Конспект классного часа. Тема: «Взаимоотношения в коллективе».
классный час (3 класс) на тему

Воронина Ксения Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа по теме:

«Взаимоотношения в коллективе»

Выполнила: студентка 41 группы Воронина К.А.

Проведение: Воронина К.А.

Проверила: Рахимова М.Г.

Челябинск, 2018

Дата проведения мероприятия: -

ФИО учителя: -

Класс: 3

Тема: «Взаимоотношения в коллективе».

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи: 

- способствовать становлению и укреплению нравственных ориентиров учащихся;
- формировать основы социальной идентичности;

- показать разнообразие отношений между людьми;
- доказать необходимость дружеских и товарищеских взаимоотношений в классном коллективе;

- учить строить доброжелательные отношения с одноклассниками;
- способствовать самовоспитанию и развитию личной ответственности у учащихся;
- учить формулировать нравственные суждения, аргументировать свою точку зрения
- воспитывать у учащихся  культуру толерантности, способность чувствовать, понимать себя и окружающих;
- развивать умение критически оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Форма проведения: этическая беседа.

Оборудование: компьютер, презентация, клубок, карточки с ситуациями, памятка «Правила взаимоотношений в учебном коллективе» (вклейка в дневник + памятка в класс)

Подготовительная работа: приобрести/найти клубок ниток, распечатать и оформить карточки с ситуациями и памятки «Правила взаимоотношений в учебном коллективе», скачать mp3 файл успокаивающей музыки.

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

 5 мин.

Дорогие ребята! Сегодня мы затронем тему взаимоотношений в коллективе. Давайте подробно разберём словосочетание «Взаимоотношения в коллективе». Как вы понимаете, что такое взаимоотношения? А как вы понимаете, что такое коллектив? Давайте рассмотрим понятия, которые даёт нам словарь.
Взаимоотношения – это
отношения между взаимно связанными друг с другом людьми.
Коллектив – это группа людей, объединённых общей работой, общими интересами.

Слайд №1

Работа с понятиями

2. Основной

25 мин.

Если мы говорим про классный коллектив, то какая сторона школьной жизни объединяет вас? Учёба, учение. Как можно назвать объединение нашего класса? Учебный коллектив.
Сейчас я вам расскажу о том, какие бывают отношения между людьми, а вы подумаете, какие из этих видов отношений должны быть в ученическом коллективе.

Итак, первый вид отношений называется «знакомые»: люди знакомы между собой, приветствуют друг друга и могут обмениваться мнениями по какому-то вопросу. Кроме вежливости никаких обязанностей у них друг перед другом нет.

Следующий вид отношений – приятельские: люди не просто друг друга знают, но часто о чем- то беседуют, если это дети, могут играть вместе. Могут выполнять какие-то просьбы друг друга. Но обязанностей, кроме вежливости, у них нет.  

Товарищеские отношения. Людей объединяет совместная деятельность. Они постоянно общаются друг с другом, имеют общие интересы, помогают друг другу. Обязаны уважать друг друга, уметь договариваться, сотрудничать при выполнении какого-либо совместного дела.

Дружеские отношения. Отношения между двумя или несколькими людьми, основанные на личной привязанности, интересах, симпатии, которые возникают на основе единства взглядов, мнений, отношения к людям и делу.

Почему я расположила их в виде ступенек? (С каждой ступенькой теснее связь между людьми, больше обязанностей у людей друг перед другом.) Итак, какие же виды отношений должны быть в коллективе?  (Товарищеские и дружеские.) Без товарищеских отношений не будет настоящего коллектива, будет просто группа людей. А дружный коллектив может помочь человеку выйти из труднейшей жизненной ситуации и достичь больших успехов. Правильно, вы очень внимательны. Следуем далее.

На доске, как вы видите, написано «Коллектив класса 3 «А». Как вы думаете, для чего я сделала это? (ответы детей). Сейчас вам предстоит провести стрелочку от этой надписи и написать на доске качества, которые, по вашему мнению, должен содержать в себе прочный учебный коллектив.
Спасибо за то, что активно проявляли себя в работе. Переходим к следующему заданию.

