Сценарий детско-родительского практикума «Семейное чтение-время доброго общения»
методическая разработка (4 класс) на тему
Сценарий детско-родительского практикума
«Семейное чтение-время доброго общения»
Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.
Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с приемами работы с литературой, как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_semeynoe_chtenie.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
Детско - родительского практикума
«Семейное чтение-время доброго общения»
Разработала:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 64
Сайко Светлана Андреевна
2016 г
Сценарий детско-родительского практикума
«Семейное чтение-время доброго общения»
Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.
Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с приемами работы с литературой, как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. Желание провести нашу встречу на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на высокий уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является одной из ведущих видов деятельности детей.
В процессе работы мы провели анкетирование детей и родителей заметили: многие наши дети плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что сами мало читают и родители не часто находят время вместе с детьми читать книги. Это неправильно. Важно, как можно чаще читать с детьми, несмотря на то, что дети сами умеют читать, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение литературы на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности школьника.
Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.
2015 год был объявлен годом литературы. В рамках этого года в нашем классе было проведено анкетирование учащихся и родителей и объявлены конкурсы: семейных рисунков «Любимая книга нашей семьи», кроссвордов, ребусов, шарад по произведениям любимых писателей, поделок по прочитанным произведениям, презентаций детских журналов.
И вот сегодня мы увидим лучшие семейные работы, поделимся опытом на тему «Организация семейного чтения».
А сейчас, пришло время послушать, что говорят наши дети и родители о книгах:
Дети читают стихи о книгах, родители высказывания великих людей.
Учитель: Последнее десятилетие в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Первым отказывается от чтения молодое поколение. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Этим обусловлена актуальность исследования ученицы 4 класса Кузнецовой Вероники по читательским формулярам библиотеки, работа Кати называется «Читательский портрет четвероклассника»
Выступление Вероники.
Учитель: Итак, перед вами Читательский портрет четвероклассника:
«Наш Читатель - это ученик – хорошист. Он любит читать, но, к сожалению, читает не часто. Чаще всего читает то, что есть дома на книжной полке, или то, что задано на урок чтения. При этом ему интересно, что читают его сверстники. Они редко обсуждают с ним прочитанное, но иногда возникает желание предложить другу книгу. Порой, Читатель прислушивается к мнению учителя и обращает внимание на книги, рекомендованные взрослыми. Читатель, возможно, и прочёл бы что-нибудь интересное, но он не знает, что бы ему почитать.
Семейное чтение – давняя русская традиция. В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. И, конечно, очень хочется, чтобы традиция семейного чтения не «канула в Лету». Книги, которые передавались из поколения в поколение, которые перечитывались по много раз, дают не только великое обучение грамоте речи и письма, но и «грамоте души». Практика показывает, что в семье доминируют авторитарные взаимоотношения. Родители неправильно понимают смысл семейного чтения, игнорируя главное: доверительность, доброжелательность, эмоционально - положительное общение взрослого и ребенка. В отношениях родителей и детей воспитание, как цель общения, всегда ясно осознается взрослыми и последовательно ими реализуется Таким образом, мы рассматриваем семейное чтение как изначально воспитательный процесс, с особой спецификой общения читателя – ребенка и родителей, близких ему людей, которым он доверяет. Ребенок – читатель ждет от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения. Исходя из вышесказанного и опираясь на принципы педагогического сотворчества, мы определяем семейное чтение как совместную читательскую деятельность семьи в условиях творческого «интегрированного» общения ребенка и родителей, направленную на нравственно – эстетическое развитие личности ребенка
Семейное чтение становится процессом осознанного общения, доставляющего детям и взрослым радость совместного постижения нравственно – эстетических ценностей, самораскрытия, открытия друг друга. Ребёнок – читатель ждёт от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.
Существует много приёмов работы с литературой, но мы хотим остановиться на самых интересных.
Что бы семейное чтение художественной литературы стало увлекательным, интересным можно порекомендовать родителям использовать прием игру-драматизацию, которая позволяет поддерживать интерес детей к художественным произведениям, а родители могут принять участие, взяв на себя роль главного героя, помочь сделать маски из бумаги, картона.
Сегодня своим опытом делится семья Сергеевых (видеоролик)
Учитель: А, есть ли в вашей семье такая традиция? Как в вашей семье проходят такие чтения. (обмен мнениями)
Другой прием работы настольный театр. Можно использовать разные виды театра: кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, перчаточный. У всех дома есть мягкие игрушки, их можно использовать как героев. А еще можно сделать из коробочек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Можно связать или взять старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтоб «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребёнком сделать декорации и т.д.
Опыт организации домашнего настольного театра нам продемонстрирует семья Бичевиных, Ворониных.
Следующий прием - совместное создание родителя с ребёнком рисунков по тексту художественного произведения, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации. Если произведение объёмное можно создать несколько рисунков, тогда получится рисованный фильм. Рисовать можно красками, цветными карандашами, фломастерами, мелками.
Свои лучшие работы, рисунки по прочитанным произведениям представили семьи ___________________
Анкетирование показало, что всего несколько семей выписывают или покупают детские журналы. А между тем, многие психологи и педагоги считают, что для ребенка младшего возраста журнал иной раз во многом интереснее и познавательнее, чем детская книжка.
Журналы знакомят ребят с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи, новые истории про любимых детьми героев. Так что журнал - большой помощник в формировании у малыша литературных вкусов и приучении его к красоте родного слова.
Презентацию любимого детского журнала представит семья Токтохоевых.
Учитель: Теперь, уважаемые дети и родители, вы самостоятельно попробуете использовать эти приемы работы. Я предлагаю поработать в группах.
Задания:
1 группа - Подготовка буклета
2 группа – Вторая жизнь старого журнала
3 группа – Комиксы о школьной жизни
Работа в группах
Выступление групп
Подведение итогов:
Предложить родителям и детям выразить свое мнение о проведенном мероприятии
Выдача буклетов и памяток по теме практикума, награждение грамотами за участие.
Учитель: Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит вас- родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительская встреча с применением арт-методов «Семейные праздники»
Пояснительная записка: Дети, родители и учителя – все они играют свою важную роль в поддержке развития д...
Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"
Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....
сценарий детско-родительского занятия "Весенний букет"
Данное занятие было разработано в рамках родительского клуба "Школа Заботливых Родителей" и направлено на сплочение детско-родительского коллектива с целью оптимизации процесса адаптации первоклассник...
"Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"
Мероприятие проведено для родителей с целью осознания роли семейных традиций в современной семье, поделиться опытом друг с другом по данной теме. Материал включает в себя разработку и презентаци...
Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».
Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции». Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей. ...
Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"
Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"...
Детско-родительское собрание "Игра как средство семейного воспитания и развития"
Предлагаемый материал содержит упражнения для смешанной группы учеников 1-2 класса и их родителей до 16 человек. Может быть использована для демонстрации возможностей семейного воспитания и простоты и...