Интерактивные методы работы с обучающимися по социальной направленности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
план-конспект на тему

Захарова Галина Юрьевна

Мастер-класс в рамках проведения педагогического совета «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» от 15.12.17 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы работы с обучающимися

по социальной направленности внеурочной деятельности

в соответствии с ФГОС

 мастер-класс педагога-психолога Захаровой Г.Ю.

в рамках проведения педагогического совета

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент

современного образовательного процесса в школе»

15.12.17 г.

ТЕМА

Одна из основных особенностей ФГОС, которую педагоги часто демонстрируют на открытых уроках -  самостоятельное выведение детьми темы урока/занятия (отгадывают загадки, шарады, ребусы, анаграммы и прочее, после прослушивания сказки, притчи, истории, просмотра видеоролика).

На мой взгляд в реализации требований Стандарта более ценна проработка темы, нежели её угадывание:

  • Например, педагог объявляет тему видеосюжета «6 способов стать умнее». Прежде чем приступить к просмотру видео ролика, учащиеся перечисляют, на их взгляд, какие это могут быть способы (текст записывается на доске – фронтально либо в группах обсуждают способы). Далее после просмотра ролика проводится анализ всех способов, как увиденных в ролике, так и предложенных учащимися. Составляется общая ПАМЯТКА.
  • Упражнение «Ассоциации по цепочке». Например, ведущий говорит слово «Дом». Следующий участник (например, с 1-го ряда) говорит свою ассоциацию на слово «Дом», допустим - «Тепло», у следующего «Тепло» ассоциируется с «Морем», и так далее по кругу, пока все не скажут свои ассоциации (до последней парты 3-его ряда). Пара слов 1-го и последнего игрока фиксируется на доске. Далее идёт обратная ассоциация с эти же словом. Можно засечь время, чтобы исключить затраты времени на долгое обдумывание и включение рационализации, чтобы повысить спонтанность называния ассоциаций. Обязательное условие – слова не должны повторяться.

Пример (провести с педагогами на 1-ом ряду): тема для ассоциаций «Школа». Можно использовать как РАЗОГРЕВ, а можно как инициирование обсуждения, ПОГРУЖЕНИЯ В ТЕМУ.

  • Упражнение с МАК (метафорическими ассоциативными картами): «Петроглифы», «ОН» и другими. Задаётся тема для поиска ассоциаций, например, «Агрессия: пути коррекции агрессивного поведения» (для родителей), «Что поможет мне учиться?», «Что сплотит нашу семью?», «Экзамены: поиск ресурсов».

Пример для педагогов: «Аттестация: поиск ресурсов» (провести с педагогами на 2-ом ряду – 1 вариант с картами «Петроглифы», 2-ой вариант – с картами «ОН»).

  • «Коробка ассоциаций»/ «Лукошко». В красиво обклеенной коробке из-под обуви/корзинке находятся самые разнообразные мелкие предметы, вытягивая которые игроки называют ассоциацию с заданной темой: «Толерантность», «Школа», «Экзамены», «Дружба», «Любовь» и т.д.

Например, в теме «Семья – это…» можно найти такие ассоциации: пузырёк от лекарства – «Семья может залечить все душевные раны, поддержать в трудную минуту», «Ластик – в семье важно уметь прощать, стирать все обиды как стирает ластик бесследно».

Пример для педагогов (провести с педагогами на 3-ем ряду со словом «Семья»).

  • Вывод темы - угадывание через игру «Скажи иначе»/ «Запрет». Подросткам предлагается объяснить слова, указанные на карточках, например, «брак», «домашний очаг», «юность», «свадьба», «семья», «чувство» так, чтобы все другие игроки угадали. Карточки содержат не только слова, которые нужно объяснить, но и слова-запреты, которые ближе всего связаны с загаданным словом, тем самым задание усложняется для рассказчика. Далее дети отгадывают слово - тему занятия «Любовь» (показать карточки педагогам).

ДИАГНОСТИКА должна быть обучающая/развивающая, а не диагностика ради диагностики.

Очень часто работа психолога ассоциируется с проведением тестов, анкет, опросов. Однако ФГОС предполагает проведение не только психологических методик, но и педагогических.

Важно в начале и в конце занятий по внеурочной деятельности проводить диагностические методики с целью отслеживания динамики развития школьников за год.

  • «Анкета о домашней работе» (5 класс). Ценность не в самом сборе информации, а в совместной работе с родителями, возможности проанализировать, подумать о том, о чём в обычной жизни не задумываешься, стимулировать обучающихся на личностный рост, позитивные изменения в себе (зачитать некоторые вопросы из Анкеты).
  • Тест «Как ты готовишь уроки?» Учащиеся отвечают на вопросы и потом сравнивают свои ответы с ключом, тем самым изучая образец для подражания. (зачитать некоторые вопросы из Теста).
  • Пальчиковые бумажные куклы «Моё настроение» (провести с педагогами). Умение анализировать своё настроение – важное рефлексивное умение, которое может пригодиться как в учёбе, так и в бытовой жизни, в саморегуляции.
  • Упражнение «Настроение в погоде» (провести с педагогами). В начале и в конце занятия участники делятся своим настроением, ассоциируя его с погодой: «Пасмурно», «Солнечно», «Буря», «Штиль». Можно добавить градацию по баллам от 1 до 10 баллов (от худшего к лучшему эмоциональному состоянию). Игрокам, у которых «погода не радует», коллектив дарит воображаемые подарки.
  • При целеполагании: «Что вы знаете о… (теме)». Позволяет определить уровень информированности учащихся, ориентации в теме с целью своевременной корректировки хода занятия.
  • Диагностика в играх: «Семейные псикреты». Позволяет ведущему выявить актуальные проблемы школьников, а детям побольше узнать друг друга, тем самым сплотив коллектив (показать карточки, зачитать текст на нескольких из них).

Все игры на взаимодействие отлично демонстрируют характер межличностных взаимоотношений, диагностируют социальный статус в классном коллективе.

РАБОТА В ГРУППАХ, ПАРАХ

Комплектация групп:

  • При помощи карточек из настольных игр: «Большая стирка» (игрокам раздаются в хаотичном порядке карточки с изображением цветных носков, задачи игроков сгруппироваться в соответствии с одинаковым цветом носков) – пример использовался на заседании Круглого стола, на родительском собрании совместно с детьми в 7 «В» «Повышение учебной мотивации» (показать карточки).

«Делиссимо - пицца». Игроки получают в хаотичном порядке карточки с изображением кусочков пицц, из которых они должны собрать определённое количество пицц (1,5 – 2 – 3 и так далее). Ведущий заранее подбирает карточки, чтобы группы были примерно равноценными – кусочки равновеликие (показать карточки).

Разноцветных кружочков, разрезных открыток (показать карточки-картинки).

  • Отгадывание загадок. Отгадавшие назначаются капитанами команд. Далее капитан выбирает себе по 1 игроку в команду, каждый следующий игрок выбирает ещё одного и так далее. Оставшиеся игроки, которых никто не выбрал, могут выбрать себе команду по желанию.
  • Группировка по личностным качествам, внешним показателям: по цвету волос; временам года, соответствующим дням рождения игроков; по предпочтениям в музыке, литературе. Помимо группировки дети получают возможность больше узнать друг о друге.

Задания для работы в группах:

  • Собирание целого из частей (как пазлы). Выполнить задание на своём листе (например, сосчитать, вставить пропущенные буквы, раскрасить в соответствии с инструкцией), собрать все кусочки в единую картинку (показать разрезной вариант и итог раскрашенный детьми).

Составить пословицу/поговорку/загадку из карточек – слов, по буквам с помощью дешифратора.

  • Коллективная поделка/рисунок, например, на темы: «Наши едут», «Наши приехали», «Наши – классные!», «Наши уехали». «Как мы лень победили»
  • Коллективная аппликация, но с особым условием: каждый игрок может пользоваться одной неведущей рукой (правши - левой, левши - правой), что активизирует учащихся на необходимость договариваться. 
  • Ролевые игры. Учащимся предлагается смоделировать по ролям любую конфликтную ситуацию из реальной жизни, показать её и альтернативу, используя ШПАРГАЛКУ – ПАМЯТКУ «Этическая защита» (таблица) и Техника ответа на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики. (Провести с педагогами группах – 2 группы по «Этической защите», 2 группы по «Технике ответа на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики »).