Я предлагаю сыграть вам в игру, суть которой заключается в том, что я буду бросать вам клубок и тот, к кому он был направлен дополнит фразы на тему «учебный коллектив вашего класса». Затем вы перекидываете клубок мне, и игра продолжается. Согласны? Приступим.
Фразы для участников:
1. Мне комфортно в коллективе, когда … (все уважительно относятся друг к другу, проявляют внимание к друг другу и т.д.).
2. По отношению к одноклассникам я … (уважителен, внимателен, добр, отзывчив и т.д.) + От своих одноклассников я жду к себе отношения (доброжелательного, понимающего, одобряющего, принимающего и т.д.).
3. Чтобы взаимоотношения в коллективе были хорошими - нужно… (заботиться друг о друге, уважительно относиться, помогать, быть внимательными и т.д.)
Вывод: учитывая мнение своих одноклассников и соблюдая выделенные ориентиры в классе будет поддерживаться доброжелательная и здоровая атмосфера.

Сейчас я предлагаю вам ситуации, которые необходимо разобрать и высказать по ним своё мнение:

Ситуация 1. Ученик у доски затруднился в решении простого примера. Одни стали подсмеиваться, другие выкрикивать подсказки.

  • Что в этой ситуации неправильно?
  • Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?

Вывод: оказывать «медвежью услугу» отнюдь не то, что требуется в таких случаях. Лучше было бы предложить ученику свою помощь после уроков, чем усугублять имеющееся положение.

Ситуация 2.
 У Маши был день рождения. Одноклассники об этом узнали только тогда, когда Маша начала угощать ребят конфетами. Некоторые дети отказались брать конфеты. Одни говорили, что они такие конфеты не любят, а другие – что они не дружат с Машей и не хотят ее конфет. Маша была обижена и растеряна.

  • Почему Маша испытывала чувство обиды и растерянности?
  • Правильно ли поступили одноклассники Маши?
  • Как следует поступить в этой и дальнейших ситуациях, чтобы предотвратить подобные инциденты?

Вывод: Важно иметь дружеские отношения со всеми членами коллектива, ведь это те люди, с которыми вам предстоит плечом к плечу провести 11 лет своей жизни. Все старания должны быть оценены. Даже если вам не угодили (угощения и т.д), то знайте, что человек потратил на это своё время и силы. Вежливая благодарность – лучшее решение.


Ситуация 3. К конкурсу песни класс готовился тщательно и долго: делали костюмы, репетировали.
В день конкурса не пришли 5 человек.

  • Как вы считаете, по какой причине могли отсутствовать ребята?
  • Какие переживания выпали на класс, а также - на долю тех, кто отсутствовал?
  • Что должны были сделать отсутствующие ребята?
  • Как произойдет встреча этих ребят с коллективом?


Вывод: В жизни случается разное: непредвиденные обстоятельства, болезнь и т.д. Несмотря ни на что, всегда нужно найти способ и предупредить о своём отсутствии, ведь другие люди рассчитывают на тебя. В свою очередь те, кто присутствовали должны отнестись с понимаем к сложившейся ситуации и воспринять произошедшее как инцидент, который не должен повлиять на дальнейшие отношения с отсутствующими. Они и без того осознают свою и впредь не допустят подобного со своей стороны.

Ситуация 4. Петя с Колей дружили. Они всегда бывали вместе, помогали друг другу и радовались успехам товарища. И вдруг поссорились. Ребята попытались выяснить причины и помирить их. «Какое ваше дело?» - заявил Петя на вопросы ребят. А Коля молча отвернулся.

  • Правы ли мальчики?
  • Что может сделать коллектив?

Вывод: лезть с расспросами не всегда удобно и тактично, а вот придумать какие-то ситуации, которые помогут помириться ребятам, класс может. Это могут быть совместные поручения, общее дело, в котором оба будут участвовать, или какое-то групповое общение, которое поможет мальчикам установить контакт.

