   Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.   Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.  

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.  

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.   Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.  

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.   Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.  

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.  

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.  

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.   Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.  

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность  у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Решили:  1. Продолжить работу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех своих действий.

  2. Для укрепления интереса к учёбе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий.

3.Надо постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только их пользу для будущей жизни, но и для текущей.

  4.Продолжить воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы..

  5. Продолжать укреплять навык ежедневного чтения художественной а также  научно-популярной литературы, объёмом текста до 15 – 20 страниц с пересказом прочитанного и совместным обсуждением. В каникулы должна сохраняться та де норма. Только в этом случае ребёнок будет постоянно уметь и учиться лучше понимать людей.

  6. Продолжайте отмечать все достижения в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Спокойно и аргументировано предъявляйте свои требования, не отступая от них ни на шаг. Тогда обязательно будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка.

2. Навальнева А.И. отметила, что в наше

время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много

времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень

хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто

беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется

вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями. Современная улица,

бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут

спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя,

хулиганские действия и т.д.

Один мудрец (Сенека) говорил: «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день,

меньше будешь зависеть от дня завтрашнего».

Вопрос для обсуждения с родителями

1.Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех

развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств

массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры,

аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между

родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и

компьютер. Давайте рассмотрим плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени

детей.

ВЫВОД: родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка.

Вопрос для обсуждения с родителями

2.Почему современные дети не любят читать?

У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно:

развивается интеллект, воображение, логическое мышление.

Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например,

воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок

не берёт в руки художественную литературу.

Вопрос для обсуждения с родителями

3.Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций?

Уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки,

спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему вступить

в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в

практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что

родители контролируют ребёнка в учёбе - это, конечно, хорошо. Но родители допускают ошибку, если

запрещают своему ребёнку посещать, к примеру, спортивный клуб за полученную «двойку». Если

ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.

Вопрос для обсуждения с родителями

4.Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает школа и учреждения

дополнительного образования учащимся?

(перечень услуг дополнительного образования)

Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или

вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.

Вопрос для обсуждения с родителями

5.Каковы причины вступления ребят в группировки?

«Маша – ученица 7-го класса – была очень одинока. Мама с папой постоянно были на работе,

были заняты зарабатыванием денег, стремились к материальному достатку. С девочкой родители мало

общались, не интересовались её внутренним миром. Им казалось, что воспитание ребёнка

ограничивается тем, что дочка должна быть хорошо одета, обута и т.д. Маше казалось, что родные в

семье её не любят, а она мечтала иметь подруг, друзей, чтобы её окружали люди, уважающие и

любящие её. Маша была очень обрадована, когда девочки пригласили её в свою компанию. Наконец-

то у неё будут настоящие друзья! Маша знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же

школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, весёлые,

ничего не боялись, такие смелые, независимые.

-Как вы думаете, почему Маша была одинока? Есть ли в этом вина её родителей?

-Что могло произойти дальше?

Когда Маша пришла на место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она

хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать всё, что её попросят, «проявить» себя. Маша была

готова на всё, только бы её приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание: на стене

дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определённых подростков. Маша сочла

это задание пустяковым и с готовностью выполнила его, после чего она была официально принята в

члены этой компании. Машиной радости не было предела.

-Почему Маша, не задумываясь, выполнила глупое поручение «лидера»?

Наконец-то свершилось то, о чём она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, иногда

выпивали, посещали дискотеки, несколько раз отбирали деньги у младших, писали непристойные

слова на лестничных клетках и т.д.»

Можно только представить, что может произойти дальше: и алкоголь, и, возможно, появятся

наркотики. Уважаемые родители! Можем ли мы обвинять только девочку, в том, что она попала в

плохую компанию?

Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на то, что в критической ситуации

ребёнок не всегда обращается за помощью к родным и родителям. Причины могут быть

разнообразные. Часто бывает так, что сами взрослые отталкивают своего сына или дочь.

