Анализ работы социального педагога
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Социальным педагогом я работаю первый год. Мой педагогический стаж составляет 13 лет. Я работаю в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся. Основная специальность моя - историк. Получила дополнительное образование по специальностям «социальный педагог» и «дефектолог».
В нашем учреждении 100 обучающихся: это 64 учащихся начальных классов и 36 воспитанников дошкольных групп. В учреждении есть социально-психологическая служба, Совет Профилактики; есть педагог-психолог, инспектор по охране прав детей. До прошлого года в штате не было социального педагога, и поэтому по вопросам организации работы мне часто приходилось советоваться руководителем РМО социальных педагогов и воспитателей. Свою работу я начала с оформления социального паспорта учреждения. В нашем учреждении 8 детей-инвалидов (в том числе 2 из дошкольного отделения), 7 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( в том числе 2 из дошкольного отделения).
Цель деятельности:
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интелектуального)
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Задачи:
1. Изучение психолого - медико - педагогических особенностей личности обучающихся.
2. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся.
3. Своевременное оказание учащимся социальной помощи и поддержки; использование правовых норм для защиты прав и интересов детей.
4. Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащимся, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
5. Взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
1.Организационно-методическая работа:
В учреждении создана и работает психолого-социальная служба.
В начале 2017-2018 учебного года социальный педагог совместно с классными руководителями выявил различные категории семей с помощью анкетирования. По полученным данным оформлен социальный паспорт:
Внутришкольный учет: на начало года – 1, на конец года -1
Дети, состоявшие на учете в ИДН: на начало года –0, на конец года -1
Дети из малообеспеченных семей: на начало года – 1, на конец года -1
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 7
Неблагополучных семей - на начало года 0, на конец года -0
Дети «группы риска» - на начало года 0, на конец года -0
«Трудновоспитуемых» - на начало года 0, на конец года -1
Дети-инвалиды – на начало года 9, на конец года -8.
В течение учебного года с каждой из этих групп проводится определенная работа совместно с инспектором по охране прав детства и педагогом-психологом.
Составлен совместный план мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся с КДН и с ОДН.
Проводилась совместная работа с органами профилактики:
- с ОДН - всречи с инспектором ОДН с учащимися ( 18.10.2017 на тему: «Безопасность детей», планируется 15.05.2018 на тему: «Безопасность детей в сети»; выступления инспектора ОДН на общешкольных родительских собраниях ( 20.12.2017г. на тему: «Безопасность детей в зимний период» и 19.04.2018г. на тему: «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних») - Коротков П.А.
- с КДН и ЗП - подготовка документов на учащегося 4 класса Федотова Н., состоявшего на учете в КДН и ЗП - в течение года, встреча специалиста КДН и ЗП с родителями на тему : «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних » - Семенова К.С.
- с отделом опеки и попечительства (в течение года по вопросам организации детского отдыха детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, организация празников для них),
- со специалистом по воспитательно-профилактической работе Управления образования ( встреча с учащимися 11.12.2017 на тему: «Чем опасны социальные сети?» - Давлетова Т.Л. ,
- с центром психологической помощи семье, молодежи и детям (встреча психологов с детьми на темы: «Ежики должны жить!», «Здоровый образ жизни»; выступление психолога на общешкольном родительском собрании на тему: «О роли родителей в восвпитании детей »)- Ахметгареева О.Р.
Совместно с классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом проводились обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, состояших на ВШУ, и в группе наблюдения (заполнены акты обследования жилищно-бытовых условий). Всего обследовано 6 семей.
Проведено 6 заседаний Совета профилактики. Вопросы, рассматриваемые на заседании Совета профилактики:
-Работа по профилактике экстремизма, терроризма
-Результаты индивидуальной беседы с учащимся, состоявшим на ВШУ
-Работа по профилактике суицидального поведения учащихся
- Профилактика нарушений дисциплины, драк, выражений нецензурной бранью и другие
- Безопасность детей в социальных сетях.
На заседаниях Совета профилактики неоднократно обсуждались результаты проделанной работы с учащимся, состоявшим на ВШУ.
Проводимая работа с данным учащимся:
- посещение на дому социальным педагогом, классным руководителем
- родители приглашались на Совет профилактики,
- индивидуальные беседы с учащимся , с его мамой,
- обращались за помощью ОДН, КДН и ЗП, к специалисту по воспитательно- профилактической работе Управления образования,
- проведение диагностической, коррекционной работы педагогом-психологом
- вовлечение учащего к участию во внешкольных мероприятиях.
