конспект занятия "Хлеб всему голова"
план-конспект по окружающему миру
В представленном конспекте занятия использовались карточки альтернативной коммуникации, видеоматериалы. Занятие разработано для подростков с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_o_hlebe_2018.docx | 49.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное
образовательное учреждение школа №439
КОНСПЕКТ
открытого урока по развитию речи и окружающему миру
Тема: «Хлеб – всему голова»
В рамках внутришкольного проекта «Хлеб – всему голова»
Лебедева Наталья Борисовна,
учитель
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2017- 2018 уч. год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Лебедева Наталья Борисовна, учитель |
Наименование образовательного учреждения, город | СПб ГБОУ школа №439 |
Класс | Сборная, |
Предмет | Развитие речи и окружающий мир |
Тема занятия | «Хлеб – всему голова» |
Форма занятия (кол-во детей) | Групповая, 10 детей |
Продолжительность по времени | 40– 45 минут |
Тип занятия | Занятие повторения и обобщения полученных знаний |
Цель занятия | Повторить и обобщить знания детей о продуктах питания – хлебе и хлебобулочных изделиях. |
Задачи занятия
| 1. Закрепить знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях, уточнить, как хлеб попадает на стол. 2. Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации на основе практических упражнений: «Узнай по вкусу», «Убери лишний предмет», «Подбери картинку к слову», «Найди такую же картинку»; активизировать активный и пассивный словарь: зерно, мельница, мельник, мукомольный завод, мука, пекарня, хлебозавод, пекарь, хлебопечка, тесто, хлеб черный, хлеб белый, батон, сушки, пироги, блины, печенье, пряники, магазин, булочная. 3. Воспитывать познавательный интерес. |
Методы организации образовательно-воспитательного процесса |
|
Методическое и техническое обеспечение занятия | Технические средства: ноутбук, презентация «Как хлеб попадает на стол», магнитофон с записью песне о хлебе. Методические средства: натуральные хлебобулочные изделия: черный хлеб, батон, сушки, печенье, пряники, пирожки, зерно, мука, картинки с изображением хлебобулочных изделий, карточки со словами-названиями хлебобулочных изделий. Карточки с последовательностью попадания хлеба на прилавок магазина. Раздаточный материал: карточки для дидактических игр: «Убери лишний предмет»; «Подбери картинку к слову»; «Найди такую же картинку». |
Предварительная работа | - экскурсия в магазин, в отдел «Хлеб и хлебобулочные изделия»; - чтение книг, беседы о пользе изделий из муки; - просмотр слайдов, иллюстраций с изображением хлебобулочных изделий; - просмотр видеоматериалов по теме – последовательность попадания хлеба на прилавки магазина; - разгадывание загадок о хлебе; - слушание и разучивание стихотворений о хлебе; - создание и просмотр презентации «Как хлеб попадает на стол»; - покупка в магазине хлебобулочных изделий; - дегустация хлеба и хлебобулочных изделий; - Опытно-исследовательская деятельность с детьми – приготовление бутербродов из белого и черного хлеба. |
Использованная литература |
|
Конспект урока
Ход занятия
Название упражнения, Частные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
| ||||
1.Ритуал приветствия: Игра «Дружба начинается с улыбки» 2.Работа с коммуникативной доской, с карточками | Посмотрите на доску. Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? День недели? Сегодня 12 февраля. Что происходит зимой? Подумайте, что у нас сейчас по расписанию? Оля, найди карточку УРОК и прикрепи ее на доску. Молодец! - Кто будет присутствовать на нашем уроке. (Называет имена детей) - Проходите в группу и садитесь на свои места. | Стоящие в кругу учащиеся берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу По карточкам повторяют время года – зима, месяц – февраль, день недели понедельник. - Сейчас будет урок. Находят свою фотографию и прикрепляют на доску над своим именем. | ||
| ||||
