Праздник ЧАЙ
материал (2 класс) на тему
Праздник на окончание 2 класса с частушками, танцами, инсценировка сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_prazdnika_slova_dlya_detey.docx | 24.23 КБ |
kak_starik_korovu_prodaval.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД ПРАЗДНИКА
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем - поджидаем, праздник не начинаем. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Ну, тогда начнем наш праздник. А посвящен он чаепитию - одной из старых традиций русского гостеприимства. (слайд 1)
Ученик.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Хозяйка. Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но об этом мы поговорим позже. А что же такое чай?
Дети. Напиток.
Хозяйка: Вот о чем мы сегодня будем говорить на нашем празднике.
Знакомство с традициями чаепития
Ученик. Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменялись заповеди гостеприимства – всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением. (Слайд 2)
Ученик: В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. (Слайд 3)
Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.
– «Гостю почет — хозяину честь».
– «Хоть не богат, а гостям рад».
– «Гость в дом – радость в дом».
Ученик: Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок. (Слайд 4)
Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.
Дети инсценируют фрагмент сказки:
Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?
Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!
Ученик. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже помогает Ивану в его испытаниях. Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?
Дети. Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?
Хозяйка. Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется такой популярностью? Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?
Дети. Китай.
Ученик. Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. (Слайд 5, 6, 7)
Учитель. Чайная церемония родилась в Китае. (Учитель показывает на карте местонахождение Китая.)
Ученик. Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает на карте), где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. (Слайд 8, 9)
Хозяйка. А какой была судьба чая в других странах?
Ученик: Индия
Индийские «реснички»
В древней легенде рассказывается об индусском принце Дарме, который путешествовал по Южному Китаю с целью распространения культа Будды. Все время он проводил в молитвах, но однажды от усталости и изнеможения глаза его закрылись, и он уснул. Боясь вызвать гнев божества, принц Дарма отрезал себе веки и бросил их на землю. И тотчас вырос на том месте чудесный куст с прекрасными и нежными белыми ароматными цветами и листьями, похожими на веки. Дарма вкусил их и почувствовал прилив бодрости и прекрасного настроения.
Ученик: Англия
В 1664 году купцы Ост-Индской компании преподнесли в дар королю Карлу Второму два фунта сухого «китайского листа». Изысканные фарфоровые чашки, в которых чай подавали при дворе, казались столь тонкими и хрупкими, что их боялись повредить горячим чаем. Поэтому сначала в чашку наливали молоко комнатной температуры, а затем уже горячий чай. (слайд 10)
Ученик: Английские традиции чаепития известны во всем мире. Англичане неизменно начинают утро с чашки хорошего чая. Причем этот чай особый, — крепкая смесь мелкого ломаного чайного листа из Цейлона, Кении и Индии. Эта традиция берет свое начало от сырого холодного климата Англии. Англичане просыпаются в 6-7 часов утра, и чтобы быть бодрыми и свежими, им конечно необходима чашечка чая. (слайд 11)
Ученик: Известное английское чаепитие в 5 часов вечера ("five-o-clock") впервые появилось в 1840 году. Герцогиня Анна Бедфордская Седьмая предложила утолять легкий голод, возникающий между завтраком и поздним английским обедом, в 4 часа дня чашкой чая с легкими закусками. Позже чаепитие переместилось на 5 часов вечера. (Слайд 12)
Ученик. В 17 веке чай появился и в России и быстро вошел в быт, культуру, образ жизни русского человека. Монгольский правитель Алтан-хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю Михаилу Федоровичу Романову очень понравился. Вначале чай использовали как лекарство, которое прогоняет сон и бодрит организм. Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать.
Ученик: Чай - это богатейшая аптека. Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя чая. Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма. Его используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и лёгких. А еще, если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым.
Ученик. Начиная с 18 века, когда чай стал широко известным напитком, каких-то особых церемоний во время чаепития не соблюдали. Разве что никто не ограничивался чашкой или стаканом, выпивая порой по целому самовару, а в отдельных случаях и больше. Да и от сладкого во время чаепития не принято было отказываться. (Слайд 13)
Ученик: Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. (Слайд 14)
Ученик: Особенно славилась своей любовью к чаепитиям старая Москва. Приглашение на чай, посидеть у самовара, почиталось знаком особого дружеского расположения. Пили чай и в трактирах, и в чайных. За пятачок в них подавали два фарфоровых чайника – один, небольшой с заваркой, другой, большой, с кипятком. К ним полагалось четыре куска сахара на блюдечке. Выпив весь кипяток, посетитель мог бесплатно требовать еще. Для этого в чайных постоянно кипело несколько огромных самоваров. В качестве закуски к чаю подавали баранки, пряники, сдобу. (Слайд 15)
Хозяйка: А теперь проведем небольшой конкурс «Какие сорта чая вы знаете»
Возможны ответы: «Ахмат», «Липтон», «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай» и др.