2. Профилактическая работа с учащимися
Социальным педагогом ведется учет и постоянный контроль успеваемости, посещаемости учебных занятий и занятостью детей и учащегося, состоявшего на внутришкольном учете.
Проводятся индивидуальные и профилактические беседы с детьми, требующими особого внимания. Детей, состоявших на различных видах учета, вовлекают во внеклассную работу.
На начало учебного года на ВШУ состоял учащийся 4 класса Комаров Д. (случай воровства). Проводился постоянный контроль за поведением Комарова и в октябре по решению Совета профилактики он снят с ВШУ. В декабре 2017 года на ВШУ поставлен учащийся - 4 класса Федотов Никита по факту совершения несовершеннолетним правонарушения (побои) (постановление КДН от 13.12.2017 №31. Работа с Федотовым ведется по плану профилактической работы совместно с педагогом-психологом, классным руководителем и другими педагогами.
В течение учебного года большое внимание уделялось правовому воспитанию. С этой целью были организоаны встречи со специалистами органов профилактики с учащимиси о правилах поведения, об ответственности учащихся и их безопасности. Поднимались вопросы суицида, безопасности в сети, правонарушений.
В течение года социальным педагогом проводились групповые беседы на темы: «О вежливости», «Правила поведения учащихся», «Правила общения», «Безопасный интернет» и др.
Учащиеся принимали участие во внеклассных мероприятиях:
- поздравление пожилых людей в Белебеевской библиотеке ВОС,
- участие в онлайн-викторине по К.Чуйковскому с учащимися Уфимской школы,
- поздравление учителей с Днем учителя,
- поздавление мам с Днем Матери,
- новогодние праздники,
- «А ну-ка, мальчики!»,
- «А ну-ка, девочки!»,
- школьные ярмарки,
- игры-лото серии «Портрет Башкортостана» для слабовидящих обучающихся (при помощи регионального общественного молодежного добровольческого движения «Вместе» - специалист Савельева Е.А.- 19.01.2018 и 17.04.2018г.)
- конкурс чтецов, посвященный Дню Победы
- встреча с ветераном войны.
Для учащихся были организованы экскурсии в пожарную часть, в краеведческий музей, в музей народного творчества, встречи с работниками библитеки на темы: «Спешите делать добро!», «Сталинградская битва», с психолагами центра психологической помощи семье, молодежи и детям («Ежики должны жить!», «Здоровый образ жини»), со специалистами МЧС («Чтобы в дом не пришла беда»), с инспектором ОДН.
Социальный педагог совместно с родителями учащегося 2 класса Салимгареева Фадиса участвовал в «Форуме маленьких героев» в г.Уфе, куда был приглашен Фадис за спасение утопающего друга.19 апреля 2018 в г.Уфе Салимгареев Фадис был награжден медалью «За спасение погибающих на водах».
3.Работа с родителями
Социальным педагогом в течение года проводились индивидуальные беседы с родителями ( всего 17 бесед), где родителям неоднократно разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей; давались рекомендации: о режиме дня, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, как уберечь учащихся от опасных сетей в Интернет. Проведены профилактические беседы - 7 ( с Маматовой Е.В., С Конышевой О.Ф.).
В течение учебного года выступала на родительских собраниях:
общешкольное родительское собрание - 1 раз (выступление на тему «Деятельность психолого-социальной службы » - декабрь 2017),
классные родительские собрания – 2 раза (во 2 классе «Роль семьи в воспитании детей» и 4 классе «Дети в Интернете, мы за них в ответе»).
4.Работа с педагогическим коллективом.
Совместно с классными руководителями были проведены групповые беседы с учащимися о правилах поведения. Была оказана консультативная помощь педагогам в подготовке и проведении мероприятий для обучающихся и родителей:
- в 4 классе – групповые беседы «Чем опасен интернет?», «Кого ставят на ВШУ», «Опасные группы в сети Интернет»;
- в 1 классе – беседа «Как нужно вести себя в школе?» и др.
5.Информационно – просветительская работа:
Были разработаны памятки для родителей и размещны на сайте на темы: «Безопасный Интернет», «Буллинг – как остановить травлю ребенка», «План разговора с ребенком по вопросу об опасных сообществах в социальных сетях», «Закрой окно- в доме ребенок!»
