Рабочая программа кружка "Школа мудрецов"
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shkola_mudretsov_matematika.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы «Школа мудрецов» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познава-тельной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка является продолжением рабочей программы 2 класса, рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Прогнозируемые результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
учащиеся будут знать:
- свойства арифметических действий;
- названия геометрических фигур;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов.
учащиеся будут уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространстве;
- проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
- осуществлять самостоятельный поиск решений;
- рассуждать, доказывать
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки уч-ся
Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п (кол-во недель) | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
план | факт | теория | практика (характеристика деятельности) | ||
1,2 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 2 | |||
3,4 | Старинные системы записи чисел. | 2 | + решение задач и ребусов | ||
5,6 | Иероглифическая система древних египтян. | 2 работа с информацией презентации | |||
7,8 | Римские цифры. | 2 | |||
9,10 | Как читать римские цифры? | 2 | + решение задач и ребусов | ||
11,12 | Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. | 2 составление математических ребусов;конкурс на лучший математический ребус | |||
13,14 | Пифагор и его школа. | 2 работа с информацией презентации, викторина | |||
15,16 | Бесконечный ряд загадок. | 2 конкурс на лучшую математическую загадку | |||
17,18 | Архимед. | 2 Работа с информацией презентации | |||
19,20 | Умножение. | 2 | + решение задач и ребусов | ||
21,22 | Конкурс знатоков. | 2 решение нестандартных заданий | |||
23,24 | Деление. | 2 | + решение задач и ребусов | ||
25,26 | Делится или не делится. | 2 решение задач и ребусов игровые логические задачи | |||
27,28 | Решение логических задач. | 2 схематическое изображение задач решение задач и ребусов | |||
29,30 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 2 конкурс на лучшую математическую газету | |||
31,32 | Математический КВН. | 2 работа в группах | |||
33,34 | Старинные меры длины. | 2 работа с информацией презентации | |||
35,36 | Задачи – смекалки. | 2 решение задач и ребусов в парах | |||
37,38 | Решение олимпиадных задач. | 2 решение заданий повышенной трудности | |||
39,40 | Экскурсия в компьютерный класс. | 2 экскурсия | + конкурс рисунков | ||
41,42 | Компьютерные математические игры | 2 решение задач и ребусов на компьютере | |||
43,44 | Время. Часы. | 2 Работа с информацией презентации | |||
45,46 | Математические фокусы | 2 решение задач и ребусов | |||
47,48 | Интеллектуальный марафон | 2 работа в группах выполнение заданий творческого и поискового характера | |||
49,50 | Открытие нуля. | 2 | + исследовательская работа «Почему так?» | ||
51,52 | Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». | 2 решение нестандартных заданий | |||
53,54 | Денежные знаки. Игра в «Магазин» | 2 работа с информацией презентация | + игра | ||
55,56 | Решение задач повышенной трудности. | 2 схематическое изображение задач | |||
57-60 | Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук» | 4 работа в группах | |||
61,62 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 решение заданий повышенной трудности | |||
63,64 | Решение задач повышенной трудности. | 2 решение заданий повышенной трудности | |||
65,66 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 2 работа в группах: решение математических головоломок, ребусов и шарад | |||
67,68 | Круглый стол «Подведём итоги». | 2 коллективная работа по составлению отчета | |||
Всего: | 28 | 40 |
Нормативные документы
Дополнительная образовательная программа кружка «Школа мудрости» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216)
- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ учреждениях дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
- Устав МОБУ «Петелинская СОШ»
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
- Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
- Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
- Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
- Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
- В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993
- Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва «Просвещение»1985.
- Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
- Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
- Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. -
Сталкер, 1997
- Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
- Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
А также:
http://yandex.ru
http://nsportal.ru
http://www.ourgames.ru/
и др.
Методическое обеспечение
- Перфокарты
- Карточки
- Таблицы
- Схемы
- Игры
- Головоломки
- Пазлы
- Наглядно-иллюстративный материал и др.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные карандаши, линейка, угольник, тетрадь. А также компьютер, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа мудрецов»
Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. ...
Рразработка ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
Программа курса...
рабочая программа кружка по математике для 1 класса"Школа мудрецов"
рабочая программа кружка по математике для 1 класса"Школа мудрецов"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...