Тема урока. Презентация. Сюрпризный момент. | - Девочки, посмотрите на экран. Показывает на ноутбуке презентацию «Как хлеб попадает на стол». О чем наша презентация? Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" – В поле, в доме, в державе! Тема нашего занятия «Хлеб – всему голова». (Вывешиваем тему на доску). Есть много пословиц о хлебе. «Хлеб – всему голова» тоже пословица. Оля, скажи пословицу о хлебе. Люба тоже знает пословицу о хлебе А что означают эти пословицы? Правильно. Какой хлеб вы едите на обед и ужин. А на завтрак, что вам дают? Молодцы, девочки! Стук в дверь. Сюрпризный момент – входит пекарь и приносит хлеб. | - О хлебе - Как делают хлеб Хлеб – всему голова «Без хлеба куска — везде тоска!» «Плох обед, если хлеба нет». Надо есть хлеб. Черный хлеб Батон, белый хлеб | ||
| ||||
Повторение: «Как хлеб попадает на стол»» Задача: закрепить и систематизировать знания учащихся о хлебе 2. Практическая работа: «Алгоритм попадания хлеба на стол»: карточки со словами поле, зерно, мукомольный завод, хлебозавод, магазин, картинки с изображением этих слов» Задача: закрепить и систематизировать знания учащихся о последовательности попадания хлеба на стол | Пекарь: «Здравствуйте, девочки, я принес вам хлеб – вкусный, ароматный, мягкий! Вы знаете, как хлеб попадает к нам на стол? Расскажите мне, пожалуйста!» Мы не только расскажем, но и покажем. Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю. На поле вырастают колосья. Даша, выбери картинку с полем и колосьями. Зерно собирают машины и отвозят на мельницу – мукомольный завод. Наташа, найди карточку с изображением мукомольного завода. Там зёрна перемелют в муку. Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука) Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки. Оксана, выбери картинку, где пекут хлеб. Пекарь печет хлеб. Готовый хлеб отвозят в магазин. И уже из магазина хлеб попадает к нам на стол – мы его покупаем. Люба, найди картинку магазина. Оля, расскажи стихотворение о хлебе Пекарь: спасибо, девочки за интересный рассказ. Садись, пекарь, послушай и посмотри, чем наши девушки будут заниматься. | По очереди выбирают картинки с последовательностью попадания хлеба на стол и вывешивают их на доску: зерно, поле с колосьями, мукомольный завод, пекарня, хлебозавод, магазин. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. | ||
| ||||
Работа с картинками: «Хлеб и хлебобулочные изделия» Задача: уточнить, какие изделия сделаны из муки | Мы с вами тоже съездили в магазин, в булочную и купили хлеб и хлебобулочные изделия. На столе лежат картинки с изображением хлеба и изделий из муки. Люба, достань из пакета черный хлеб. Найди картинку с черным хлебом. Повесь ее на доску. Наташа, найди слова «ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ», повесь слова к черному хлебу. Оля, достань батон из пакета. Найди карточку с изображением батона и слово «БАТОН». Повесь их на доску. Оксана, достань из пакета сушки. Найди карточку с сушками и повесь ее на доску. Кто знает слово «СУШКИ»? Выберите и повесьте это слово. Наташа, достань печенье из пакета. Найди карточку с изображением печенья и слово «ПЕЧЕНЬЕ». Повесь их на доску. Инна, достань пряники из пакета. Найди карточку с изображением пряников и слово «ПРЯНИКИ». Повесь их на доску. - Из чего сделаны: хлеб, батон, сушки, печенье, пирожки, пряники? -Изделия из муки необходимы для нормального роста и развития организма человека. В них содержатся углеводы, которые дают нам силы и энергию. | По очереди выбирают картинки с хлебобулочными изделиями и вывешивают их на доску Из муки | ||
| ||||
Коррекционное упражнение «Подбери картинку к слову», «Найди такой же» | -Сейчас поиграем. Подойдите к столам. Там лежат карточки «Подбери картинку к слову», «Найди такой же» | Подходят к столам – работают | ||
| ||||
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо. Клонятся цветы и травы.(Наклоны в стороны). А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте(прыжки) Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг(ходьба на месте) Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. | Дети встают в круг. Повторяют слова и движения за педагогом | |||
