Праздник каши.
методическая разработка (2 класс) на тему

Игра, театрализованное представление имеет обучающее и развивающее значение для развития творческих способностей  и потребности к здоровому питанию у младших школьников через активную деятельность при подготовке и проведении праздника.  Внеклассное мероприятие «Праздник каши» проводилось во втором классе в рамках недели начальной школы «Мы за здоровый образ жизни!», как одно из составляющих здорового образа жизни. Материал подобран в народном стиле: русские народные сказки, пословицы, поговорки, игры. Большой плюс составляет активное участие родительского коллектива. Сотрудничество учителя, детей и родителей проявляется в коллективной работе, таким образом, у детей формируются коммуникативные навыки, формируется чувство гордости за свою семью, за свой класс, за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_kashi.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Каши.

Цель: создать условия для развития творческих способностей  и потребности к здоровому питанию у младших школьников через активную деятельность при подготовке и проведении праздника.

Задачи: 

  • развитие творческих способностей;
  • воспитание ответственности, дружелюбия в детском коллективе;
  • формировать чувство гордости и интереса к народному искусству;
  • развивать умения использовать знания, приобретённые на уроках;
  • способствовать воспитанию потребности к здоровому питанию.

Встречают гостей Скоморох и Сорока-Ворона.

С-В. Сорока, Сорока,

        Сорока белобока

        Кашку варила,

        Гостей скликала,

        На порог скакала,

        Гостей посматривала.

        Гости услыхали, быть обещали.

С.     Как у наших у ворот

        Собирается народ.

        Все то с ложками

        Да с поварёшками.

С-В  Прилетели гуленьки,

        Стали гули говорить,

        Чем Ванюшку покормить.

        Один скажет – кашкою,

        Другой – простоквашкою,

        Третий скажет – молочком

        И румяным пирожком.

С.     Гости – на двор, кашицу – на стол!

        У нас много ребят,

        Все по стульчикам сидят.

Ведущ. Сегодня у нас, ребята, необычный праздник – праздник Каши! Помните, в детстве бабушка, мама играли с вами «Сорока – белобока кашу варила, деток кормила…»

Каша – кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Каша в Древней Руси была обязательным блюдом на пирах – символом богатства и благополучия дома. Свадебное торжество называли «кашей». Летописец сообщает, что в 1239 году князь Александр Ярославич на свадьбе «самолично кашу чинил». При этом интересно, что варили кашу и в Торопце, откуда родом была невеста, и в Новгороде, где княжил Александр Невский. Оба праздничных стола названы «кашей» - возможно, так назывался в то время и весь свадебный обряд.

        Такие обычаи были у всех народов – землепашцев. Ещё в Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости, а у многих народов до сих пор сохранилась традиция обсыпать невесту на свадьбе зерном. Есть такой славный обычай и у нас.

         Во Франции в 14 15 веках вступающие в брак или в совместное владение имуществом должны были в присутствии трёх свидетелей сварить кашу и вместе съесть её.

         Наши предки, заключая мирный договор, варили кашу и ели её вместе с бывшим врагом. Отсюда поговорка: «С ним каши не сваришь». А если события принимали бурный оборот, говорили: «Заварилась каша…»

        Я думаю, вам знакомы высказывания:

1. «Каша в голове…» (путаница).

2. «Каша во рту…» (о том, кто говорит не ясно, нечётко).

3. «Каши просят сапоги, ботинки» (шутливое изречение – износились до дыр).

        Я знаю, что не все любят кашу.

Звучит музыка. Появляется Царь и Принцесса. Поют на мелодию песни Короля из мультфильма «По следам бременских музыкантов».

Ц.     Ах, ты, бедная, моя, ты дочурочка,

        Посмотри, как исхудала фигурочка.

        Может быть нам обратиться к врачу?

П.      Ничего я не хочу!

Ц.      Состояние твоё суперкритическое!

        Может, скушаешь яйцо диетическое?

        Или, может, принести молоко?

П.      Не хочу я ничего!

Ц.     Доченька, любимая, ну так нельзя,

        Нужно кушать, поправляться,

        Витаминами запасаться.

П.     Ах, оставьте, папенька… Всё мне надоело,

        Невкусно, картошка да капуста…

Ц.     Так это мы вмиг исправим,

        Из-за границы тебе повара доставим.

        Не пройдёт и трёх минут.

        Как иностранец будет тут!

Царь трижды хлопает в ладоши – появляется Француз, пританцовывает.

Ф.      Ваше Величество, моё почтение! Не надо волнения! О-ля-ля! Всё будет лучший вид, так как я большой знаток французской кухня. Позвольте Вам преподнести презент – французский десерт из сливок, шоколада, орехов, мармелада, коктейля, сладостей и прочих разных радостей.

Ц.     Что Вы, что Вы, от таких сластей

        Без зубов останешься скорей!

        Для моей дочки ваша еда заграничная

        Очень уж кажется неприличная.

        О, ревуар, мусьё, подите вон…

Ф.      Ой-ей-ей! Темнота…

        Хрен да редька Ваша еда!

Француз уходит. Появляется Баба-Яга.

Ц.       А это что за чудо?

        Кто такая, откуда?

Б-Я.    За небольшое вознаграждение

        Решила принять Ваше предложение:

        Приготовить королевский обед.

        В моём меню чего только нет!..

        На первое – суп «санте»

        На холодной воде:

        Крупинка за крупинкой

        Гоняется с дубинкой.

        На второе – пирог –

        Начинка из лягушачьих ног,

        С луком, с перцем

        Да с собачьим сердцем.

        На третье – из мухоморов компотик,

        И будет сыт и здоров ваш животик.

Ц.      да ты что, старая карга,

        Издеваться сюда пришла?

        Мухоморами кормить царскую дочь?!

        Убирайся скорее прочь!

Баба-Яга спешно удаляется.

Ц.       Дочь, скажу наверняка:

        Надо звать Ивана-дурака.

П.       Папенька, где же это видано, чтобы

        дураки в таком серьёзном деле понимали?!  

Царь трижды хлопает в ладоши, появляется Иван-дурак.

И.       Коль меня цари тут ждут,

        Я явился – тут как тут!

Ц.       Ты здесь не зубоскаль да шапку перед

        царём сними.  

И.       Не могу!

Ц.       Как это не можешь?

И.        Да она у меня вместе с головой снимается. А без головы, что я буду делать?

Ц.        Да, без головы ты нам ник чему…

        Послушай, Иван, на тебя вся надежда. Спасай мою дочь:

        Не ест она, не пьёт, измучила отца…

И.(чешет затылок)   

        Тут подумать надо, поразмыслить.

        Время нужно. Да, вот постой.  Вспомнил я русскую сказку одну, да и вам сейчас напомню.

Инсценировка (не называя сказки).

Ведущ.  На побывку шёл солдат,

        Сильно притомился.

        Он не ел два дня подряд,

        Чуть не заблудился.

        Но, добравшись до села,

        Увидал избушку.

        Стукнул в крайнее окно,

        Подозвал старушку.

С.       Здравствуй, бабушка, нельзя ли

        У тебя заночевать?

Ст.      Заходи, служивый, ладно,

        Приготовлю я кровать.

С.      А ещё хочу, хозяйка,

        Нынче я тебя спросить:

        Не найдётся ли солдату

        Что-нибудь перекусить?

Ст.     Я сама не ела с вечера,

        Потому что кушать нечего.

Вед.   Подошёл солдат к кровати,

        Посмотрел по сторонам,

        Заглянул в углу под лавку

        И топор заметил там.

С.       Слышь, бабуля, нам негоже

        Быть голодным до утра.

        Я смогу сварить нам кашу

        Из простого топора.

Ст.     Разве сможешь?

С.       Ну, конечно!

        Побыстрей котёл тащи!

        Положу топор в котёл я,

        Разведу огонь в печи.

(Кладёт топор в котёл, разводит огонь, сидит, помешивает ложкой, пробует)

Ст.      Вкусно?

