Занятие по внеурочной деятельности "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Хмельницкая Наталья Евгеньевна

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова" составлено с учётом особенностей учащихся 1 класса. Оно  содержит в себе информацию о хлебе, о его поэтаптом изготовлении. Данное занятие прививает бережное отношение к хлебу, к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb-vsemu_golova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ

 «Айшинская СОШ Зеленодольского муниципального района РТ»

Хмельницкая Наталья Евгеньевна

1 класс

Тема занятия по внеурочной деятельности:        Хлеб – всему голова.

Цели:

1. Расширение имеющихся знаний о хлебе, его производстве, значении хлеба

в жизни человека

2. Развитие познавательной активности, речи, логического мышления.

3. Воспитывать уважения к труду взрослых (хлебороб, пекарь, водитель и  др.), бережное отношение к хлебу.

Ход урока:

Отгадать легко и быстро

 Легкий, пышный и душистый

 Он и черный, он и белый,

 А бывает подгорелый.

 Без него плохой обед,

 Вкусней его на свете нет? (хлеб)

 - Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)

- Слово «хлеб» имеет древнегреческие корни. Античные жители выпекали хлеб в специальной глиняной посуде «клибанос», которая вместе с греческими путешественниками распространилась в Европе. На континенте слово претерпело изменения и превратилось в «хлайф», и обозначало оно уже не только посуду для выпекания, но и ее содержимое. Так в старонемецком сохранилось «хлайб», в эстонском «лейб», а в русском «хлеб».

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на этот плакат.  Давайте прочитаем, что здесь написано? ( Хлеб – всему голова)

-Как вы понимаете эту пословицу?

- А сейчас помогите мне назвать одним словом следующую группу слов : булки, пироги, калачи, баранки, пряники, лепёшки (хлебобулочные изделия).

- Всего известно более 750 видов хлебобулочных изделий. Какие ещё знаете вы?

- А какое хлебобулочное изделие самое главное?

- А какие пословицы это доказывают? (Дети называют пословицы о хлебе)

- Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём.

- Ребята, а вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попадает?

- Может он на дереве вырос?

- Может, на грядке?

- А, где же тогда?

- Правильно, ребята. Широки и необъятны поля хлебов на нашей земле. Ни конца, ни края не увидишь, если выйдешь в поле.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (колосок)

-А сейчас мы с вами послушаем историю одного колоска.

Я, думаю, вы запомнили как хлеб попал к нам на стол. Что было раньше, что позже и без труда сможете мне  об этом рассказать по графическому плану.

- Перед вами графический план «Как выращивают хлеб», давайте рассмотрим значки и определим, что они обозначают (рассказы детей по плану).

- Может ли один человек справиться с таким объёмом работы?

- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

- Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, и в этом мы сейчас убедимся.

(чтение стихов детьми)

Каравай земли и неба

 На твоём столе -

 Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

 Хлебные поля,

 А на каждом колосочке

 Держится земля.

В малом зёрнышке пшеницы

 Летом и зимой

 Сила зёрнышка хранится

 Из земли родной

И растёт под небом светлым

 Строен и высок

 Словно Родина бессмертный,

 Хлебный колосок.

Пышный, мягкий, пропеченный,

 Подрумяненный слегка,

 Хлеб с горбушкой золочёной

 Шёл к тебе издалека!

 В каждый дом, на каждый стол

 Он пожаловал, пришёл,

 В нём здоровье наше, сила,

 В нём – чудесное тепло.

 Сколько рук его растило,

 Сохраняло, берегло!

Почет и честь вам, хлеборобы!

 За ваш прекрасный урожай,

 За то, что Родине вы дали

 Душистый хлеба каравай!

-У славян существовал обычай: люди, преломившие каравай хлеба, становятся друзьями на всю жизнь.

С хлебом провожали на фронт.

С хлебом встречали вернувшихся с войны. 

-Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день. Этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Игра в слова

Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.

БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.

Назови хлеб ласково (Хлебушек) .

 Крошки хлеба какие? (Хлебные) .

 Квас из хлеба как называется? (Хлебный) .

 Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка) .

 Посуда для хлеба. (Хлебница) .

 Кто выращивает хлеб? (Хлебороб) .

 Кто печет хлеб? (Хлебопек) .

 Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод) .

 Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

Выполнение коллективной работы «Колосок» ( оригами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

Материал может быть использован воспитателями ГПД, ДОУ, учителями начальных классов....

Конспект внеурочного занятия в 1 классе "Хлеб всему голова"

Творческое объединение  « Юный краевед» Класс - 1 «а» Тема занятия:  « Хлеб – всему голова» Технология занятия:  продуктивного чтения, проектная технология (частично)....

открытое занятие "хлеб всему голова"

Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб.Задачи:• Систематизировать, углубить и расширить знания детей о хлебе.• Прививать навыки экономного и бе...

Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Хлеб - всему голова""

В презентации собран познавательный материал для внеурочной деятельности по развитию речи в 1 классе....

Занятие "Хлеб - всему голова"

Занятие, расширяющее знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба, о том, что хлеб был  и остаётся основой всей жизни. Воспитывает у детей чувство бережливого отношения к хлеб...

конспект занятия "Хлеб всему голова"

В представленном конспекте занятия использовались карточки альтернативной коммуникации, видеоматериалы. Занятие  разработано для подростков с умеренной умственной отсталостью....

Внеурочное занятие "Хлеб всему голова"

Внеурочное занятие по общекультурному направлению "Хлеб всему голова" 2 класс....