| ||||
Коррекционное упражнение «Убери лишний предмет» | -Сейчас поиграем. Подойдите к столам. Там лежат карточки «Убери лишнюю картинку» (Подобраны картинки с мучными изделиями, одна из них мясной или молочный продукт) Наташа, какой продукт у тебя лишний? Почему? Оля, какой продукт у тебя лишний? Почему? Правильно! Сейчас мы с вами какие продукты изучаем? | Подходят к столам – работают Сыр Это молочный продукт Колбаса. Это мясной продукт Продукты из муки. Хлебобулочныее изделия | ||
| ||||
Коррекционное упражнение. «Определи по вкусу» | Сейчас мы поиграем и проверим, можете ли вы определить хлебобулочные изделия по вкусу? На столе на тарелках лежат изделия из муки: черный хлеб, батон, сушки, печенье, пряники, пирожки. | С закрытыми глазами определяют хлебобулочные изделия по вкусу. Поднимают карточку с продуктом, который попробовали. | ||
| ||||
Практическая работа «Приготовление хлеба в хлебопечке» | Назовите, как называется этот прибор? В хлебопечке пекут хлеб. Какие продукты нужны для выпечки хлеба? Наташа, выложи картинки с продуктами, которые нужны для того, чтобы испечь хлеб. Молодец! Сегодня вы положили эти продукты в хлебопечку. И сейчас хлеб уже готов. Подойдите к столам, вытрите влажными салфетками руки. Достаем хлеб из хлебопечки и пробуем его. Какой хлеб на вкус? | Хлебопечка Мука, масло, дрожжи, соль, сахар, молоко. Выкладывает картинки. Вытирают руки салфетками, пробуют хлеб Вкусный, мягкий, теплый, пахнет вкусно. | ||
| ||||
Ритуал завершения занятия | Молодцы! Очень хорошо отвечали на вопросы, выполняли упражнения с карточками. О чём мы говори сегодня? Назовите изделия из муки. - Из чего делают хлеб? (Хвалю каждую девочку) Оля отвечала полными ответами, умница! Наташа определила на вкус все продукты, молодец! Люба нашла пряники на картинке! -Спасибо за работу. Давным- у нас существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-соль. Вот и наших гостей мы угостим хлебом, который сами сделали. -А сейчас встанем вкруг и как обычно закончим наш урок. Педагог жмёт руку рядом стоящему ребёнку со словами: «Я передаю вам свою дружбу. И она идёт от меня к Оле, от Оли к Инне и т.д. и, наконец, возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждых из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания.» | - О хлебе -Из муки Дети встают вкруг. Жмут руку соседу. |
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
«Без хлеба куска — везде тоска!»
«Плох обед, если хлеба нет».
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы.(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте(прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг(ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Он бывает с рисом, с мясом
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки? (Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки,
То соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия)
При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
- Мы тесто месили, мы тесто месили, Нас тщательно всё промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько, ни мнём, Комочки опять и опять достаём. |
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"
Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...
План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...
Конспект внеклассного мероприятия для начальной школы с использованием проектной деятельности "Хлеб всему голова".
Цели мероприятия :*развитие навыков проектной деятельности;*развитие интереса и любознательности , интеллектуальных умений обучающихся;* воспитание бережного отношения к хлебу;*воспитание умения...
Конспект мероприятия "Хлеб - всему голова".
Стихи, частушки, песни, заклички о хлебе....
Конспект урока "Хлеб-всему голова" 2 класс
Конспект урока "Хлеб-всему голова" 2 класс, окружающий мир...
Конспект занятия "Хлеб всему голова"
Материал может быть использован воспитателями ГПД, ДОУ, учителями начальных классов....
Конспект урока "Буквы Х,х и Ц,ц; звуки [х], [х`], [ц]. Хлеб - всему голова".
Конспект по обучению грамоте...