Конспект беседы на тему «Уважай старших»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Беседа-диалог о воспитании уважительного отношения к людям старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2uvazhenie.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы на тему «Уважай старших»
( Для учащихся начальной школы, среднего звена.)
Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.
Задачи:
- дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
- развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае;
- воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.
Оборудование: мультимедийный проектор, видео- аудио источники, выставка книг, карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации.
Ход беседы.
1. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята. На дворе осень и дождь моросит за окном. Но у природы нет плохой погоды, и чтобы в этом убедиться я предлагаю вам создать настроение своими руками. Для этого нужно взять цветовые полоски соответствующие вашему настроению на столе, и прикрепить ее к солнышку, которое смотрит на вас с нашей доски. Полоски желтого цвета, символизируют отличное настроение, голубые – хорошее, серые - плохое настроение. Итак, выполняем действия и крепим лучи настроения к солнышку и мы видим, что на занятии присутствуют дети с различным настроением. Постараемся его выровнять в лучшую сторону до окончания занятия.
( выполнение задания детьми).
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.
( на экране видеоряд правильных действий по отношению к старшим в общественных местах, транспорте, учреждениях культуры, на улице, в домашней обстановке)
2. Основной ход беседы.
Педагог: Мы каждый день сталкиваемся с людьми старшего возраста, это не только ваши близкие- бабушки и дедушки, но и ваши соседи, прохожие. Как вы приветствуете старших, знаете ли вы вежливые слова? Сейчас слева - направо мы будем поочередно вставать называя вежливые слова приветствия, делая «волну вежливости», которая нахлынула на нас сегодня. ( Упражнение «Волна вежливости»). Молодцы, вам знакомы с вежливыми действиями. Хочу вам прочитать замечательное стихотворение С. Михалкова «Лапуся», послушайте его внимательно и ответьте мне вопросы. (Дети сидят и слушают стих)
ЛАПУСЯ
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)
-Правильно ли вел себя мальчик?
Педагог: Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.
Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (ответы детей) Правильно. Здороваться со старшими, уступить место, дорогу, помочь в чем-либо и т. д.
Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Самый вежливый». Ваша задача поднимать руку и отвечать на вопросы. Кто первый и правильно ответит - получает жетон- улыбку.
Викторина
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома, если вы знакомы?
Ответ. Остановиться, поздороваться первым.
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, если вы не знакомы?
Ответ: Пропустить вперед. Если вы спешите, не толкаясь обойти стороной.
Вопрос. Нужно ли оказывать знаки внимания старшим в транспорте?
Ответ: Нужно. Необходимо уступать места в транспорте людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, предложить стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)
Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)
Вопрос. К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?
Ответ. Попросить раздеться, получить от них верхнюю одежду, повесить ее, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.
Итог викторины. Подсчитав жетоны, я хочу наградить победителей медалями «Самый вежливый».
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Педагог: Воспитание уважения к старшим должно начинать в семье с раннего возраста ребенка. Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас наверное знает, что мужчина, папа, отец, в семье является главным и именно он подает пример ребенку авторитетом. Вот некоторые советы, как, например, воспитать уважение к старшим:
- Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.
- Чаще звонить или ходить в гости к бабушке и дедушке.
- Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.
- Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе или хлопотах по хозяйству, например, помыть за собой посуду.
- При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.
При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.
Знаете ли вы, что замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»:
* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;
* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;
* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;
* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;
* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;
* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя (обсуждение с детьми всех правил.)
3. Заключение. Рефлексия.
Педагог: Сегодня, в канун праздника «Дня пожилого человека» мы затронули актуальную тему уважения старости. И правила, с которыми вас сегодня познакомила, необходимо соблюдать ежедневно, да, для кого-то это будет нелегко.
Можете ли вы привести примеры из жизни своих друзей или из художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?
- Интересна ли вам была предложенная тема беседы?
- Что нового вы узнали?
-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?
- Сумеете ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей)
- Давайте посмотрим на наше солнышко, и поменяем его лучи, с условием, если ваше настроение поменялось, то вы крепите полоски соответствующего цвета. ( работа детей) Наше солнце улыбается и машет нам желто-золотистыми лучами!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Будь вежлив, уважай старших"
Разработка занятия по программе нравственного воспитания...
Уважай старших.
Конспект классного часа духовно-нравственной направленности....
Классный час "Уважай старших"
Классный час на тему "Уважай старших" целесообразно провести в предверии празднования Дня пожилого человека....
Конспект классного часа в 1- 2 классах на тему «Уважай старших»
Конспект классного часа в 1-2 классах на тему «Уважай старших».Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям...
Конспект на тему: Уважай старших
3 класс...
Классный час на тему"Уважай старших"
Цели: воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим....