Конспект занятия "Наши пернатые друзья"
план-конспект на тему
Конспект итогового занятия по ознакомлению детей младшего школьного возраста с птицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledniy_posledniy.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наши пернатые друзья»
Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о многообразии и особенностях птиц.
Задачи: Образовательная: Закрепить и обобщить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях. Обогащать словарь по данной теме. Коррекционная: Развивать слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о них.
Методы и приёмы: словесные (вопросы, загадки), наглядные (просмотр видеоролика, использование презентации, картинок), практические (практические задания, игры).
Предварительная работа: Разгадывание загадок о птицах. Просмотр фотоальбомов с изображением птиц. Беседы, презентация «Зимующие и перелётные птицы», «Детям о птицах», наблюдения за птицами на прогулке. Разучивание и репетиция сценки «Пойманная птичка» (по стихотворению Августы Пчельниковой), выучить загадку про кормушку с Алиной М., стихотворение «Не пугайте резвых птичек» (С.Степановой) с Сашей М., изготовление кормушек, заготовок для листовок, чтение детской литературы о птицах.
Активизация словаря: активный словарь – названия птиц (синица, ворона, снегирь, сорока, орёл), зимующие птицы; пассивный словарь: «Синичкин день», наши пернатые друзья, пеликан, колибри, птичьи трели, воркуют.
Индивидуальная работа: Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом (Рома, Саша Б., Алина М.), приучать следить за осанкой в разных видах деятельности (Максим Н, Саша М.,), способствовать проявлению уверенности во время публичных выступлений (Алина М., Жанна).
Оборудование: Компьютер, магнитная доска, презентация, конверт с заданиями, картинки с изображением птиц, кормушки, карандаши, карточки «Птичья столовая», карточки с заданием «Помоги художнику», заготовки для листовок, клей, костюм «Птичка», смайлики и фотографии детей на магнитах.
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1 | Вводная часть (Организа-ционный момент) | Дети с воспитателем заходят, здороваются, становятся полукругом, закрывают глаза. Психогимнастика: Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера – мы забываем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас. Вы самые лучшие дети на свете. Глаза открываем, милые дети! - Вы уже обратили внимание, что у нас на занятии гости. Не все гости с нами знакомы. Давайте представимся. Назовите по очереди своё имя, отчество и фамилию. Я – Ситникова Светлана Михайловна. Дети по очереди представляются. | Дети стоят в кругу. По очереди представляются. | 1 мин |
2 | Мотивация, постановка и принятие детьми цели занятия | - Отгадайте загадку и догадайтесь, какая тема нашего занятия: Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом это -……(птицы). Сегодня наше занятие посвящено нашим пернатым друзьям – птицам. Как вы думаете, почему? (12 ноября был «Синичкин день»). С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц. По приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? (отгадывать загадки, играть, рисовать птиц, выполнять задания…). Предлагаю вам увлекательное путешествие в мир птиц. (Под музыку «Голоса птиц» дети садятся на стулья). Слайд 1. (разнообразные птицы) Воспитатель. - Посмотрите, сколько птиц вокруг. Мы узнали, что птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать. Одни живут в лесу, другие – только в степи, третьи и там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря. А для чего на земле нужны птицы? Давайте представим, что было бы, если не было птиц? Посмотрите, конверт. Интересно, от кого пришло письмо? (от синички). «Ребята! Я знаю, что вы очень умные, любознательные, добрые дети! Я приготовила для вас интересные задания о птицах. Предлагаю вам их выполнить». Посмотрите, в конверте листочки с заданиями. Вы согласны, вам хочется выполнить задания синички? (да). А поможет нам компьютер. | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Формулируют тему занятия. Рассказать о «Синичкином дне» предложить Жанне. Высказывают предположения, планируют деятельность. Дети садятся полукругом. Слушают рассказ воспитателя. Отвечают на вопросы, высказывают предположения Принимают решение выполнить задания синички. | 2 мин |