НАПРИМЕР:

 непонимание взрослыми проблем ребёнка;

 критика со стороны родителей в адрес подростка, ругань, крики;

растерянность подростка, отсутствие конструктивной помощи родителей;

 поток обвинений со стороны взрослых.

Уважаемые родители! Давайте с вами выработаем меры, которые бы предупредили попадание

ребёнка в антиобщественную группировку.

Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию? (работа в

малых группах по разработке мер)

Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:

1. Родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих

проблемах;

2. Родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и

праздники.

3. Родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;

4. Родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;

5. Дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную

значимость;

6. Исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: по мнению детей (из детских анкет)

Моё свободное время - это общение с друзьями, это возможность совершенствовать собственную

личность, собственный потенциал.

Я мечтаю, что с родителями я буду:

…проводить больше свободного времени;

…отравлюсь в путешествие;

…чаще бывать на природе;

…организую своё дело (по мнению детей)

Решили:

1. Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).

2. Привлекать ребёнка к чтению книг.

3.  Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.

4. Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.

5.  Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.

6. Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.

7.  Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку

4.Мед. сестра Фоменко Е.Н.  прочла лекцию о вреде курения.  Курение - одна из самых распространенных причин смерти, которую можно предотвратить. Поданным ВОЗ, в мире 1,1 млрд человек курят, из них 300 млн в развитых странах и 800 млн в развивающихся.  

В период с 1950 до 2015 года табак убил 60 млн людей в развитых странах;4 млн. человек ежегодно умирают от болезней, связанных с табакокурением;

К 2050 году число жертв курения превысит 500 млн. 

К 2020 году курение станет причиной 1/3 смертей среди взрослого населения. Курение табака стало проблемой не только самих курильщиков, но и окружающих их людей.

В семьях, где один из супругов курит, риск возникновения рака легких у некурящей «половины» на 30% выше, чем  в некурящих семьях;

 В 80-90 % случаев курение является причиной хронических заболеваний органов сердца;

30% всех сердечно - сосудистых заболеваний вызвано курением; 

85% рака легких вызвано курением.

В момент затяжки загораются табак и папиросная бумага, при этом образуется около 1200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензпирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы... Выделяются смолы, которые содержат 43 канцерогена, вызывающие рак. И все это попадает в организм курильщика.                                

 Окись углерода (ее еще называют угарным газом) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови гемоглобин. Образующийся при этом карбоксигемоглобин неспособен переносить кислород, в результате чего нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, отчего концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10%. Таким образом, все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.                                      

          Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек зева, носоглотки, бронхов,  а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов провоцирует развитие бронхиальной астмы, а хроническое воспаление верхних дыхательных путей - хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Курение может привести к раку губы, языка, гортани, трахеи.                                         

 Сердце курильщика делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем некурящего, и быстрее изнашивается.                                       

 Никотин и другие компоненты табака поражают и органы пищеварения. Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.                                      

 Курение плохо сказывается и на слухе. 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.                             

 И это только малая часть болезней, которые вызывает зависимость от никотина. Курильщик собственноручно сокращает свою жизнь на 3-8 лет.

Постановили :

  1.         Учитывать состояние здоровья детей в учебно-воспитательном процессе педагогами и родителями.
  2.         Формировать мотивацию к здоровому образу жизни у детей и их родителей.

5.Навальнева А. И. рассказала об успехах детей на конец  1 четверти, о содержании программы, которая была пройдена за это время. Дала индивидуальные письменные рекомендации о восполнении существующих пробелов в знаниях учащихся за  3 класс

Итоги успеваемости таковы:

На «5»:  Прядченко А. Голуб В, Гончар –Быш Е

На «4 и 5»:  Арцыбашев Д. Безух В, Финогенов Д, Перепелица В, Бессарабова Д, Бакаева А, Мущинкина Д, Кандауров М

На «3»: Косов Д, Кривошеев И, Захватаев А, Жильников С, Широбоков А, Шадаев Д

Постановили :

1. Принять к сведению полученную информацию.

2.  Обратить внимание на восполнение пробелов в знаниях детей.

Секретарь:___________            Е. Н. Косова

                                 /подпись/                        /расшифровка подписи/

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...