Урок литературного чтения по теме "Чувство юмора в поэзии". 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения по теме
"Чувство юмора в поэзии".
1 класс УМК
"Перспективная начальная школа"
Технологическая карта урока
Урок: Литературное чтение
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового текста для чтения, осмысление связей и отношений в данном тексте
Задачи урока:
- образовательные: создать условия для ознакомления, понимания и осмысления уч-ся стихотворения Тима Собакина “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”
- коррекционно-развивающие:
- cоздать условия для дальнейшей работы по формированию навыков правильного, осознанного чтения,
- создать условия для формирования умения работать с учебником как источником информации,
- коррегировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) через использование различных заданий
- расширять и активизировать словарный запас учащихся через словоизменение, словообразование, упражнения в подборе слов-названий признаков
- воспитательные: способствовать воспитанию у школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства, воспитывать культуру общения через работу в парах (группах).
Оборудование:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Карточки со словами “БАЦ”, “ТОП”, “ШЛЁП”, “ШМЯК”
- ТСО (интерактивная доска, компьютер. мультимедийный проектор, колонки, презентация см. Приложение)
Ход урока
1. Организационное начало урока
Приветствие.
- Вспомните песенку В. Шаинского “Улыбка”
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.
- Ребята, я дарю вам свою улыбку, а вы мне - свою! (посмотреть с улыбкой на каждого ученика)
- Как красиво вы улыбаетесь!
2. Целеполагание. Актуализация знаний.
- Скажите, пожалуйста, у кого из вас есть чувство юмора? Кто любит посмеяться?
- Хотите узнать, почему я задала вам этот вопрос?
- Тогда откройте Тетрадь и найдите тему нашего урока. (Учащиеся открывают тетрадь, находят нужную страницу, читают тему урока “ Чувство юмора в поэзии” про себя, озвучивает вслух 1 ученик).
- Что такое ЮМОР? Что понимаем под словом “поэзия”? (предположения)
- Поставьте цель урока: Что мы можем узнать на уроке? Чему будем учиться? (формулируют цель урока)
- Начнем как всегда с “речевой зарядки”
Задание №1 Читаем 1 строчку про себя, вслух...
(Читают строчки слов с наращиванием слогов, объясняют значение незнакомых слов)
- Читаем 2-ю строчку про себя, вслух....
Сравните слова: много – немного - немножко. (Показ жестами)
3. Основной этап.
Мотивация
- Откройте учебник, найдите тему урока. (Поиск нужной страницы в учебнике)
- Назовите автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Тим.Собакин)
Слайд №1 Тим Собакин – это псевдоним Андрея Викторовича Иванова, автора детских книг... Слайд №2 “Все наоборот”, “Игра в птиц”, “Здравствуй, гусь”, “Песни бегемотов” и др.)
Чтение интриги с.48 учителем (мальчик-с-пальчик просит прочесть название стихотворения)
- Кто такой мальчик-с-пальчик? Вы поможете ему выполнить задание?
- Прочитайте название стихотворения. (Читают название про себя, 1 ученик вслух)
- Докажите, что мальчик-с-пальчик – хитрец. (Обнаруживают несоразмерность названия стихотворения и самого текста)
- Прочитайте слова в скобках. Что обозначает выражение “Немножко необычное нестихотворение”? (Предполагают)
Аудирование. Работа по содержанию текста
-Послушайте теперь само стихотворение. Закройте глаза. (Слушают с закрытыми глазами.)
- Кто герои этого произведения?
- Опишите Бегемота. Какой он в стихотворении? Почему ЛОВКИЙ?
- Какой бегемот на самом деле?
Слайд №3 Бегемот
- Выберите подходящие слова-названия признаков. (На слайде убирают неподходящие слова-признаки)
- Что вы знаете о мухе? (Описывают)
- Почему муха в стихотворении “НАХАЛЬНАЯ”? Подберите близкие по значению слова-названия признаков (Наглая, бесстыжая, бессовестная)
- Рассмотрите муху на иллюстрации в учебнике.