3 | Основная часть | Первое задание синички. Синичка предлагает нам поиграть в игру «Подскажи словечко» (слайд 2) Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей) (слайд 3) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорлива, Вещунья белобока, А зовут её….. (сорока) (слайд 4) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки Ведь это…..(снегири) (слайд 5) Окраска - сероватая Повадка - вороватая, Крикунья хрипловатая, Важная персона – Это я….(ворона) (слайд 6) В лесу ночном кукует птица, Она назвать себя боится… -Ку-ку, ку-ку! Не спит опушка. А птицу эту звать….(кукушка) (слайд 7) Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно-бронзовый…(Скворец). (слайд 8) Ребята, как называется дом, который человек строит для скворцов? (скворечник). Какие птицы могут жить в скворечнике? (синицы, воробьи,дятлы и др) (слайд 9) | Заканчивают предложение-загадку | 2 мин |
– Следующее задание синички - «Ответить на вопросы» ( слайд 10). Мы с вами читали книги о птицах, наблюдали за ними на прогулках, отгадывали загадки, поэтому я уверена, что вы справитесь с заданием. (Изображение орла, страуса, колибри, стрижа, лебедя, совы, дятла) (слайд 11) - Какая птица летает выше всех (Орёл.) (слайд 12) - Какая птица самая большая в мире? (Страус.) (слайд 13-14) - Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.) (слайд 15-16) - Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.) (слайд 17-18) - Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.) (слайд 19-20) - Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.) (слайд 21-22) -Ребята, назовите птицу, которая изображена на картинке. Какой вопрос можно задать про эту птицу? (У какой птицы самый длинный язык?) (слайд23) - Для чего дятлу острый клюв и длинный язык? - А у орла клюв загнут книзу. Почему? (слайд 24) - Для чего попугаю нос крючком? (слайд 25) - У пеликанов – клювы-сачки. Удобно ли птице пользоваться этим клювом? (слайд 26) Молодцы, вы много узнали и запомнили на прошлых занятиях. | Высказывают предположения. Рассматривают изображения птиц, отвечают на вопросы. | 2 мин | ||
У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Например, Вороны (каркают) - Ребята, посмотрите, следующее задание синички называется «Угадай голос» (слайд 27) Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Синичка предлагает нам прослушать голоса птиц и угадать, какой птице принадлежит голос) (слайд 28-39). Звучит запись голосов птиц - ворона, синица, жаворонок, дятел, соловей, кукушка, чайка, сова; дети угадывают, какой птице принадлежит голос. | Прослушивают голоса птиц и угадывают птицу, которой принадлежит голос. | 2 мин | ||
Давайте вспомним, чем питаются птицы (слайд 40-44) Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть птицы, которые едят только ягоды и семена. Следующее задание синички – «Птичья столовая» (Слайд 45). Сейчас Максим загадает загадку, и вы поймёте, о какой столовой идёт речь. Ребёнок загадывает загадку Что за стол среди берёз - Для чего нужны кормушки, нам расскажет Саша М. Ребёнок читает стихотворение: Птичкам стало хуже, корма не достать. Мы поможем пташкам перезимовать. Вывесим кормушки с хлебом и зерном. Прилетайте, пташки, в гости вас зовём! Синичка предлагает вам игру «Птичья столовая». Подойдите к столу и возьмите каждый для себя карточку. Вам нужно оставить в рационе птиц только тот корм, который подходит для подкормки птиц. (Зерно, крошки хлеба, семечки, сок, несоленое сало, ягоды рябины, конфеты, крупа.) Обменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание (Слайд 47)
| Рассматривают видеослайды, отвечают на вопросы. Саша М. загадывает загадку. Максим Н. читает стихотворение. Дети берут карточки, вычёркивают корм, которым нельзя кормить птиц. (Алине предлагаю карточку с картинками). Обмениваются карточками, проверяют. | 4 мин | ||
Физкультминутка «Птички-пальчики летят» (слайд 48) | Выполняют движения физкультминутки. | 2 мин | ||
