Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
В идеальном мире дети сами и спать укладываются, и уроки делают - но, увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все-таки приходится помогать им с домашним заданием. Чтобы не засиживаться с этим до утра, а еще лучше - приучить ребенка делать уроки самостоятельно, важно учитывать его особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_priuchit_rebenka_delat_uroki_samostoyatelno.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
В идеальном мире дети сами и спать укладываются, и уроки делают - но, увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все-таки приходится помогать им с домашним заданием. Чтобы не засиживаться с этим до утра, а еще лучше - приучить ребенка делать уроки самостоятельно, важно учитывать его особенности.
Как дела со вниманием?
Плохо концентрируется, легко отвлекается
Детей с такими проблемами все больше, синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня встречается, чуть ли не у каждого пятого! Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на задании, можно попробовать метод «орла и черепахи».
Представьте орла, который летит над городом: он видит общую схему улиц и основные точки, но детали от него ускользают. А черепаха, которая ползет внизу, видит больше подробностей, но полной картины у нее нет. Так вот, чтобы помочь ребенку удержать фокус на задаче, надо дать ему и точку зрения орла, и точку зрения черепахи. Поэтому чередуем общее описание и частные детали.
Например, задали по окружающему миру прочитать про круговорот воды в природе - сперва изучаем теорию по учебнику. А потом переключаемся на конкретные примеры: вспоминаем, как быстро высохли лужи после недавнего дождя и проговариваем, куда они делись по пунктам.
Сосредоточен на задании
Обычно такие дети и сами справляются с домашней работой - тут от родителей требуется разве что проверить ошибки. Но, увы, и у этих ребят есть свои проблемы. Часто они настолько погружаются в задания, что к вечеру чувствуют себя абсолютно измотанными! И перерывы не всегда помогают. Ребенок может пить чай, но при этом мыслями оставаться в своем задании.
Можно давать таким детям небольшие упражнения на мелкую моторику. Или предложить порисовать второй рукой - правшам левой, левшам правой. Это позволит перезагрузиться и вернуться к заданиям со свежей головой.
Для обоих типов
Стоит попробовать делать уроки с таймером.По мнению детских психологов, период наибольшей эффективности для работы над какой-либо задачей составляет 20 минут. Так что заводим таймер: 20 минут на уроки, затем 10 минут на перерыв.
После четырех таких блоков младшеклассникам пора заканчивать с учебой на сегодня. А подросткам стоит как минимум взять большую паузу и полчасика отдохнуть.
Долго ли делает уроки?
Копуша
Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом.
Другие дети справляются с домашней работой быстрее? Тогда, возможно, ваше чадо не умеет распределять нагрузку по дням недели. Попробуйте научить ребенка приемам тайм-менеджмента, чтобы дозировать уроки по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!
Если же учителя не задают ничего сверх нормы, а ребенок все равно засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе - стресс уже для родителей.
Единственный вариант - отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетал мыслями в облака.
Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например, попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти. «У тебя есть 15 минут на сборы» и т. п. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы, а часы - в сутки. И они не резиновые.
Торопыга
У детей, которые расправляются со всеми "домашками" за 10 - 15 минут, часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание, не перепроверил задачу - сделал ошибку в простейшем примере.
Часто такие дети - настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости и приучить ребенка делать уроки самостоятельно, можно... пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.
Надо ли вообще делать с детьми домашнюю работу?
Светлана АЛЕКСАНДРОВА, детский психолог:
- Учитель может дать на дом совместное задание, включающее помощь взрослых - рассказать об истории семьи, например. Но обычные уроки даются именно ребенку. И делать их он должен сам, а не мама-папа-бабушка!
Домашнее задание может показаться родителям сложным. Но родители ведь не сидели на уроках и не слышали объяснения учителя! Поэтому не всегда понимают логику домашнего задания и воспринимают его как странное и бестолковое.
Кроме того, домашнее задание и должно быть в меру сложным. Именно так и происходит развитие - ребенок сталкивается с задачами, которые не умеет решать, и ищет способы справиться с ними. Не всегда правильные. Ошибки - это нормально. Ненормально, когда родители пытаются лишить ребенка этой возможности и не дают ему совершить свои ошибки (забыть про уроки или неправильно решить пример).
По большому счету, речь идет о повышенной родительской тревожности. Взрослые беспокоятся, что если они не сделают с ребенком уроки, он скатится на тройки, не сдаст экзамены, не поступит в вуз, не сделает карьеры и будет несчастен всю свою оставшуюся жизнь. Но ребенок - не марионетка и не персонаж в компьютерной игре, которым можно, играя, прожить успешную и обеспеченную жизнь. Все, что должны сделать родители, - это помочь ему стать самостоятельным, научиться самому нести ответственность за свои действия..
Что же находится в сфере родительских возможностей? Мама с папой могут напомнить, что пора сделать домашнюю работу. Но если ребенок не сделает ее, он получит двойку, и это будет его ответственность. Взрослые могут подсказать пути решения сложной задачки, если ребенок сам не справился и просит помощи. Можно проверить решенные примеры и написанное сочинение, отметить ошибки. Но лучше, если это будет делать специально обученный профессионал - учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей. Как помогать ребенку делать уроки.
Как помогать ребёнку делать уроки.1. Посидите со своим ребёнком на первых порах, если это необходимо. От того, насколько спокойным и уверенным будут его шаги, зависят его в будущем успехи.2. Фор...
Родительское собрание 2 «В» класс "Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков"
Родительское собрание...
Как заставит ребенка делать уроки?...Можно ли это сделать?
В статье освещаются краткие возможные причины того ,почему дети не могут и не хотят учитсься.Далее,даются краткие рекомендации о том как попытаться преодолеть эту проблему.Предназначена не только для ...
"Как научить детей делать уроки самостоятельно"
Если начать приучать ребенка к самостоятельной работе над уроками (вырабатывать навык планирования и контроля деятельности), то в будущем эти навыки могут сослужить добрую службу и детям, и их родит...
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ. Памятка для родителей. ...
Статья "Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно"
Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания....
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно
Рекомендации для родителей, как научить ребенка делать уроки самостоятельно...