«Путешествие по поэзии Польши», 2 класс
методическая разработка (2 класс) на тему

Открытое внеклассное мероприятие проводилось в рамках "Дней польской культуры" (региональный компонент). Через данное воспитательное мероприятие мы знакомились с литератуным наследием республики Польша, активизировали свою читательскую компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_vneklassnoe_meropriyatie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие

«Путешествие по поэзии Польши», 2 класс

Клочко Галина Франтишковна.

Оборудование: детские рисунки, кроссворд, ребус, карта Европы, игрушка Гном, лист с

                           маркером,  выставка детских книг.

                                        

                                        Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в поэтическую Польшу. Наша  с вами цель расширить свои знания по поэзии польского народа и постараться заинтересовать стихотворениями наших гостей, чтобы они тоже захотели почитать стихи Яна Бжехвы и Юлиана Тувима.

II. Основная часть.

- Но прежде всего давайте напомним всем присутствующим, где находится государство Польша.

        /Показ на карте с проговарием границ и столицы./

- Раз у Калининградской области есть непосредственная граница с Польшей, то туда-то мы и отправимся. На государственной границе нас встречают польские друзья.

        /На польском языке здороваются  с нами Елизавета и Арсений; они же читают на польском два четверостишия./

- Давайте покажем нашим друзьям, что мы уже немножечко знакомы с их государством.

Мини-викторина:

  1. Что изображено на гербе Польши? /орел/
  2. Какого цвета государственный флаг? / бело-красный/
  3. Кто является главой государства? /президент/
  4. На что разделена внутри вся территория государства? /на 49 воеводств/
  5. Откуда эти литературные строчки, кто их автор?
  • Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.        / «Азбука», Ю.Тувим /

  • Вечером гуляла я: и  гляжу: невдалеке

Тонет  белый гусь в реке.        / «Вруша», Я.Бжехва /

  • Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!        / «Овощи», Ю.Тувим /

  • Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.                / «Письмо ко всем детям», Ю.Тувим /

  • Шел король Боровик

Через лес напрямик.                 / «Грибы», Я.Бжехва /

  • Гномы съехались в наш лес

И собрали там конгресс.         / «Гномы», Я.Бжехва /

-Молодцы, правильно, и поэтому с нами по польской поэзии будет путешествовать пан Гном.

        -Дзень добжи! У наших  гномов  повестка конгресса была такова:

  1. Отгадайте загадку: Он – хозяин леса  строгий,

          Любит спать зимой в берлоге.

          И всю зиму напролет

          Видит в снах он сладкий мед.        / медведь /

- Проше, Таня. / Таня  рассказывает стихотворение «Медведи на обеде», пер.Б.Заходера /

        На турецком на обеде

        Обнимал Медведь Медведя.

        Заревел Медведь от боли:

        -Ты бы, брат, полегче, что ли!

        -Сам полегче ты, Медведь, -

        Нету сил моих терпеть!

  1. Разгадайте, какое слово зашифровано в этом ребусе:

   

    О     Ё      3’

                             

                                         / осётр /

- Проше, Аня. / Аня  рассказывает стихотворение «Осетр», пер. Л.Яхнина. /

Старый осетр сидел на диване.

Его осетрята ныряли в стакане.

Осетр снаружи пускал пузыри.

Его осетрята – в стакане, внутри.

- Какой литературный жанр только что прозвучал в исполнении Тани и Ани? /народные потешки /

- Пан Гном задает нам задание нарисовать черную корову с рыжим пятном.

        /Один ребенок рисует на листе рисунок./

- А мы пока послушаем как Лиза прочитает нам стихотворение Яна Бжехвы «Репа и мед» в переводе Л.Цывьяна. Проше, Лиза, к доске.

        Хвасталась репа перед народом:

        «Ух, до чего я сладкая с медом!»

        Мед улыбнулся ее похвальбе:

        «А я вот сладок сам по себе».

- Какая симпатичная получилась корова! А вот Алеша у нас знает стихотворение про эту корову.

        / Алексей рассказывает стихотворение Ванды Хотомской «Черная корова», пер. В.Данько/

                        Корова паслась на зеленом лугу.

                        Ох, что теперь будет –

Понять не могу:

Съела она изумрудную  травку

И голубой василек на добавку.

Корова сама была черного цвета,

Но с пятнышком рыжим

(Ведь важно и это!)

Какое же будет теперь молоко?

Признайтесь, ответить не так-то легко

Выходит Саша с маской на голове и говорит: - Му-у!

- А вот и она сама к нам пришла! Что случилось?

- У меня есть вопрос.

- Мы тебя слушаем. Спрашивай.

        По знаку Саши выходят артисты. Они инсценируют стихотворение Я.Бжехвы  «Дырки в

            сыре» / пер. Б.Заходера /.