Художники очень часто изображают птиц на своих полотнах. Следующее задание - «Помоги художнику» (слайд49) Посмотрите на этих птиц, что не дорисовал художник? (Ответы). А теперь поможем художнику дорисовать птицам клювы, крылья.. (Детям раздают карточки с изображением различных птиц без клюва, крыла, лапки. После выполнения дети обосновывают свой рисунок.) | Дорисовывают картинки. | 3 мин | ||
Следующее задание «Угадай сказку» (слайд 50). Про птиц написано много рассказов, стихов, сказок, пословиц, поговорок. Некоторые из них вы знаете. Угадайте, о какой сказке я говорю: 1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. 2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки Какие ещё сказки или рассказы, где героями произведения является птица, вы знаете? («Курочка Ряба», «Кот, дрозд и петух», «Лисичка со скалочкой»..) Сейчас ребята вам покажут драматизацию стихотворения детской писательницы Августы Пчельниковой (слайд 53). Ход инсценировки. О чём рассказывает нам стихотворение? (о том, что птичка должна жить на воле и её нельзя держать взаперти в клетке) В – ль: Ребята, представьте, что вы увидели маленького птенца, который едва прыгает по земле… Надо ли спасать птенцов? Ответ детей: Не надо, птенец не пропадет, если вы её не поймаете и не унесете из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, серые и пестрые мухоловки покидают свои гнезда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют хорошо прятаться от хищников. А родители находят их и кормят. | Отвечают на вопросы. Коля, Саша, Игорь показывают детям драматизацию (сценка), дети смотрят. Отвечают на вопросы. | 4 мин | ||
- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы не только мы, но и другие ребята и взрослые помогали птицам, делали для них кормушки, не обижали птиц? (Рассказать, попросить, сделать листовки, нарисовать картинки, ….) Последнее задание синички – сделать листовки «Помоги птицам» (слайд 54). - У нас уже есть рисунки зимующих птиц, которым нужна помощь. Затем наклеим слоганы, стихи о птицах, которые лежат у вас на столах (дети рисуют, изготавливают листовки). -Эти листовки мы с вами развесим на домах рядом со школой. Чтобы жители нашего микрорайона тоже думали и заботились о птицах зимой. | Делают листовки (Приклеивают, дорисовывают) | 4 мин | ||
Ребята, в конверте лежит послание от синички. «Дорогие ребята! Я уверена, что вы справились с моими заданиями. Спасибо вам за желание заботится о птицах, помогать им. Хочу сделать вам подарок - предлагаю посмотреть фильм о моих пернатых друзьях. | Смотрят видеоролик. | 4 мин | ||
4 | Заключительная часть Итог занятия | Ведущий: Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С.Степановой “Не пугайте резвых птичек!” | Саша М. читает стихотворение. | 2 мин |
5 | Рефлексия | Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. Понравилось ли вам занятие, было ли оно вам полезно. Что вам запомнилось и понравилось больше всего. (Ребята помещают свои фото под смайликами и высказываются) | Помещают свои фото под смайликами и высказываются | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"
Конспект урока можно использовать во внеурочной деятельности...
Конспект занятия "Наши пернатые друзья"
Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весений период....
Конспект к празднику "Наши пернатые друзья"
Данный конспект создала к празднику "День птиц" в апреле. Праздник проходил на областном семинаре учителей. Подходит для проведения в 1-2 классах. Содержит большой наглядный материал для инт...
Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме «Наши пернатые друзья»
Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме: «Наши пернатые друзья»...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Пернатые друзья"
Конспект занятия по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе.Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Ра...
Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня «Наши пернатые друзья»
Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня «Наши пернатые друзья»...
Конспект праздника для младших школьников «Наши пернатые друзья»
Данная разработка будет полезна учителям начальной школы, воспитателям ГПД, а также воспитателям дошкольных учреждений. Мероприятие можно использовать для проведения классного часа или внеурочного мер...