- Похожа ли она на настоящую? (Сравнивают, находят ошибку: на рисунке у мухи 4 лапки, а у насекомых - 6)
Слайд №4 Муха
- Какие звуки издавала муха? Прочитайте по-разному.
- Хотите услышать жужжание мухи?
(Слушают звукозапись, на слайде – нажать на значок)
- Попробуем прочитать так, чтобы передать жужжание мухи.
(Чтение 1-2 учениками)
- А сейчас будем работать в парах (группах).
Динамический момент – пересаживание.
- Каждая пара (группа) получает задание. Договоритесь, кто подойдет ко мне за заданием.. (1 человек от пары (группы) подходит к столу, выбирает карточку с заданием)
- Внимание, задание! Прочитайте стихотворение друг другу, найдите слово с карточки в тексте и объясните, что оно обозначает.
Работа в парах (группах). Проверка
Учитель-консультант
- Проверим, как вы справились с заданием. Договоритесь, кто будет отвечать!
Дополнительные вопросы после отчета каждой пары (группы):
Карточка со словом “БАЦ”
(БАЦ - с таким звуком падала посуда)
- В какой комнате происходит действие? Почему вы так решили? (Кухня, столовая)
- Рассмотрите иллюстрацию, назовите, какая посуда была у бегемота. (Называют предметы посуды по иллюстрации)
Карточка со словом “ТОП”
- Как шагал бегемот?
- Посчитайте, сколько шагов он сделал.
- Прошагайте на месте столько раз, сколько шел бегемот
Динамический момент (Шагают ритмично: Топ, топ-топ, топ-топ-топ)
Карточка со словом “ШЛЁП” (звук хлопушки, мухобойки)
- Что такое “ШЛЁП”? Объясните значение слова.
Слайд№ 5
Мухобойка — инструмент для отпугивания или прихлопывания мух (из Словаря С.И. Ожегова)
Карточка со словом “ШМЯК” (звук падения мухи)
- Жалко ли вам муху? Почему? (Доказывают свою точку зрения)
- О вреде мух вы знаете, а я расскажу и покажу о пользе мух
Слайд №6
Мухоловки разных видов: птица, растение, насекомое питаются мухами.
(Рассматривают картинки, задают вопросы по увиденному)
- Придумайте свое название стихотворению Тима.Собакина. (Фантазируют)
Закрепление
- Кто желает выступить перед классом и прочитать выразительно это “немножко необычное нестихотворение”? (Выразительное чтение - 1-2 человека за кафедрой. Все аплодируют)
- Давайте продолжим нашу юмористическую тему и обратимся к Тетради.
- Найдите задание №2.
- Назовите автора и название произведения. (Новелла Матвеева “Путаница”)
- Прочитайте про себя текст, найдите незнакомые слова.
Слайд №7
Интерактивное задание: подобрать картинку к слову.
- В чем “секрет” путаницы?
- Докажите, что это стихотворение. (Есть рифма)
- Прочитаем стихотворение вслух по частям. Начнёт...(читают 4 более “сильных” в чтении ученика)
- Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. (Выборочное чтение)
- Выполните задание к этому отрывку самостоятельно.
(Подчеркивают рифмующиеся слова, находят признаки скороговорки, считалки)
- Если возникли затруднения, обращаемся к консультантам...
Работа консультантов.
4. Итог урока. Рефлексия
- Вернитесь к теме урока.
- Почему Тим Собакин назвал свое произведение “немножко необычным нестихотворением”?
- Поделитесь впечатлениями об уроке: продолжите фразу.
Слайд №8
Сегодня на уроке я...
- удивился...
- понял...
- узнал...
- Если вам понравился наш юмористический урок - подарите друг другу свою улыбку.
Слайд №9 (песня В. Шаинского “Улыбка”)
- Всем спасибо за урок!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._cht.po_teme_yumor_v_poezii_sobakin.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме
"Чувство юмора в поэзии".
