Сценарий часа общения «Школьная семья»
методическая разработка по теме

Алпыспаева Ляйля Борисовна

Сценарий часа общения «Школьная семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:

Алпыспаева Ляйла Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовск

Сценарий часа общения «Школьная семья»

Пояснительная записка

       Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сценарий данного мероприятия позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся. А именно вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс с первых дней учебы ребенка в школе, создание в первом классе школьной родительско-детской  семьи.

       Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующее:

  1. психолого - педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. участие родителей в учебно - воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Быть родителем ребенка только что отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (иногда проще сглаживать детский), но, в то же время, сохранить за каждой семьей право воспитать своего дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и одновременно педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.

Сегодня участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным. Собирая ребенка в 1 класс родители, прежде всего, думают о том, насколько комфортно будет ему в школе. Многие родители и не подозревают о том, что они будут принимать самое активное участие в создании условий для нормальной жизни ребенка в школе. Следовательно, задача учителя - создать условия для участия родителей в создании условий для счастливой жизни ребенка, для развития его индивидуальности, т. е., что бы родители становились активными участниками образовательного процесса - в этом и смысл педагогического взаимодействия семьи и школы.

Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс одно из важнейших и сложных задач для учителя.

Самую большую активность в школьной жизни своего ребенка родители проявляют именно в 1 классе. В самые первые дни пребывания ребенка в школе родители (особенно молодые родители) ожидают от учителя особого внимания к их ребенку. Это и понятно, ведь для них он самый лучший! Именно в этот момент учителю важно и нужно сделать первый шаг к диалоговому сотрудничеству с родителями. Форм и методов взаимодействия учителя и родителей, конечно, много. Но учителю надо помнить, что именно от его коммуникабельности, компетентности зависит в будущем степень доверия родителей учителю. А доверие - это одно из важнейших условий партнерства.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Час общения «Школьная семья» проводится не только для того, чтобы познакомиться со всеми семьями. Цель его показать, что наш классный коллектив теперь новая одна большая семья! В ней живут дети и их родители вместе со своим учителем. Этот праздник проводится после первой четверти в 1 классе. Это большая совместная работа педагога, родителей и детей. Продолжительность праздника не более 1 часа.

Основная часть

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, но и не менее важно в средней школе, когда ребенок начинает обучение в других условиях. Появляется много новых учителей. У каждого свои требования, свои особенности, и ребенку необходимо адаптироваться в новых условиях. А родители считают, что их дети выросли, и уже нет необходимости сильно опекать их. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако и на плечи учителя ложится важная задача – нужно так организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью. Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего дитя. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Правовые основы организации  конкретного мероприятия:

1.Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. Закон РФ «Об образовании»;

4.Положение ОУ о работе с родителями.

Цель мероприятия: вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Задачи:

  • Познакомить учащихся класса друг с другом, дать возможность учащимся представить себя и свою семью, увидеть других учащихся.
  • Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
  • Формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.
  • Воспитывать у учащихся желание общаться, дружить друг с другом, поддерживать и помогать друг другу.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

При подготовки и проведении данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:

  • технологии КТД (И. П. Иванова);
  • технология организации и проведение группового воспитательного дела (по Н. Е. Шурковой);
  • педагогика сотрудничества;
  • проектная технология;
  • технология личностно - ориентированного подхода.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: беседа, рассказ);
  • метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием демонстрации наглядности: таблицы, плакаты);
  • методы стимулирования и мотивации (прием: создание ситуации успеха, выполнение творческого задания. Создание ситуации взаимопомощи);
  • метод самодиагностики (авторы: З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина);
  • анкетирование.

Механизм включения родителей в подготовку и проведение мероприятия:

  • Учащиеся совместно с родителями готовят домашнее задание - презентация «Моя семья» по схеме:

Слайд 1. Члены семьи.

Слайд 2. Возраст семьи.

Слайд 3. Профессия семьи.

Слайд 4. Интересы семьи.

Слайд 5. Любимое блюдо семьи.

Слайд 6. Хобби семьи.

Слайд 7. Представление своего ребенка - ученика, как члена семьи.

  • Вместе с педагогом оформляют выставку, на которой помещают свои рисунки «Моя семья» и подписывают их своими именами.
  • Готовят призы.
  • Подготовка пригласительных билетов для семей учащихся.
  • Подготовка праздничной программы.

Оформление кабинета:

  • Над доской плакат с названием праздника: «Моя семья - мое богатство»
  • Песня: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
  • Плакаты с пословицами «В гостях хорошо, а дома лучше», «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, коли в семье лад», «Один в поле не воин».

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, диски, воздушные шары.

Этапы:

  1. Подготовительная работа к мероприятию.
  2. Оформление классного кабинета.
  3. Слово учителя.
  4. Выступление каждой семьи со своей презентацией.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Жанр мероприятия: час общения.

Ход мероприятия

Выходят на сцену дети.

- Здравствуйте мамы, тети и бабушки!

Здравствуйте папы, дяди и дедушки!

Здравствуйте наши сестренки, братишки!