Техника

«Ответ на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики»

Шаг

критика

Ответ на критику

примечание

1

  • «Что это Вы… (зеваете/ смеётесь и т.д.)»
  • «Что это у Вас за … (помада, брюки, шляпа…)»

НЕГАТИВНЫЙ РАССПРОС:

«А что в этом не так?»

Не склоняться на агрессию, иронию, противопоставление («А сам-то…»), иначе можно вызвать ответную агрессию, конфронтацию

2

Продолжение критики

ТУМАННОЕ МОРЕ:

«ДА, действительно, я зеваю (смеюсь, пользуюсь этой помадой, ношу эту шляпу…) »

Согласиться с частью критики

3

Продолжение критики

САМОЛЁТНЫЕ КРЫЛЬЯ:

«В этом моя особенность»

«В этом моя индивидуальность»

«Мне это свойственно…»

4

Совет, указание и пр.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

«Спасибо, я над этим подумаю»

Жеребьёвка – объединитесь в группы в зависимости от времени года, когда вы родились (4 группы – зима, весна, лето, осень).  

  • Игра с куклами «Ох и Ах». Учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, что несомненно развивает не только коммуникативные навыки, но и скорость, подвижность, креативность мышления. Можно использовать при обсуждении достоинств и недостатков какой-либо профессии с целью повышения осознанности профессионального выбора школьников. Примерные темы для обсуждений: «Страхи помогают – страхи мешают жить», «Конфликты полезны, конфликты вредны».  (Провести с педагогами – 1 пара по желанию) «Инклюзивное образование: положительные и отрицательные стороны».
  • Обсудить общую проблему, ситуацию, представить классу результат своей работы.

Например, упражнение «Секрет Джованни» - по группам. Дети играют в детективов. Они должны разгадать Секрет Джованни (в каждой группе свой полный набор утверждений - улик). На карточках в хаотичном порядке выдаётся набор утверждений, которые являются ценными и второстепенными для раскрытия тайны. Дети выстраивают логическую цепочку из утверждений и отвечают на вопросы: Что пропало? Кто украл? Где оно находится? 

Особое условие: карточки нельзя передавать другому, таким образом, все игроки вынуждены не только тренировать память, но и развивать коммуникативные навыки, учиться договариваться. Мнение каждого ценится, что повышает самооценку ребёнку.

ОБСУЖДЕНИЕ

  • Проблемной ситуации, увиденной в видеоролике, отрывке худ.фильма, мультфильма, услышанной в притче, сказке и пр. ВАЖНО: сюжет должен вызывать эмоциональный отклик у обучающихся (не обязательно печальный, как многие считают). При обсуждении проблемной ситуации детям предлагается найти:
  • Позитив (что-либо положительное в ситуации)
  • Личную цель (что я хочу изменить в этой ситуации)
  • Пути выхода/решения (что мне нужно сделать (конкретные шаги), чтобы изменить ситуацию)
  • Помехи (что мне не следует делать, т.к. ситуация продлится, проблема не решится)
  • Проблемной ситуации, смоделированной ведущим. Например, в упражнении «По кочкам». Задание состоит в свободном для движений помещении (дискотечном зале): пройти всем классом от одной стены до другой – противоположной. Специально созданные трудности: передвигаться можно только при помощи двух больших кусков клеёнки. Если хотя бы 1 игрок из класса заступит за пределы клеёнки – на пол, вся команда – класс возвращаются назад. После каждой попытки уделяется внимание анализу ошибок, построению тактики.
  • Проблемной ситуации из жизни класса. Например, на классном часе в 8 «А» (в прошлом учебном году) с приглашением администрации подростки обсуждали вопросы: Какие есть проблемы в учёбе/в классном коллективе? Что мешает быть лучше? Что делать, чтобы изменить ситуацию?
  • С целью создания ПАМЯТКИ. Несколько вариантов: в разных группах вопросы обсуждаются разные, но в рамках одной темы или наоборот, вопрос один, а ситуации/условия разные (так эффективнее работать, нежели одно задание давать на все группы и потом долго выслушивать одно и то же. Либо можно называть по цепочке по одному пункту, опуская уже названные выражения. НО для детей с ОВЗ хорошо и многократное повторение).