Один учащийся состоял на внутришкольном учете за случай воровства. С ним и с его семьей была проведена профилактическая работа. В течение учебного года проводились индивидуальные беседы, консультации его папы, были организованы встречи с органами профилактики, вовлечение подучетного во внешкольную деятельность. По представлению классного руководителя учащийся был снят с внутришкольного учета. Конечно, жизненные обстоятельства, в которых оказался учащийся, в какой-то мере и способствовали случаю воровства телефона у одноклассника. Мальчик воспитывается в многодетной малообеспеченной семье. С момента, когда он пришел в первый класс, воспитывается только отцом. Мать совместно не проживает. У ребенка нет собственного сотового телефона, что и послужило причиной такого поступка. В данный момент учащийся осознал, что поступил плохо. В ходе индивидуальной беседы с мальчиком мною был сделан акцент на его увлечение шахматами (он занимается с отцом в шахматном кружке). Ему даже хотелось стать лучшим в моих глазах. Как-то он даже меня обманул, сказав, что занял первое место по городу, но позже признался в обмане.
Один учащийся поставлен на учет в КДН и ЗП и ОДН за с побои. Профилактическая работа с учащимся проводилась еще до постановки на учет, так как склонность к проступкам были. И вновь отклонения в поведении связаны с семьей подучетного, со сложными взаимоотношениями в семье. Мальчик воспитывается в неполной семье, которая проживает вместе с бабушкой и дедом (дед стоит на учете в ПНО). Работа с учащимся велась по плану профилактической работы совместно с педагогом-психологом, классным руководителем и другими педагогами. В течение учебного года большое внимание уделялось правовому воспитанию. С этой целью были организованы встречи со специалистами органов профилактики с учащимися о правилах поведения, об ответственности учащихся и их безопасности. Поднимались вопросы суицида, безопасности в сети, правонарушений. В ходе индивидуальной беседы выявлено, что подучетный увлечен компьютерными играми и даже зарабатывает на этом. По данному случаю проводилась работа с его мамой.
Совместно с классным руководителем и социальным педагогом неоднократно проводилось обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Проводилась профилактическая работа совместно с классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, со специалистом по воспитательно-профилактической работе Управления образования и педагогом-психологом центра социально-психологического помощи семье, молодежи, детям.
С несовершеннолетним проведены беседы педагогом-психологом и социальным педагогом о взаимоотношениях с одноклассниками и поведением в классе, о безопасности в сети Интернет, о правилах поведения в общественных местах и безопасности. С мамой неоднократно проводились профилактические беседы о должном контроле за внеурочной деятельностью сына: при посещении их дома, и при посещении мамой школы). До мамы было доведено, что необходимо контролировать Никиту по вопросу нахождения в сети Интернет. В учреждении было проведено общешкольное родительское собрание на тему «Об ответственности родителей за воспитание детей» с приглашением специалистов по пожарному надзору, комиссии по делам несовершеннолетних, центра социально-психологической помощи семье, молодежи, детям, инспектора по делам несовершеннолетних. Там поднимались вопросы о профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Во внеурочное время в школе проводились коррекционные часы по программам: «Я здоровье берегу», «Я – гражданин России, гражданин Башкортостана», «размышляем, играем, творим» ежедневно с 13.30 до 14.30.
Можно отметить положительную динамику в поведении Федотова Никиты и его взаимоотношениях с одноклассниками.
В связи с окончанием 4 класса и отчислением из ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся по окончании обучения, мальчик снят с внутришкольного учета.
После трагического случая в г.Стерлитамаке, когда учащийся нанес ножевые ранения одноклассника и учителю, в учреждении проведена проверка на нахождение учащихся в социально-опасных сетях по сайту «Gerdabot». В результате проверки выявлено трое учащихся, которые были зарегистрированы в социально-опасных сетях. Совместно с педагогом-психологом были проведены консультации родителей по этому случаю.
Но есть в нашем учреждении и случаи позитивного отклоняющего поведения. Учащийся 2 класса Салимгареев Фадис Ильфирович, 24.06.2009 года рождения в период зимних каникул спас друга, который провалился в воду. Фадис проводил зимние каникулы у бабушки в селе Новотураево Ермекеевского района и 6 января 2018 года он гулял с другом Аскаром Еркеевым. Когда мальчики пошли домой через реку Талдыбулак, Аскар по дороге начал ломать лед ногами и провалился по пояс в реку, закричал и стал звать на помощь. В окружении больше никого не было, и Фадис помог Аскару выбраться из воды. За проявленную смелость Фадис был награжден медалью МЧС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы социального педагога
Анализ работы, написанный социальным педагогом школы. Проанализированы основные направления работы. Сформулированы задачи на будущее...
Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
«Ребенок –зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В.А. Сухомлинский...
Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"
Презентация к докладу "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....
Выступление на РМО «Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении»
Работа с родителями....
Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта
В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...
«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...
Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...