Инсценирование.

                        Скажите, кто испортил сыр?

Кто в нем наделал столько дыр?

-Во всяком случае, не я! –

Поспешно хрюкнула свинья.

-Загадочно! – воскликнул гусь. –

А га-гадать я не берусь.

Овца сказала, чуть не плача:

-Бе-е-зумно трудная задача!

Все непонятно, все туманно –

Спросите лучше у барана.

-Все зло – от кошек! – произнес,

Обнюхав сыр, дворовый пес, -

Как дважды два – четыре,

От них все дырки в сыре!

А кот сердито фыркнул с крыши:

-Кто точит дырки? Ясно – мыши!

Но тут ворону бог принес.

Ура! Она решит вопрос.

Ведь, как известно, у нее

На сыр особое чутье! –

И вот поручено вороне

Проверить дело всесторонне…

Спеша раскрыть загадку дыр,

Ворона углубилась в сыр.

Вот дырки шире, шире, шире…

А где же сыр? Забудь о сыре!

Заголосил весь скотный двор:

-Разбой! Грабеж! Разор! Позор!

Взлетела на забор ворона

И заявила оскорблено:

-Ну, это, знаете, придирки!

Вас интересовали дырки?

Так в чем же дело?

Сыр я съела, а дырки – все! –

Остались целы!

На том был окончен спор,

И потому-то до сих пор,

Увы, никто не знает в мире,

Откуда все же дырки в сыре!

- Послушав спор животных о дырках в сыре, пан Гном заметил пана Сороку. Давайте и мы прислушаемся к его трескотне.

        / Дима рассказывает стихотворение Я.Бжехвы «Сорока», пер.Б.Заходера/

                                        Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет –

Никто ее слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока

Нет никакого прока!

- Какую особую черту характера подметил и изобразил в своем стихотворении Ян Бжехва?

        /болтовня бессмысленная, треск, высказывается только сама, других не слушает/

- Какой литературный прием использует поэт в своем стихотворении? / олицетворение /

Физкультурная минутка /движения с речью/:

«Гуси» /пер.Л.Яхнина/

Синие тучи над Вислой повисли,

Белые гуси плыли по Висле.

В синие волны тучи ныряли,

Белые перья гуси теряли.

- А теперь в повестке дня пана Гнома посещение польской школы. Он нас приглашает заглянуть на урок этики.

/ Чтение стихотворения Я.Бжехвы «Грязнуля», пер.Л.Цывьяна /

Яцек сказал: «Мне противна вода,

Мыться не буду теперь никогда!»

Вот ведь какая случилась беда.

Папа ругался, а мама рыдала:

«С Яцеком что-то ужасное стало,

Он за неделю не мылся ни разу,

Больно смотреть, до чего он чумазый:

Черные уши, и руки, и шея –

Он трубочиста любого чернее.

Но ведь с работы придя, трубочист

Вымылся с мылом и стал сразу чист».

Мухи летали над Яцеком тучей,

Стал он от грязи противно липучим,

Но все равно повторял он упрямо:

«Пусть умываются папа и мама,

Пусть они душ принимают и ванну,

Я ни за что умываться не стану,

Мне ненавистна мочалка и мыло!»

Все звали Яцека – Яцек-страшило.

С ним повстречавшись, пугался народ:

Яцек не мылся уже целый год.

Как-то решил путешествовать он.

Вот он заходит с билетом в вагон.

В страхе позвал проводник машиниста

И машинист крикнул Яцеку: - Слазь!

Поезд наш едет до станции Чистой,

Ты поезжай-ка на станцию Грязь!

- Как вы думаете, почему поэт написал это стихотворение?

        / Он хотел, чтобы дети всегда следили за чистотой своего тела./

- Как вы считаете, услышав или прочитав это стихотворение, мальчик захочет изменить что-либо в себе? /конечно /

- Ребята, пан Гном стал вдруг почему-то грустным… Оказывается, он прочитал стихотворение Яна Бжехвы «Лень». Давайте попробуем разобраться, что же расстроило пана Гнома.

Инсценирование.

        Четыре ученика / Костя, Катя, Света и Артем П./  рассказывают стихотворение.

Сидит на диване Лень,                        А кто на пол бросил башмак?

Бездельничает весь день.                        А кто утром завтрак съел?

«Бездельничаю? То есть как?!                А кто на диван присел?                        

А кто почесал себе ухо?                        Времени не хватило.

А кто ловил вечером муху?                        Не завязала шнурки:

Кто с вешалки снял пальто?                Хлопотно и неохота.

Кто?»                                                Не сказала «доброе утро»:

Сидит на диване Лень.                        Слишком большая работа.

Бездельничает весь день.                        Собаку не напоила:

«А кто это уши помыл?                        Времени жаль было.