1 класс УМК
"Перспективная начальная школа"
Технологическая карта урока
Урок: Литературное чтение
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового текста для чтения, осмысление связей и отношений в данном тексте
Задачи урока:
- образовательные: создать условия для ознакомления, понимания и осмысления уч-ся стихотворения Тима Собакина “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”
- коррекционно-развивающие:
- cоздать условия для дальнейшей работы по формированию навыков правильного, осознанного чтения,
- создать условия для формирования умения работать с учебником как источником информации,
- коррегировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) через использование различных заданий
- расширять и активизировать словарный запас учащихся через словоизменение, словообразование, упражнения в подборе слов-названий признаков
- воспитательные: способствовать воспитанию у школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства, воспитывать культуру общения через работу в парах (группах).
Оборудование:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Карточки со словами “БАЦ”, “ТОП”, “ШЛЁП”, “ШМЯК”
- ТСО (интерактивная доска, компьютер. мультимедийный проектор, колонки, презентация см. Приложение)
Ход урока
1. Организационное начало урока
Приветствие.
- Вспомните песенку В. Шаинского “Улыбка”
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.
- Ребята, я дарю вам свою улыбку, а вы мне - свою! (посмотреть с улыбкой на каждого ученика)
- Как красиво вы улыбаетесь!
2. Целеполагание. Актуализация знаний.
- Скажите, пожалуйста, у кого из вас есть чувство юмора? Кто любит посмеяться?
- Хотите узнать, почему я задала вам этот вопрос?
- Тогда откройте Тетрадь и найдите тему нашего урока. (Учащиеся открывают тетрадь, находят нужную страницу, читают тему урока “ Чувство юмора в поэзии” про себя, озвучивает вслух 1 ученик).
- Что такое ЮМОР? Что понимаем под словом “поэзия”? (предположения)
- Поставьте цель урока: Что мы можем узнать на уроке? Чему будем учиться? (формулируют цель урока)
- Начнем как всегда с “речевой зарядки”
Задание №1 Читаем 1 строчку про себя, вслух...
(Читают строчки слов с наращиванием слогов, объясняют значение незнакомых слов)
- Читаем 2-ю строчку про себя, вслух....
Сравните слова: много – немного - немножко. (Показ жестами)
3. Основной этап.
Мотивация
- Откройте учебник, найдите тему урока. (Поиск нужной страницы в учебнике)
- Назовите автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Тим.Собакин)
Слайд №1 Тим Собакин – это псевдоним Андрея Викторовича Иванова, автора детских книг... Слайд №2 “Все наоборот”, “Игра в птиц”, “Здравствуй, гусь”, “Песни бегемотов” и др.)
Чтение интриги с.48 учителем (мальчик-с-пальчик просит прочесть название стихотворения)
- Кто такой мальчик-с-пальчик? Вы поможете ему выполнить задание?
- Прочитайте название стихотворения. (Читают название про себя, 1 ученик вслух)
- Докажите, что мальчик-с-пальчик – хитрец. (Обнаруживают несоразмерность названия стихотворения и самого текста)
- Прочитайте слова в скобках. Что обозначает выражение “Немножко необычное нестихотворение”? (Предполагают)
Аудирование. Работа по содержанию текста
-Послушайте теперь само стихотворение. Закройте глаза. (Слушают с закрытыми глазами.)
- Кто герои этого произведения?
- Опишите Бегемота. Какой он в стихотворении? Почему ЛОВКИЙ?
- Какой бегемот на самом деле?
Слайд №3 Бегемот
- Выберите подходящие слова-названия признаков. (На слайде убирают неподходящие слова-признаки)
- Что вы знаете о мухе? (Описывают)
- Почему муха в стихотворении “НАХАЛЬНАЯ”? Подберите близкие по значению слова-названия признаков (Наглая, бесстыжая, бессовестная)
- Рассмотрите муху на иллюстрации в учебнике.
