Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учебно-методический материал

Мирошниченко Мария Николаевна

Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

    В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников  к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_nravstvennoe_vospitanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Мирошниченко Мария Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю.Н.

г. Сорск

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Президент России В.В. Путин отмечал своих выступлениях: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения  в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны». Патриотизм и любовь к Родине Путин назвал главными нравственными ориентирами для современных детей и подростков.  

Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

    В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников  к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества,
как свою личную.

Рассмотрим духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы:

- любящий свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 - любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой

 - доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;

 обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
  собеседника, высказывать своё мнение);

 - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
  деятельности;

 - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.    

В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.

 Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Важно помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и  учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой.   Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения учащихся в школе. 

          Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
      Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать  учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров. 

Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся  с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.

  Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета Окружающий мир.

Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности. Так, на занятиях  ребята строили кластер на тему «Мой край». Коллективная работа, направленная на заполнение кластера привела к осмысленному отбору сфер жизни, в которых заложен потенциал малой Родины. В ходе доказательств, дискуссий, были выбраны следующие звенья кластера на заданную тему. Еще одним примером духовной и нравственной направленности служит выполнение проекта «Я – купец», где затронуты и исторические, и патриотические аспекты воспитательной работы. Здесь происходит слияние с корнями, принятие своего духовного наследия.

Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как:

- доброта;

- уверенность в себе;

- щедрость и открытость души;

- умение наслаждаться окружающим миром ;

- гордость за страну;

 - патриотизм;

- стремление сделать свою страну лучше;

- открытие своей малой Родины и т.д.

Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.

Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно-нравственного воспитания детей.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальной школе

«Покинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали.Побег зелёный выпрямить легко,   сухую ветвь один огонь исправит»....

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...