Духовно нравственное воспитание детей в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
патриотическое воспитание детей младших классов нннааачинается с верной дружбы и чувства товарищества. Работа по патриотическому воспитанию происходит не только на классных часах и мероприятиях, а в повседневной жизни детей в школе и в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 330
ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Богомолова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №16»
г. Губкин, Белгородская область
Аннотация: патриотическое воспитание детей младших классов нннааачинается с верной дружбы и чувства товарищества. Работа по патриотическому воспитанию происходит не только на классных часах и мероприятиях, а в повседневной жизни детей в школе и в семье.
Ключевые слова: духовно нравственное воспитание, воспитание патриотов, становление гражданина.
SPIRITUAL MORAL EDUCATION OF CHILDREN INITIAL CLASSES
Bogomolova Natalia Ivanovna
primary school teacher
IAOU "School № 16"
Gubkin, Belgorod region
Abstract: the patriotic upbringing of children of lower grades is based on true friendship and a sense of comradeship. Work on patriotic education occurs not only on class hours and activities, but in the daily life of children in school and in the family.
Key words: spiritually moral upbringing, education of patriots, formation of a citizen.
Проблема духовно нравственного воспитания в наши дни привлекает к себе всё больший и больший интерес. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Главной целью педагога становится участие и помощь в воспитании нового поколения патриотов, пока еще маленьких, но понимающих и принимающих в своё сердце ощущение «любви к матери», «любви к Родине», «бережного отношения к природе»
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать свое мнение, осуществлять помощь и принимать ее. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Все это – начало нравственного воспитания. Педагогу следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приемов морально-нравственного воспитания. Хороший эффект дает использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать на разных этапах урока. Моделирование ситуаций – еще одна форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности. [3, С.137]. Особенно благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.
Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета Окружающий мир.
Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности. Так, на занятиях ребята строили кластер на тему «Мой край». Коллективная работа, направленная на заполнение кластера привела к осмысленному отбору сфер жизни, в которых заложен потенциал малой Родины.
Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю особое внимание проведению игр, праздников. Ведь праздники, игры - это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. [1, С.103].
У детей начальных классов преобладает моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Смотры строя и песни, туристические походы, дни туриста, дни здоровья, легкоатлетические кроссовые забеги с папами, а потом с мамами, разнообразные спортивные соревнования, посвященные великому Дню Победы и многое другое - все это строится и держится на детской моторной активности. Стараемся приглашать на классный час ветеранов войны, настоящих воинов, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны. Собираем бабушек и дедушек, чтобы они поделились своим прошлым.
А с каким энтузиазмом младшие школьники знакомятся с военной техникой, наперебой отгадывают задания викторин! Все это используем для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. При подготовке к мероприятиям данного направления привлекаю самих ребят к подборке интересных вопросов для викторин. Начиная с третьего класса, дети пробуют готовить компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, даже создать свой небольшой видеоролик, привлекая родителей и старших школьников.
Ученики с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат, на лучшего чтеца, изготовление поздравительных открыток, лучшая новогодняя игрушка, в конкурсах инсценированной песни.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе своего класса я ставлю патриотическое воспитание, целью которого является: становление первоклассника гражданином своего города, своей маленькой Родины: это дом, его жители, их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, профессии людей, улица, город. Во втором классе, работая над патриотическим воспитанием, осуществляем становление ребёнка, как гражданина Земли, Своей большой Родины – России. Это знакомство с правилами и законами, которые позволяют ориентироваться в окружающем их мире, объяснять устройство и функционирование. В третьем и четвёртом классах работаем над формированием новых уровней знаний об обществе: «внутренний психологический мир человека», «общение и общество», «Человечество как самый широкий уровень моего общества».
Работа по становлению ребёнка как гражданина родной земли, развитию чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранению и развитию чувства гордости за свою страну ведётся по направлениям:
Историко – краеведческое направление: классные часы, беседы о родном крае, сбор материалов и выступлений о родном крае, экскурсии, выполнение проектных работ, конкурсы стихотворений, рисунков, сочинений, применение на уроках устного народного творчества. [2, С.17]
Научно-исследовательское направление:
Хотелось бы отметить исследовательский проект Анненковой Маргариты. Она узнала о лесах нашего района, области. Их значении и охране. На уроках православной культуры узнали о Святых заступниках Руси. Из бесед ребята узнали о жизни людей, их заслугах перед Отечеством. Такие встречи помогают пробудить чувства бережного отношения к истории.
Каждому человеку хочется сделать что – то хорошее на благо нашей земли. В плане нашей школы – высадить на клумбах цветы, выращенные каждым классом. Тем самым мы решаем две задачи: воспитываем уважение к труду, формирование гармоничной личности.
Военно-патриотическое направление:
В феврале проходил день чествования ветеранов. Ребята участвовали в конкурсе чтецов «Этих дне не смолкнет слава», на который были приглашены ветераны и родители. Соединение поколений, помощь детям в обретении счастья и единства, осознание благо окружающих. Ребята ежегодно поздравляют своих бабушек и дедушек с Днём пожилого человека (1октября), «Пожелания ветерану» (9 мая) открытки и сувениры сделанными своими руками.
Спортивно – патриотическое направление: занятия в кружках и секциях, участие в дне здоровья, проведение спортивных соревнований, знакомство с чемпионами в области спорта.
В рамках данного направления проводятся такие мероприятия как: «Мама, папа, я – спортивная семья!», участие класса в Дне Здоровья, встречи со спортсменами - выпускниками школы.
Подводя итог, хотелось бы закончить словами ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству»
Список использованной литературы
1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
2. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
- Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
© Н. И. Богомолова, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе
Программа разработана в соответствии с ФГОС...
Программа "Нравственное воспитание детей в начальной школе".
Роль нравственного воспитания в начальной школе, программа по классам....
Выступление обучающихся школ г. Льгова на выставке «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области»
Выступление обучающихся школ г. Льгова на региональной специализированной выставке учреждений образования Курской области «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области» в р...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальной школе
«Покинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали.Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит»....
Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...
Духовно-нравственное воспитание учащихся в начальной школе.
В данной презентации показаны формы работы с детьми по формированию духовной нравственности через приобщение к народному творчеству....
Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться...