Программа клуба интеллектуального развития "Интеллект" (начальная школа)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Киселева Елена Николаевна

Проблема поиска новых форм организации работы со способными и одаренными детьми, расширяющие рамки образовательного процесса и способствующие становлению личностных компетенций для самореализации в современном обществе, является актуальной проблемой практики обучения и воспитания школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа клуба интеллектуального развития «Эврика»

Пояснительная записка.

        В век информатизации, когда объем знаний удваивается каждые десять лет, обучение в школе строго ограничено рамками образовательных стандартов и программ. Определяя ограничения в образовании школьников, мы не сможем воспитать человека способного если не к исследовательской деятельности, то к творческому, нестандартному решению проблем в бытовой и профессиональной сферах жизни в будущем. Особенно актуальна поддержка в образовательном процессе школы способных и одаренных детей, которых отличает своеобразие умственной работы: оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность точки зрения по разным вопросам. Следовательно, проблема поиска новых форм организации работы со способными и одаренными детьми, расширяющие рамки образовательного процесса и способствующие становлению личностных компетенций для самореализации в современном обществе, является актуальной проблемой практики обучения и воспитания школьников.

        Решение данной проблемы мы видим в использовании при организации деятельности младших школьников форм дополнительного образования: таких как, клуб интеллектуального развития детей. Клуб как форма организации внеурочной деятельности младших школьников имеет большие педагогические возможности для становления личностных компетенции.         Основными направлениями деятельности клуба являются организация кружка, работающего по программе «Я - исследователь», подготовка к участию и участие в интеллектуально-творческой играх, исследовательская деятельность школьников, участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня (школьных, городских). Таким образом, в условиях деятельности клуба предметами общения выступают знания, процессы и продукты творческой деятельности, коллективные занятия. Общение со сверстниками разворачивается в процессе подготовки к играм, совместной игры, подготовке к интеллектуальным конкурсам, обсуждение результатов творческих и исследовательских проектов. Из всех видов деятельности игра вызывает наибольший интерес, оказывая значительное влияние на познавательную активность. Кроме того, в совместных играх-тренингах в процессе подготовке к игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, подчинению своих действий действиям других участникам группы. Занятия помогают ребенку лучше узнать себя, найти новые пути группового взаимодействия, развить способности, которые учат лидирующей роли и роли рядового участника в ситуациях группового решения. Значит, общение становится формирующим фактором: его участники осознают свою значимость в общем деле, лично заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют возможность для самоутверждения и реализации своих творческих способностей, коммуникативных потребностей.

        Клуб интеллектуального развития является формой педагогического сопровождения интеллектуального развития и поддержки способных школьников.

 Целью деятельности клуба является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
  • Стимулировать участия школьников в различных конкурсах и проектах.
  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая формы организации работы клуба позволяют дифференцированно подойти к каждому ребенку, исходя из его образовательных потребностей, познавательных склонностей и интересов. Игры-тренинги, кружковая работа по программе дополнительного образования, консультирование по вопросам учебного исследования, организация группового обсуждения исследовательских творческих работ способствуют самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.         Клуб интеллектуального развития объединяет в своей деятельности несколько форм дополнительного образования детей: кружковая работа, занятия по интересам, игровой тренинг, – все это повышает продуктивность работы в целом.

 

         


Опыт педагогического сопровождения и поддержки интеллектуального развития младших школьников в работе клуба интеллектуального развития «Эврика»

№ п./п.

Направления деятельности

Цель

Формы

Технология опыта

На развитие, каких компетентностей направлена работа

Результат

1.

Творческое проектирование

Выявлять склонности, интересы детей, развивать творческие способности.

Индивидуальная, индивидуально-групповая

1. Создание банка данных «талантов детей и их семей»: анкетирование родителей, наблюдение за детьми на уроке и во внеурочной деятельности;

2. Изучение возможностей включения детей в творческие мероприятия: изучение плана воспитательной работы школы, плана мероприятий ГДД(ю)Т, плана конкурсов и проектов для учащихся в сети Интернет на Омском образовательном портале;

3. Включение детей в творческие проекты школьного, городского уровня, в проекты связанные с исследовательской деятельностью детей в классе: организация работы в классе, индивидуальная помощь, консультирование;

4. Представление творческих работ в классе: выставки работ, публичное выступление для представления результата;

5. Отбор работ для участия в конкурсе.

Коммуникативные (умение работать в команде); оргдеятельностные качества (способность осознавать цель, умение организовывать ее достижение, самоанализ, самооценка); продуктивные качества (умение создавать продукт); фантазия.

Участие в конкурсе фотоальбомов «Таланты с хвостиком»;

создание экспонатов Музея Бабы-яги; выпуск книжек-малышек на патриотическую тему.

2.

Организация учебно-исследовательской деятельности

Помочь ребенку овладеть методологической культурой необходимой для получения знаний в учебной деятельности, учить оформлять и публично представлять результаты исследования.

Индивидуальная, индивидуально-групповая.