- Похожа ли она на настоящую? (Сравнивают, находят ошибку: на рисунке у мухи 4 лапки, а у насекомых - 6)
Слайд №4 Муха
- Какие звуки издавала муха? Прочитайте по-разному.
- Хотите услышать жужжание мухи?
(Слушают звукозапись, на слайде – нажать на значок)
- Попробуем прочитать так, чтобы передать жужжание мухи.
(Чтение 1-2 учениками)
- А сейчас будем работать в парах (группах).
Динамический момент – пересаживание.
- Каждая пара (группа) получает задание. Договоритесь, кто подойдет ко мне за заданием.. (1 человек от пары (группы) подходит к столу, выбирает карточку с заданием)
- Внимание, задание! Прочитайте стихотворение друг другу, найдите слово с карточки в тексте и объясните, что оно обозначает.
Работа в парах (группах). Проверка
Учитель-консультант
- Проверим, как вы справились с заданием. Договоритесь, кто будет отвечать!
Дополнительные вопросы после отчета каждой пары (группы):
Карточка со словом “БАЦ”
(БАЦ - с таким звуком падала посуда)
- В какой комнате происходит действие? Почему вы так решили? (Кухня, столовая)
- Рассмотрите иллюстрацию, назовите, какая посуда была у бегемота. (Называют предметы посуды по иллюстрации)
Карточка со словом “ТОП”
- Как шагал бегемот?
- Посчитайте, сколько шагов он сделал.
- Прошагайте на месте столько раз, сколько шел бегемот
Динамический момент (Шагают ритмично: Топ, топ-топ, топ-топ-топ)
Карточка со словом “ШЛЁП” (звук хлопушки, мухобойки)
- Что такое “ШЛЁП”? Объясните значение слова.
Слайд№ 5
Мухобойка — инструмент для отпугивания или прихлопывания мух (из Словаря С.И. Ожегова)
Карточка со словом “ШМЯК” (звук падения мухи)
- Жалко ли вам муху? Почему? (Доказывают свою точку зрения)
- О вреде мух вы знаете, а я расскажу и покажу о пользе мух
Слайд №6
Мухоловки разных видов: птица, растение, насекомое питаются мухами.
(Рассматривают картинки, задают вопросы по увиденному)
- Придумайте свое название стихотворению Тима.Собакина. (Фантазируют)
Закрепление
- Кто желает выступить перед классом и прочитать выразительно это “немножко необычное нестихотворение”? (Выразительное чтение - 1-2 человека за кафедрой. Все аплодируют)
- Давайте продолжим нашу юмористическую тему и обратимся к Тетради.
- Найдите задание №2.
- Назовите автора и название произведения. (Новелла Матвеева “Путаница”)
- Прочитайте про себя текст, найдите незнакомые слова.
Слайд №7
Интерактивное задание: подобрать картинку к слову.
- В чем “секрет” путаницы?
- Докажите, что это стихотворение. (Есть рифма)
- Прочитаем стихотворение вслух по частям. Начнёт...(читают 4 более “сильных” в чтении ученика)
- Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. (Выборочное чтение)
- Выполните задание к этому отрывку самостоятельно.
(Подчеркивают рифмующиеся слова, находят признаки скороговорки, считалки)
- Если возникли затруднения, обращаемся к консультантам...
Работа консультантов.
4. Итог урока. Рефлексия
- Вернитесь к теме урока.
- Почему Тим Собакин назвал свое произведение “немножко необычным нестихотворением”?
- Поделитесь впечатлениями об уроке: продолжите фразу.
Слайд №8
Сегодня на уроке я...
- удивился...
- понял...
- узнал...
- Если вам понравился наш юмористический урок - подарите друг другу свою улыбку.
Слайд №9 (песня В. Шаинского “Улыбка”)
- Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...
Урок литературного чтения по теме.Н.А. Тэффи "Преступник", 3кл. УМК "Перспективная начальная школа"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны цели к каждому этапу урока....
Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель: Создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные: Формиров...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...
Технологическая карта по литературному чтению на тему Н.Сладков "Апрельские штучки" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...