С.        Очень!

        Только соли нет совсем…   

Ст.     Так вот же соль!

        Посоли, служивый вволю

        И попробовать изволь.

(солдат солит, пробует, хвалит)

С.       Скоро будет уж готова.

        Ну и каша! Ну вкусна!

        Не мешало бы добавить

        Только горсточку пшена.

Ст.     Погоди, солдат, минутку,

        Принесу пшено сейчас.

(идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена)

        Как считаешь,

        Хватит столько?

С.      Хватит!Будет в самый раз.

(добавляет в котёл пшено, пробует)

        Ох, как каша хороша,

        Всем на удивление.

        Ложку б маслица сюда

        Было б объедение!

Ст.     Вот, солдат, горшочек с маслом,

        Сколько нужно, добавляй.

С. (добавляет масло, помешивает)  

        Всё, уже готова каша.

        Чашку с ложкой доставай!

(старуха достаёт миску с двумя ложками, садятся вдвоём за стол, начинают есть кашу)

Ст.       Ах, да каша! Как вкусна!

        Как навариста она.

        Я не думала, однако.

        Знать, солдатик, я стара,

        Что сварить возможно кашу

        Из простого топора.

(кланяются, уходят)

Вед.   Ребята, вы узнали, что это за сказка?

        А какие сказки или рассказы вы знаете о каше?

И.       Что ж, задача ясна.

        Я, Светлость Ваша,

        Наварю кА вам каши.

        Крупянистой, маслянистой

        Да разваристой.

        Пальчики оближете!

Ц.       Вари, Иван, вари.

        Во дворце нашем

        Никто не варил нам каши.

И.      А крупа-то у вас найдётся?

Ц.      Вон та крупа,

        Только не знаю какова.

И.      А это мы у помощников узнаем.

Игры.     1. Кто больше круп назовёт?

            2. Рассортировать горох и фасоль: кто быстрее.

 - А какие каши самые древние?

Археологические раскопки и древние письменные памятники позволили установить, что такими кашами являются пшённые. Скифы возделывали просо в Среднем Приднепровье ёще в 4 – 5 веках до н.э. От них мы и получили в наследство эту неприхотливую и урожайную культуру.

И.      А теперь вода нужна. Кто за водой пойдёт?

Эстафета: кто быстрее принесёт воды.

                 (Две команды должны перенести воду из одной ёмкости в другую, не пролив – каждый участник по одной ложке).

Ц.       Ну как, Иван, варится?

И.        Варится. Вот молочка не мешало бы добавить.

Ц.        А царские коровы просто так не дают молока, только за песенку.

Песня или танец.

И.        Ну что, Ваше Величество, каша готова. Ложки нужны, кашу    

        пробовать.

Ц.         А кто лёгок на ножку,

        Пусть и бежит за ложкой.

Игра «Митрошка». На стуле сидит Митрошка (а в руках большая ложка), напротив него на расстоянии 10 шагов стоят двое детей. Дети говорят текст, Митрошка инсценирует их слова (ест кашу, роняет ложку).

Ел щенок Митрошка

Кашку у окошка.

Уронил Митрошка

Ложку за окошко.

Кто лёгок на ножку,

Беги, достань ложку.

После этих слов двое детей бегут за ложкой: кто быстрее поднимет ложку и отдаст её Митрошке.

        Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают её уже давно почти все народы. Когда появились ложки, сказать трудно, но во всяком случае, 2 тыс. лет тому назад они были уже известны. Так, Лаврентьевская летопись, датируемая 987 – 996 годами, рассказывает, как дружина князя Владимира сетовала на то, что они едят деревянными ложками, словно простой люд, а не серебряными, как князья.

С.       Гости – на двор, кашицу -  на стол!

        Этому – на блюдечке,

        Этому – на ложечке,

        Этому – поскребушки.

На принцессу – А этому нет ничего.

Ц.      Почему нет ничего?

С.       Ты в школу не ходишь, уроки не учишь, есть ничего не хочешь.