Ученик: Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаевничать. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 16, 17)
Хозяйка: А из чего в старину пили чай? Отгадайте загадки:
«Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».
«Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?
Дети. Самовар.
Ученик. В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, хохломская расписная посуда. (Слайд 18)
Ученик: А я вам расскажу про самовар. Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Ученик: Тогда на Руси было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали к ним краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары похожие на сундучок, паровоз, яйцо. Одни делались большими – это самоварища, а другие маленькими – самоварцы. (Слайд 19)
Исполнение песни «Наш красавец - Самовар»
Ученик: Самовар и традиции чаепития – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы, а также в картинах художников. В первой половине 19 века появляются живописные произведения со сценами чаепития, изображения загородных пикников с непременным атрибутом – самоваром. В натюрмортах многих русских художников самовар занимает центральное место (К. С. Петрова-Водкина, И. И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробах, прялках. (Слайд 20, 21, 22)
Хозяйка: А мы приготовили для вас танец «Самовар. Чих-пых»
Учитель. – У каждого народа, знающего этот напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае, о гостеприимстве, которые нам надо сегодня вспомнить. Какие пословицы вы подобрали дома?
Дети. Самовар кипит – уходить не велит.
– Пей чай – удовольствие получай...
Хозяйка. Когда наши самовары вскипели, необходимо правильно заварить чай. Существует множество способов заварки чая. Вот некоторые из них.
Заранее подготовленный ученик рассказывает:
Ученик. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом. Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Ученик. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.
Учитель. А теперь, вы, расскажите какие - то интересные рецепты приготовления чая.
Ученики рассказывают заранее приготовленные рецепты.
Ученик.
В прежние годы чай любили,
С сахаром да медком пили –
И вприкуску, и внакладку,
А бывало – и вприглядку.
Ученик.
Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем!
Все к столу!
Хозяйка. В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, рассказывают разные истории.
Инсценировка сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал» (Приложение)
Хозяйка. А еще за столом очень любили петь чайные частушки.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо исполняли частушки и песни. Итак, мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай. Что же осталось сделать?
Хозяйка. Пригласить гостей на чаепитие.
Учитель. Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей!
Праздник заканчивается чаепитием.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ
(сценарий инсценировки русской сказки)
Участвуют: старик
покупатель 1
покупатель 2
паренёк
ведущий
богач с женой
корова - рисунок или игрушка (на корове - цена)
(В качестве массовки можно нарядить детей торговцами семечками, медом, тканями и т.д. Декорации лучше использовать деревенские, сцену украсить плетенными заборами, тыквами и т.д.)
На сцену выходит Ведущий
Ведущий:
— На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
(по окончанию слов Ведущего еще за кулисами слышны базарные «звуки» кричит торговка семечками: «Кому семечки, покупайте семечки?», «Подковы, подковы» и т.д. Выходит Старик и ведет Корову, его обступает пара покупателей)
(подходят Покупатели)
Покупатель 1:
—Хозяин, продашь нам корову свою?
Старик:
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
Покупатель 2:
— Не много ли просишь, старик, за неё?
Старик:
— Да где наживаться! Вернуть бы своё!
Покупатель 1:
—Уж больно твоя коровёнка худа!
Старик:
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
Покупатель 2:
—А много ль корова даёт молока?
Старик:
- Да мы молока не видали пока...
(Покупатели уходят, махнув рукой)
Ведущий:
— Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
(выходит паренёк)
Паренёк:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
( на сцену выходит богатая пара: богач с женой. Что бы сделать сцену смешнее можно на роль купца подобрать невысокого мальчика, сделав ему большой живот из подушки. Жена купца должна быть его выше, одета и накрашена ярко и слегка нелепо) Идут медленно, с поднятой головой.
Ведущий:
— Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
(подходит Богач с женой)
Богач:
— Корову продашь?
Паренёк:
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Богач:
— Да так ли! Уж выглядит больно худой!
Паренёк:
- Не очень жирна, но хороший удой.
Жена богача: - А много ль корова даёт молока?
Паренёк:
- Не выдоишь за день — устанет рука!
Ведущий:
— Старик посмотрел на корову свою…
Старик:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому —
Такая скотина нужна самому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"
Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....
Сценарии праздников: "Осень, Осень, в гости просим", "Здравствуй, праздник Новогодний"
Сценарии праздников: «Осень, Осень, в гости просим!» «Здравствуй, праздник новогодний!» ...
"Праздник Букваря." сценарий праздника.
В сценарии представлен вспомогательный материал для проведения праздника в 1 классе " Прощай,Азбука!"...
Пасха – праздник праздников»
Сенмейные праздники в традициях народов....
Пасха – праздник праздников.
Семейные праздники в традициях народов...
Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)
Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы религиозных культур и светской этики"...
Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"
Праздник православного праздника - Пасха....