Статья "Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно"
статья (1 класс) на тему

Иванова Елена Михайловна

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statiya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: « Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно»

    Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы.

     Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника. Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия. Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.

     Мечта любой мамы - школьник, который сам делает домашние задания, а все, что ей остается делать - только радоваться оценкам да подписывать дневник. Мы ведь помним, какие мы были самостоятельные и организованные, все делали сами и не дергали родителей (хотя наверняка многие моменты вы просто забыли). И теперь вы тоже хотели бы не тратить свои нервы и силы на стояние у своего школьника над душой. Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала - на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом - на контроль за исполнением домашних заданий. И в конце - на проверку, что он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает.. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих. Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке, не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов,  можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее - проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге  выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом с  ребёнком отпадает после третьего класса. Что все это значит? У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а свойство детских мозгов, которое проходит с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз "СДВ(Г)" (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер. У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет - должна решить для себя каждая мама. Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять факт: младшим школьникам нужно больше внешнего контроля, чем старшим, потому что они еще не "отрастили" свой внутренний.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.

1. Расписание

Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.

2. Временные рамки выполнения задания

Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, что делать, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.

В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала – домашнее задание, потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры - это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.

3. Система поощрений

Система поощрений - это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше - например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.

Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: "Ну почему????", этот вопрос совершенно бессмыслен.  Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему. Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Невнимательность - это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать - можно и нужно. Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания, так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой. Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет - выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная - учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия. Идеальные дети - только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться!

Именно домашнее задание часто становится причиной конфликта ребенка с учителями и родителями. В самом начале школьной жизни дети обычно очень ответственно относятся к его выполнению. Но чем старше ребенок, тем труднее становится взрослым заставить его выполнять необходимый объем домашней работы. Кто-то из родителей со временем просто не имеет достаточных знаний, чтобы проверять правильность выполнения домашнего задания. И не потому, что родители не столь умны. Просто со школьных лет что-то забылось, а что-то и вовсе появилось в школьной программе недавно. У кого-то нет на это времени. А у некоторых родителей дети и вовсе выходят из-под контроля и заставить их что-то сделать родители уже не в состоянии. Некоторые и вовсе отмахиваются от домашнего задания, считая, что главное на уроках заниматься, тогда дома можно и не делать ничего. Поэтому для начала нужно разобраться, зачем вообще нужно домашнее задание. В первую очередь оно нужно для повторения пройденного в классе на уроке. К тому же домашняя работа – самостоятельная, проверяет способность учащегося планировать собственные действия и время. Домашнее задание предназначено и для тренировки памяти, внимательности. Поэтому только работа на уроке не может гарантировать хорошей результативности обучения. Приучать к ежедневному выполнению домашней работы необходимо с первых лет обучения в школе. Это должно быть обязанностью ребенка, выполнение которой не должно зависеть от желания и настроения. При этом не нужно забывать про отдых и перерывы в выполнении домашней работы для младших школьников. На выполнение домашнего задания у ребенка должен быть выделен определенный отрезок времени в течение дня. Нельзя отправлять ребенка делать уроки тогда, когда родители решат, что ребенок слишком долго играет и «пора заняться делом». В таком случае выполнение задания на дом превратится из обязанности школьника в прихоть родителей. С ребенком старшего возраста родители должны говорить, объяснять необходимость и смысл домашнего задания. Здесь заставить уже вряд ли получится. Если у старшего школьника есть проблемы с домашним заданием, то это проблема отношения к учебе в целом. Тогда необходимо, чтобы ребенок самостоятельно сформулировал, зачем ему необходимо образование. Родителям нужно обсудить с ним его жизненные планы и цели. Основные правила поведения родителей в отношении ребенка: терпение и последовательность.

Инструкция

1.Считается, что лучше всего выполнять домашнее задание примерно через 1-2 часа после школы. За этот временной промежуток ребенок успевает отдохнуть от школьных занятий, но сохраняет в памяти полученную на них информацию. Физиологический пик работоспособности приходится на 15-16 часов, что примерно совпадает с указанным временем. Стоит учитывать, что школьник может устраивать перерывы в процессе выполнения заданий, поскольку длительная монотонная работа серьезно сказывается на производительности. Лучше всего устраивать перерывы каждые полчаса, заполняя их физической активностью. Начинать выполнение упражнений нужно с заданий средней сложности, затем переходить к сложным задачам, а завершать выполнение домашней работы самыми легкими задачками.