А кто после чаю попил?                        Днем в кино не сходила:

А кто поднял громкий крик?                Тащиться в такую даль!

А кто показал язык?                                Села поужинать -

Кто думал пальто надеть?                        Раздумала и зевнула.

Это что же – без дела сидеть?»                Хотела лечь спать -

Сидит на диване Лень,                        Не успела и тут же заснула.

Бездельничает весь день.                        Снилось ей, будто за день

В школу она не пошла:                        Она ужасно устала,

Очень уж лень ей было.                        И поэтому утром

Уроки не приготовила:                        Она еле-еле встала.

- Так в чем же дело? Почему лень опасна?

- А как можно бороться с ленью?

- Прочитав стихотворение «Лень» пан Гном загрустил. Интересно, какие эмоции вызовет у него следующее стихотворение, которое прочитает нам Артем З.

        /стихотворение Я.Бжехвы «Воображуля», пер.Л.Цывьяна /

Громко похвалялась Кася:

-Я учусь всех лучше в классе,

Я способней всех ребят,

Все со мной дружить хотят,

Одеваюсь я нарядно,

Говорю умно и складно,

Бегаю быстрее всех,

У меня всех звонче смех,

На коньках катаюсь ловко,

Лучше всех певиц пою,

Лучше всех портных я шью,

И к тому же я на диво

Симпатична и красива.

Да и наша вся семья

Лучше всех, совсем как я:

Моя мама всех  важнее,

А мой папа всех главнее,

Всех старей моя бабуля,

Ну а я – воображуля.

- Какой по характеру девочкой изобразил Касю поэт?

- Так какие же эмоции вызвала Кася у пана Гнома?

- Теперь, ребята, к вашему вниманию – стихотворение, которое приготовила для нас Лиза. Ваша задача: послушать и подумать, какое отрицательное качество высмеивает поэт? Проше, Лиза.

/ Елизавета  рассказывает стихотворение Я.Бжехвы «Ябеда», пер.Л.Цывьяна/

-Петрусь в школу не пошел,

Антек влез вчера на стол,

Ванда взять дневник забыла,

Зося шею не помыла,

А у Яся ручки нету.

-Для чего мне знать все это?

-А я жалуюсь всегда.

Я же – ябеда-беда.

- Давайте сделаем вывод: что полезного для себя мы возьмем из этого польского урока этики? Какие положительные черты характера мы постараемся в себе воспитать?

        /не хвастаться, не зазнаваться, не лениться, не ябедничать /

Разгадвание линейного кроссворда.

- И напоследок, кроссворд от пана Гнома. Он поможет мне узнать, насколько вы были внимательны все занятие.

        /На доске - кроссворд, учитель задает детям вопросы. При условии правильного ответа –

             полоска кроссворда открывается./

  1. О чем спорили животные в стихотворении Я.Бжехвы? / о дырках /
  2. Кто забыл взять дневник в стихотворении «Ябеда»? /Ванда /
  3. Какой цветок съела черная корова? / василек /
  4. Кто всегда на всех жалуется? / ябеда /
  5. Кто не любит мыться и чистить зубы? / грязнуля /
  6. Какой была по цвету корова в стихотворении Ванды Хотомской? / черная /
  7. Кто из животных говорил: «Бе-е-зумно трудная задача!»? / овца /
  8. Кто бездельничал в стихотворении Я.Бжехвы весь день? / Лень /
  9. Кто пускал пузыри в стакане? / осетр /
  10. Как звали мальчика из стихотворения «Грязнуля»? / Яцек /

III. Заключительная часть.

- Прощаясь сегодня с Польшей, послушайте два небольших стихотворения, которые приготовили для вас Джамиля и Денис.

        / Джамиля и Денис читают четверостишия на польском языке и прощаются. /

- Молодцы, ребята! Спасибо за интересное путешествие по стране Польше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир поэзии 3 класс

Материал к проведению "Книжкиной недели"...

Путешествие в русскую поэзию. 3 класс. Литературное чтение

Данный урок можно использовать на уроках внеклассного чтения в начальной школе. Урок направлен на развитие словесно - логического мышления на основе упражнений в анализе, обобщении, на корекцию зрител...

Конспект урока "Наши проекты. Праздник поэзии" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по изученным темам; создание условий для привития интереса к литературному чтению и создания проекта по выбранной теме; расширение кругозора уче...

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Фантазия в поэзии" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с поэтическим взглядом – фантазией, с образами, созданными Б. Заходером и И. Токмаковой; способствование развитию наблюдател...

Урок литературного чтения по теме "Чувство юмора в поэзии". 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Урок литературного чтения по теме "Чувство юмора в поэзии". 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"  Технологическая карта урокаУрок: Литературное чтениеТип урока: ур...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...