- Праздник, праздник, праздник золотой,

Праздник празднуем мы одной семьей.

Очень красивые в зале все сидят,

Мы вас любим сегодня всех подряд.

- Поздравляем с ярким солнцем,

С песней птиц и с ручьем.

Поздравляем с самым лучшим

Самым классным нашим днем!

(Звучит вступление к песне «Маленькая страна». Остальные дети выходят на сцену и начинают петь песню.)

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба,

Братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно,

Любят все там меня.

Там солнца лучик поселился

И излучает свет.

Припев: Маленькая страна - это моя семья,

Там. Где родился я и вырос,

Где любят все меня.

Дети рассаживаются.

Моя семья - мое богатство

Учитель:

- Добрый день. Дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и пожилым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришел на наш совместный праздник «Моя семья - мое богатство». У нас, несомненно, много неотложных дел, забот. Но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: «семь» - «я»).

В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Что такое семья?

- Я спросила ребят: «Что такое семья?» Послушайте, что они написали:

Семья - это крепость.

Семья - это мир.

Семья - это спасательный круг.

Семья - это радость, душевный покой.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья - это те люди, которых мы любим.

Семья - это те люди с кого берем пример.

Семья - это забота, добро.

Семья - это любовь, уважение.

Семья - это сила.

Семья - это дружба.

На интерактивной доске появляются все эти записи, а дети рассказывают, объясняют, почему они так считают.

Групповая работа. Собери пословицу.

Вот и поработайте дружно. Рассыпались пословицы, ребята. Вместе с мамами и папами соберите эти пословицы и расскажите. О чем они говорят.

(работают в группах)

Появляются следующие пословицы:

«За семейным столом еда вкуснее».

«На что и клад, коли в семье лад».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Вместе тошно, а врозь скучно».

«Любовь да совет - так и горя нет».

«Семья - печка: как холодно, все к ней собираются».

«Семь я - семья».

«Семья - награда. Что дороже клада».

Итак, начинаем первый конкурс «Устами младенца».

1. Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?  (Бабушка)

2. Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботливая, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя.  (Мама)

3. Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак… Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить.  (Папа)

4.Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости… Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?   (Настроение)

Второй конкурс – «Журналисты»

Во многих семьях есть хорошая традиция – в дни семейных торжеств выпускать свою стенгазету или юмористический листок. Вот и нашим командам нужно за пять минут оформить листок, посвященный Бабушке. Пока команды готовятся, вопросы -болельщикам.

Отгадать, кому могут принадлежать смс-ки, пришедшие на мобильный телефон:

  • Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик Иа)
  • Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из «Золушки»)
  • Ушел от волка, зайца и медведя. (Колобок)
  • Купила самовар, приглашаю на чай. (Муха-Цокотуха)
  • Ключ достал, скоро буду. (Буратино)
  • В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон)

А теперь третий конкурс. Называется он «Интуиция».

Определите, верны ли утверждения.

  1. В Японии на доске пишут кисточкой с цветными чернилами. (Верно)
  2. В Австралии  практикуется применение одноразовых школьных досок. (Нет)
  3. Гете подарил свое перо Пушкину. (Верно)
  4. Авторучка была изобретена в Древнем Египте. (Верно)
  5. Шариковая ручка сначала применялась военными летчиками. (Верно)
  6. В некоторых странах выпускаются витаминизированные карандаши для детей имеющих обыкновение их грызть. (Верно)
  7. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля. (Нет)
  8. В Нью-Йорке можно было подписаться на газеты бесплатно, сдав определенное количество тряпья. (Верно, это было в Х1Х веке, во время дефициты сырья для бумаги)

Представление семей - показ презентаций «Моя семья»

Учитель:

- Поработали вы славно, пора и отдохнуть. Вы любите ходить в гости? Я тоже очень люблю. Давайте пойдем в гости к Роме. Он нас давно ждет.

Учитель:

- Приглашаем семью… (выходят семьи, показывают свою презентацию, знакомят всех со своей семьей).

Очень важно, чтобы родителей представил сам ребенок, рассказал о профессии своих родителей.

Родители готовят поделки. Фотоколлаж на выставку «Любимое семейное занятие». И во время выступления показывают всем.

И наконец – последний конкурс, который называется «Актерское мастерство». Участникам надо изобразить на сцене текст сказки, которая будет прочитана.  Обе команды выступают  вместе. Участникам выдаются таблички – «ЗВОНОК», «КЛАСС»,  «ЗНАНИЯ», «УЧИТЕЛЬ», «КОНТРОЛЬНАЯ», «УЖАС», МЕТОДИКА», «УКАЗКА». Это действующие лица сказки. Актеры прикалывают таблички к своей одежде.