Например, при обсуждении с детьми и родителями вопроса «Повышение учебной мотивации подростка» каждая группа получила свою тему для обсуждения:

  • Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
  • Что предпринять для преодоления школьной неуспеваемости?
  • Чем родители могут помочь подростку в учёбе?
  • Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
  • Что мешает подростку учиться лучше?
  • Как помочь подростку научиться делать домашние задания самостоятельно?

        

ФИЗМИНУТКА

Одно из основных условий проведения занятий во внеурочной деятельности – отличие от урочной системы. Особенно мне нравятся физминутки - игры, упражнения, связанные с темой:

  • Игра «Потопайте - похлопайте». Если согласны с утверждением – похлопайте, не согласны – потопайте.
  • Игра «Да – нет – не знаю». Детям предлагаются утверждения, с которыми они могут согласиться, а могут и не согласиться. Свой выбор они делают молча, передвигаясь по кабинету в направлении карточек, развешенных на противоположных сторонах: «да», «нет», «не знаю». Можно разнообразить: «полностью согласен», «частично согласен», «сомневаюсь», «не согласен категорически» (показать карточки на стену с надписями)/ «Очень страшно», «немножко страшно», «совсем не страшно». Утверждения можно использовать из игры «Семейные псикреты», из личностных тестов. Примеры утверждений к теме «Телефон Доверия»:

1.        Я знаю, что такое Телефон доверия.

2.        На Телефон доверия можно звонить по любому вопросу.

3.        Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия.

4.        Номер Детского телефона доверия в России - 8-800-2000-122.

5.        В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать.

6.        Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь.

  • Частая смена состава групп. Игроки вынуждены вставать с мест и передвигаться по кабинету. Например, с помощью карточек «Зоопаника» (показать карточки) - к цветной карточке подбирается силуэт, так формируются пары для следующего задания.
  • Психогимнастика. Учащиеся изображают различные эмоции животных или сказочных героев: весёлого зайца, грустного попугая, злого Чебурашку, усталую Бабу-Ягу и т.д.
  • Подвижные игры, которые позволяют перейти к обсуждению, рефлексии, сделать самостоятельные выводы. Например, упражнение «Семейные узы».
  • «Танец по частям» (показать карточки).  Детям предлагается поочерёдно вытягивать карточки, на которых изображены различные части тела (карточки легко изготовить самостоятельно, вырезав из журналов, каталогов фото изображения частей тела). Задание: придумать движения и станцевать этой частью тела под музыку, все игроки повторяют.

КОНТРОЛЬ ЗА ДИСЦИПЛИНОЙ И КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ на занятиях

  • Куклы Царевна Доброе сердце и Царь БольшеУх помогают корректировать, мягко напоминать о наличии правил доброжелательности и слушания другого (показать куклы).
  • Переключение внимания на зрительный объект (пример, в он-лайн олимпиаде по предметам «Олимпис» - «Не сутулься», поднятая рука), на звуковой сигнал – звоночек (показать педагогам), звуки природы, классика.
  • «Чувства – желание – поведение» (провести с педагогами). Описание находится в книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
  • Запасные игры, задания  для детей с нарушением концентрации внимания, которые не могут длительно сосредоточено слушать других. Например, Тренажёр «Цветочки» (показать педагогам бланк), рисование одновременно двумя руками симметричных рисунков (показать педагогам бланк), собирание головоломок.
  • Индивидуальные задания - просьбы: смочить тряпку, раздать бланки, карнадаши, собрать работы и т.д.

ОТВЕТЫ  учащихся

Предполагают многовариантность, неоднозначность, возможность не согласиться с другими, отстоять свою точку зрения.