2.Если ваш ребенок ходит в дополнительные кружки и студии, выполнение домашнего задания лучше разбить на два этапа — задания средней сложности делать до посещения кружков, а остальное оставлять на вечер. Не настаивайте на том, чтобы ваш ребенок начинал выполнять домашнее задание сразу после возвращения с занятий, обычно ему требуется немного времени на отдых. Постарайтесь не откладывать ничего на утро, выполнение домашнего задания перед занятиями — нервное и неблагодарное дело и, к сожалению, серьезный повод поссориться с ребенком.

3.Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», длительность выполнения домашних заданий должна быть ограничена. Она не может превышать 1,5 часов в начальной школе, 2 часов в 5 классе, 2,5 часов в 6-8 классах, и 3,5 часов в 9-11 классах. Если преподаватели в вашей школе задают на дом слишком много, вы имеете право пожаловаться на это.

4. Чтобы выполнение домашних заданий не вредило здоровью ребенка, правильно оборудуйте его рабочее место. Мебель обязательно должна подходить под рост ребенка, быть безопасной и удобной. Письменный стол лучше всего ставить рядом с окном, дневной свет при этом должен падать спереди и слева (если, конечно, ваш ребенок правша). На рабочую поверхность не должна ложиться тень от руки или корпуса ребенка, поскольку это снижает концентрацию внимания и портит зрение. Искусственное освещение должно быть желтым, лучше всего использовать подходящую настольную лампу. Если ваш ребенок правша, такую лампу нужно поставить в дальний левый угол стола, причем ее свет не должен бить в глаза.

Мало кто из детей любит выполнять школьные домашние задания. Обычно они стремятся завершить этот процесс как можно быстрее, чтобы дорваться до компьютерных игр, либо, напротив, затягивают его до позднего вечера. Лучший способ заставить ребенка быстро делать уроки заключается в том, чтобы самого его в этом заинтересовать.

Инструкция

1.Если ваш ребенок не любит делать уроки по той причине, что ему не терпится скорее сесть за компьютер, ни в коем случае не говорите ему, что чем быстрее он справится с работой, тем раньше он сможет занять место за монитором. Лучше расскажите ему, что компьютер здесь - вовсе не помеха. Выполнять домашние задания можно и с его помощью. Даже если в школе принимают их только в рукописном виде, машину можно использовать в качестве удобного электронного черновика, в который можно быстро вносить исправления. Да и набирать текст на клавиатуре современные дети умеют куда быстрее, чем писать на бумаге. Переписать же окончательный вариант в тетрадь придется всего один раз - когда он будет полностью готов.

2.Если ребенок настаивает, чтобы во время выполнения домашнего задания был включен телевизор, не препятствуйте этому. Практика показывает, что звуковой фон способен и не отвлекать в том случае, если он совсем негромок. 

3.Многим детям трудно дается заучивание наизусть чего-либо - от стихов до глав учебника истории. Здесь поможет также компьютер либо любое устройство с функцией диктофона - хотя бы мобильный телефон. Пусть ребенок, придя из школы, один раз сам надиктует текст, который ему предстоит запомнить. Затем включайте воспроизведение сделанной записи каждые десять минут, и так до момента, когда настанет пора спать. Ребенок сам не заметит, как выучит все назубок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как помочь ребёнку делать уроки.

Многие родители спрашивают, как помочь ребёнку делать уроки.  Вот некоторые рекомендации -собранные из всех источников. Надеюсь, это поможет родителям....

как заставить ребёнка делать уроки

Как заставить ребёнка делать уроки...

Родительское собрание. "Как помочь ребёнку делать уроки"

Цели:1)  дать представление  об особенностях младшего школьного возраста;2)  помочь организовать подготовку домашних заданий.      Разработка  включает под...

"Как научить детей делать уроки самостоятельно"

Если начать приучать ребенка к самостоятельной работе над уроками (вырабатывать навык планирования и контроля деятельности), то в будущем эти навыки могут сослужить добрую службу и детям, и их родит...

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ. Памятка для родителей. ...

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

В идеальном мире дети сами и спать укладываются, и уроки делают - но, увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все-таки приходится помогать им с домашним заданием. Чтобы не засиж...

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Рекомендации для родителей, как научить ребенка делать уроки самостоятельно...