«Прозвенел ЗВОНОК. КЛАСС был слабый, так как ЗНАНИЯ у него были небольшие. Но УЧИТЕЛЬ решил провести в этом КЛАССЕ тяжелую КОНТРОЛЬНУЮ. Он вооружился УКАЗКОЙ и суровой МЕТОДИКОЙ. КЛАСС, увидев текст КОНТРОЛЬНОЙ, оцепенел. В КЛАССЕ поселился УЖАС. УЧИТЕЛЬ понимал, что КОНТРОЛЬНАЯ замучает КЛАСС, но не мог отойти от своей МЕТОДИКИ. УЧИТЕЛЬ постучал УКАЗКОЙ по парте. От этого УЖАС в КЛАССЕ стал еще сильнее. КЛАСС пытался найти ЗНАНИЯ в учебниках, прятанных под партой. Но суровая МЕТОДИКА не позволяла УЧИТЕЛЮ давать списывать. Прозвенел ЗКОНОК. УЧИТЕЛЬ с УКАЗКОЙ и МЕТОДИКОЙ важно удалился из класса. Легкокрылые ЗНАНИЯ вылетели в ОКНО»

Рефлексия

Учитель:

- Сходили мы в гости к вам и познакомились с вашей семьей. Мне очень понравилось.

Мне очень понравилось, а вам, ребята? А что было особенно интересно узнать друг о друге?

- Как вы думаете, ребята, наш класс можем назвать СЕМЬЕЙ? (учитель возвращает ребят на те записи, которые прозвучали в начале праздника) Семья - это крепость.

Семья - это мир.

Семья - это спасательный круг.

Семья - это радость, душевный покой.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья - это те люди, которых мы любим.

Семья - это те люди с кого берем пример.

Семья - это забота, добро.

Семья - это любовь, уважение.

Семья - это сила.

Семья - это дружба.

Учитель:

- Значит, чтобы назваться семьей мы должны…(ответы учащихся)

- Слово нашим мамам и папам!

Мы теперь одна большая семья! Вручение подарков.

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Диагностика удовлетворенности родителей

Опрос по оценке качества проводимых мероприятий

Оцените по 5-ти балльной шкале показатели, представленные в таблице
(где 1 – «очень плохо», 2 – «плохо», 3 – «удовлетворительно», «нейтрально», 4 – «хорошо», 5 – «очень хорошо»)

1.Достаточно ли Вы были информированы о проводимом мероприятии?

2.Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по тематической направленности?

3.Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по программе?

4.Оцените профессионализм организаторов мероприятия?

5.Оцените мероприятие В ЦЕЛОМ?

6. Насколько вероятно, что Вы примите участие на подобном мероприятии в будущем?

7. Ваши предложения для улучшения качества проведенных мероприятий.

 Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках классного часа общения  «Наша  семья».

  1. Приоритетные ценности (отношение учителя к ученику как к личности)

На мероприятии ученик был окружен вниманием, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Звучали такие слова: «…как будто мое день рождения», «давно мы не собирались всей семьей», «это лучший день в моей жизни».

  1. Психоэмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его динамика в ответ на различные ситуации);

Доброжелательный эмоциональный фон поддерживался учителем все время праздника.

  1. Самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий);

Мероприятие готовилось по конкретному плану, каждый этап праздника был заранее продуман, расписан. Но я понимала, что могут возникнуть любые ситуации. Обыграть непредвиденные ситуации мне помог мой опыт, самообладание и поддержка родителей.

  1. Стиль ведения мероприятия (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с родителями и учениками);

Общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь их горящие глаза, улыбку на лице. То понимаешь, насколько важен и нужен такой праздник именно в 1 классе, когда только формируется классный коллектив.

Список источников

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов- М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
  2. Гликман И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002ю - 176 с.
  3. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. издание / сост. Данилюк А. Я.., Кондаков А. М., Тишков В. А. М - 2010. С. 23.
  4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. / Сост. Б. М. Бим -Бад., Э. Д. Днепров., Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  5. Настольная книга классный руководитель / Авт. - сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001 : Изд - во: Фениксю - 383 с.
  6. Организация внешкольного досуга / Сост. В. П. Шашина. - Ростов н / Д, 2002. - 351 с.
  7. Примерная программа воспитания и социализация обучающихся. Начальное общее образование. М - 2009.
  8. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Изд - во центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий часа общения "Давайте познакомимся"

Час общения для первоклассников...

Сценарий классного часа-тренинга "Мы - семья"

В современном мире дети остро ощущают недостаток позитивного общения со взрослым. Агрессия и нетерпимость, к сожалению, встречается довольно часто. Где дети учатся быть толерантными? В разных ситуация...

Сценарий часа общения «Азбука дорожной безопасности».

Цель мероприятия:  повторить правила безопасного поведения  на улицах; познакомить ребят с различными группами дорожных знаков; воспитывать ответственное отношение школьников к соблюдению пр...

Сценарий часа общения для 3 класса "Что такое "хорошо" , и что такое "плохо"?"

Сценарий часа общения для 3 класса "Что такое "хорошо" , и что такое "плохо"?"...

Методическая разработка "Сценарий часа общения"

Данная методическая разработка о дружбе и мирном сосуществовании в коллективе - "Мы все такие разные, но группа мы одна".Вместе живут на огромной планетеРазные взрослые, разные дети,Внешност...