1. Поиск предмета исследования: просмотр телепередач, чтение книг, поиск интересных заметок в газетах;

2. Выбор темы. Выбор темы определяется найденной интересной информацией в газетах и книгах, увлечениями и занятиями детей, интересом к определенной теме, семейными увлечениями, интересами, вопросами учебной программы;

3. Составление плана исследования: определение предмета, объекта, цели, задач, методов исследования;

4. Организация исследования: составление списка литературы по теме, изучение литературы, разбиение крупных исследовательских задач на более мелкие, инструктирование о ходе решения задач, научная обработка информации (классификация, сравнение, анализ, формулировка выводов); анкетирование; учебное проектирование (создание экспонатов музея, коллекций, выставки работ, макетов);

5. Оформление работы;

6. Подготовка к выступлению: подготовка презентации и письменного доклада; подготовка устного доклада;

7. Выступление на конференции НОУ; определение перспектив работы по теме исследования.

Коммуникативные (умение работать в команде); оргдеятельностные качества (способность осознавать цель, умение организовывать ее достижение, способность к творчеству, самоанализ, самооценка);

когнитивные компетент. (самообучение, саморазвитие, продуктивные качества (умение создавать продукт, принимать решения), умение задавать вопросы, находить причины, обозначать свое понимание проблемы; креативность, фантазия; информационные (умение находить информацию, использовать коммуникационные технологии).

Участие в конференциях НОУ школьного, городского и регионального уровней (конференция НОУ «Поиск» ГДД(ю)Т в 2009, 2010; «Я-исследователь» в 2009; областная научно-практическая конференция «Поиск» в 2010 году).

В 2009 – лауреаты конференции «Я-исследователь»; в 2010 – участники.

3.

Участие в интеллектуально-творческих играх

Помочь освоить технологию получения и обработки информации и способы группового взаимодействия.

Индивидуально-групповая, групповая

1.Знакомство с темой игры и ее осознание.

2. Определение способов поиска информации и тематики поиска.

3. Подготовка к участию в игре:

Дети: знакомство с правилами игры, сбор информации по теме игры, участие в игровых тренингах, экскурсиях, посещение спектакля.

Учитель: поиск информации по теме, проведение экскурсий, разработка заданий игрового тренинга, проведение групповых игровых тренингов.

Содержание заданий игрового тренинга:

А) Знаньевые вопросы и задания: игра «Да-нетка», «установи соответствие», «выбери правильный ответ»;

Б) Интеллектуальные задания: числовые и словесные игры, головоломки, ребусы, загадки, игра «Волшебный мешочек»;

В) Творческие задания: «продолжи стихотворение», «имитация», «нарисуй, как представляешь», решение заданий на основе прослушанного музыкального произведения.

4. Уточнение правил, распределение обязанностей в группе во время игры, эмоциональный настрой.

5. Участие в игре.

6. Анализ результатов игры: что нового узнали, что получилось и не получилось, поиск ответов на вопросы, на которые не смогли ответить.

7. Проведение игры в классе.

Коммуникативные (умение работать в команде, выполнять различные роли в группе, решать проблемы); информационные (умение находить информацию, умение использовать коммуникационные технологии);

оргдеятельностные качества (способность осознавать цель, умение организовывать ее достижение, способность к творчеству, самоанализ, самооценка);

когнитивные компетент. (самообучение, саморазвитие), продуктивные качества (умение принимать решения), умение задавать вопросы, креативность, фантазия.

Участие в ИТИ «Люди, изменившие мир», победители (2008) и призеры (2009) отдельных туров игры.

        Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    

      Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

     Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.    

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.    

    Для  выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так  и в практическом плане.

 

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
  • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

 

Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования  

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

3. Массовые формы.

Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

 

Исследовательские работы, выполняемые учащимися:

- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,

- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

 

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов.

 

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

Этап 1

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4

Оформление обучающимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

 

Возможно Вас заинтересует

"Учимся изобретать", учебное пособие для учащихся школ

 

Рекомендуемая литература

1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"

3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников.

4. Энциклопедия вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.

5. Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010.

 

В разделе сайта "Юные исследователи" мы приводим примеры авторских исследовательских проектов обучающихся.

Из опыта работы учителя начальных классов Марины Павловны Казанцевой  

Успехов Вам в творчестве!


Описание: http://www.elena-kuzmina.ru/assets/images/vverh.pngВернуться к началу документа 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Программа клуба юных читателей "Хочу все знать"

Программа «Хочу всё знать» рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-11 лет), имеющих первоначальные литературоведческие знания, умения и  навыки чтения, умения работы на компьютере, кот...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению  для учащихся 1-4 классов)...

программа клуба "Школа общения"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозм...

Программа школьного интеллектуально – творческого клуба «Югорский Эрудит»

Программа  школьного  интеллектуально – творческого  клуба «Югорский Эрудит»...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?"

Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "Клуб  интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?", 4-5 класс. Для проведения тренировок собиратся команды по 6 человек ...