РЕФЛЕКСИЯ – может быть как на каждом этапе, после выполнения упражнения, так и в конце занятия:

  • На анкетах-заготовках – в письменном виде. Плюс в том, что ведущий может многократно перечитывать, использовать материал для совершенствования занятия, для оценки результативности каждого участника занятия. Пример для педагогов: анкета с семинара-практикума по ФГОС для детей с ОВЗ "Анализ урока в соответствии с ФГОС" (показать, зачитать текст на бланках)
  • Структура группового анализа. Соблюдается после проведения тренинговых упражнений.
  • По карточкам настольной игры «Азбука настроений» (показать карточки педагогам). В набор входят серии картинок с изображением людей и животных с разными эмоциональными состояниями. Ребёнок выбирает карточку и объясняет причину своего настроения.
  • По пиктограммам (показать карточки педагогам). На листе А4 распечатаны лица с разными выражениями эмоций. Дети сравнивают своё настроение с лицами на листе и называют его.
  • На карточках «Неоконченные предложения»: (провести с педагогами). Участники занятия в произвольном порядке получают карточки с началом предложения, которое нужно закончить по смыслу: «Самым ценным для меня стало…», «После занятия мне хочется…», «Самым ценным для меня стало…», «Я поняла, что…», «Как же я раньше не догадался, что…», «Для меня осталось неразрешённым…», «Мне показалось необычным…», «Мне было тяжело», «В своей обычной жизни я буду теперь…», «Мне было легко», «Самым большим достижением сегодня стало…», «Мне хочется повторить…», «С сегодняшнего дня я …», «Самым приятным сегодня стало…», «Оказывается так просто…», «Я думаю, что…», «Я хочу сказать слова благодарности…», «Теперь я точно…», «Мне понравилось…», «Мне запомнилось…», «Работа в группе была для меня…», «Я и подумать не могла, что…», «Для меня было открытием…», «Меня обрадовало…», «Меня удивило…»


Интернет-ресурсы

  • "Ленивые восьмёрки" https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zdorovesberegayuschie-tehnologii-2518086.html
  • Анкета с семинара-практикума по ФГОС для детей с ОВЗ "Анализ урока в соответствии с ФГОС"  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/07/24/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-nachalnoy-shkoly
  • Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/215233-yuliya-gippenreyter-obshchatsya-s-rebenkom-kak.html
  • Куклы Царевна Доброе сердце, Царь БольшеУх, Ох и Ах  (фото) https://nsportal.ru/albom/2013/07/23/zakharova-galina-yurevna/kukly-kotorye-lyubyat-detey
  • МАК (метафорические ассоциативные карты) "Петроглифы" https://razula.ru/threads/mak-petroglify-svetlana-jaschenko-i-igor-jaschenko.18386/
  • Международные образовательные конкурсы "Олимпис" для учащихся 1-11 классов  https://www.olimpis.ru/
  • Настольная игра "Азбука настроений"  https://www.liveinternet.ru/users/maknika/post223573044
  • Настольная игра "Делиссимо" https://www.youtube.com/watch?v=GW_rHrADJlQ
  • Настольная игра "Зоопаника" http://мамам-детям.рф/каталог/1163828/товар/Cocktail_Games_Настольная_игра_Зоопаника/catalog.php?cat=1163828
  • Настольная игра «Большая стирка» http://otzovik.com/review_5115348.html
  • Пиктограммы "Эмоции" https://iconstore.co/icons/emotion-icons/
  • Прописи "Рисуем двумя руками.  серия "Развитие ребёнка"" https://www.liveinternet.ru/community/5610805/post369435935
  • Р.Усачев «6 способов стать умнее» https://www.youtube.com/watch?v=nzyqv872ckQ
  • Техника «Ответ на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики»// материалы очного мастер-класса психолога ИРО Кировской области Макаровой С.Н.
  • Упражнение "Лукошко" http://открытыйурок.рф/статьи/513669/
  • Упражнение «Секрет Джованни» https://summercamp.ru/Секрет_Джованни
  • Упражнение «Семейные узы» http://medznate.ru/docs/index-52419.html?page=24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...

Проект "В подводном мире". ОРИГАМИ ИЗ КРУГОВ. (Занятие по социальному направлению внеурочной деятельности "Азбука мастерства")

В разработке подробно указаны формируемые УУД  на каждом этапе занятия. Приложением служит презентация "Искусство оригами"....

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»

Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...

«Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

   «Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной       деятельности в соответствии с ФГОС....

Социальное проектирование как одно из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Метод проектов в нашей школе – это технология, которая применяется для организации образовательного процесса через использование средств, методов обучения, планирование и выполнение практических...