П.       Я буду! Буду! Я каши хочу!

Разносят кашу. Дети ещё не едят.

  1. Это вам не просто каша

             на тарелочке лежит

             Зачерпни её, дружок,

             и положи её в роток.

2.          Это вам не просто каша

                С корочкой хрустящей,

                А румяный  теплоход

                Самый настоящий.

                Полный ход!

Хором. Есть, полный ход!

                Прямо в рот!

Хором. Есть, прямо в рот!

Вед.      Приятного аппетита!

Дети и гости кушают кашу.

  1.  Как на кашин день рожденья

      Кашу принесли с вареньем.

      так наелись я и ты –

       Разболелись животы.

Вед.  Кашу съели. А вы запомнили, из чего кашу варят?

Игра с залом. Сорока белобока

                        Задумала кашу варить,

                        Чтобы деток накормить.

                        На рынок пошла

                        И вот, что взяла:

                        Парное молоко? – Да!

                        Куриное яйцо? – Нет!

                        Крупа манная? – Да!

                        Капуста кочанная? – Нет!

                        Солёный огурец? – Нет!

                        Мясной холодец? – Нет!

                        Сахар да соль? – Да!

                        Белая фасоль? – Нет!

                        Масло топлёное? – Да!

                        Рыбка солёная? – Нет!

                        Лавровый лист? – Нет!

                        Китайский рис? – Да!

                        Чернослив да изюм? – Да!

                        Шоколадный лукум? – Нет!

                        Перец болгарский? – Нет!

                        Соус татарский? – Нет!

                        Клубничное варенье? – Да!

                        Бисквитное печенье? – Нет!

Вед.       Молодцы! Вы теперь сможете различать каши.

Конкурс. «Угадай кашу»

                В разных чашечках каши: рисовая, манная, гречневая, перловая, геркулесовая. Пшеничная, пшённая, гороховая. С закрытыми глазами определить, из какой крупы каша. Перед конкурсом напомнить, какие бывают каши.

Вед.       Что означает поговорка «Мало каши ел»?

Вед.        Мы сейчас проверим, много ли сил вы набрали, поев каши.

Конкурс: «Петухи» - выталкивают из круга.

П.          Ай, да каша, хороша!

                Развеселилась моя душа!

                В пляс весёлый я пойду

                Да Ивана приглашу.

Таней коллективный «Плетень».

Вед.       Ладушки, ладушки,

                Где были?

Дети.     На празднике!

Вед.       Что ели?

Дети.     Кашку!

Вед.       На празднике хорошо, а дома – лучше!

Плакаты: Хороша кашка, да мала чашка.

                  Кто скоро ест, тот скоро и работает.

                  Если ложкой не наелся,

                  Языком не налижешься.

                  Каша маслом не испортишь.

                 

Литература:

-ежемесячная газета «Педсовет» №8, 2003г., №8 2000г., №1 2004г.;

-«Праздник в школе» Минск, «Красико – Принт» 2003г..

                        

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»

Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллек...

Праздник первой каши

Сценарий праздника первой каши, проведённого в 3 классе...

Праздник грачиной каши.

Внеклассное мероприятие...

ПРАЗДНИК " БЕЗ КАШИ И ОБЕД НЕ ОБЕД"

Цель праздника "Без каши и обед не обед" - познакомить учащихся с традиционным блюдом русской кухни - кашей, которая является составной частью русского быта, определявшего обычаи и нравы людей. Кроме ...

Мероприятие для обучающихся начальной школы "Праздник Каши-Малаши"

Мероприятие готовится с обучающимися 1-2 классов. Цель: Создать условия для совершенствования у детей исполнительского мастерства и развития творческих способностей. Задачи:- Формировать пол...

Сценарий фольклорного праздника "Ҡарға бутҡаһы" ("Грачиная каша")

Именно с прилётом грачей начиналась весна – так думали в древности башкиры. Самым популярным весенним праздником башкирского народа, конечно, является "Ҡарға бутҡаһы". Раньше люди...

Праздник каши

Сценарий праздника...