Предлагаю вам ещё одну игру «Комплимент»

Вам по цепочке отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника.

Вывод: Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность, неповторимая индивидуальность, которую необходимо уважать и разумно оценивать положительные качества.
А теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать о том качестве характера, на которое вашему однокласснику необходимо обратить внимание и изменить положение в лучшую сторону.

Не забывайте про чуткость и деликатность.

Оказывается, не все могут выделить такое, почему? (боязнь обидеть, нежелание портить отношения). Вывод: Если настоящий друг, верный товарищ или ваш одноклассник действительно захочет вам помочь, то он осторожно укажет на ваши недостатки и поможет их разрешить. Если не говорить человеку о том, что он поступает неправильно/некрасиво, к чему это может привести? Человек продолжит делать то, что делал, и ситуация может ухудшиться. Верно, ребята. Спасибо за активное включение в тему нашей сегодняшней беседы.

Давайте выведем и объясним правила взаимоотношений в учебном коллективе:

  1. Согласовывай свои действия с другими и совместно решайте поставленные задачи, конфликтные ситуации;
  2. Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их, не позволяй в отношении к ним неуважения, грубости или хамства.
  3. Попроси прощения, если ты был не прав;
  4. Всегда и во всём помогай своим одноклассникам;
  5. Не жадничай (если друг просит у тебя какую-нибудь вещь, например, ручку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему).
  6. Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит и не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
  7. Всегда выполняй данные тобой обещания;
  8. Не бойся попросить помощи;
  9. Не ябедничай (если друг в чем-то не прав, сразу скажи ему об этом, останови если он занимается чем-то плохим);
  10. Не осуждай физические особенности своих одноклассников.

Эти правила, вы можете вклеить в дневник, а в классе вы сможете разметить их в классном уголке.

Беседа

Работа с разделом презентации «Виды отношений»

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Работа с доской «Качества коллектива 3 «А» класса»

Игра с клубком «Дополни фразы»

Разбор ситуаций

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Игра «Комплимент»

Слайд №10

Составление правил взаимоотношений в учебном коллективе, вручение памятки

Слайд №11

3. Заключительный.
Рефлексия.

10 мин.

Наш классный час подошел к концу. О чём мы говорили? О взаимоотношениях в коллективе. Какие выводы можно сделать? Здоровые взаимоотношения в коллективе – основа дальнейшего развития и благополучия его каждого отдельного члена.

Дорогие ребята! Мне очень приятно, что вашем классе собрались такие добрые, внимательные, умные, чуткие одноклассники. Всегда помните, что доброе братство - лучшее богатство.


Сейчас я предлагаю вам создать солнышко вашего класса.  
Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Звучит приятная, красивая мелодия).

- Нарисуйте в своём воображении солнышко добра и хорошего отношения. Положите солнышко на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный свет и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё доброе и хорошее этого солнышка внутрь себя, в своё сердце.

- Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется теплом и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе:

-Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение, соединим все доброе в одно целое солнышко нашего класса!

Учитель: Откройте глаза. Посмотрите на своих одноклассников. Возьмитесь за руки, представляя, что вы делитесь друг с другом положительной энергией и чувствами добра, единства и взаимоуважения. - Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой.

Спасибо за вашу отзывчивость!

Играет трек №2

Игра «Солнце класса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа. Тема: «50 лет со дня первого полёта человека в космос»

Цель урока познакомить учеников с фактами первого полёта, с биографией Ю. А. Гагарина. выявить имеющиеся у детей знания по теме, расширять кругозор детей....

Конспект классного часа . Тема: «Парад героев сказок»

Материалы классного чтения могут быть использованы учителем на уроках литературного  чтения и классных часах во 2-3 классах....

Конспект классного часа Тема: «В мире сказок»

Конспект классного часа  Тема: «В мире сказок»...

Конспект классного часа. Тема: "Дружба" 1 класс + презентация

конспект занятия на тему "дружба"занятие проводилось в 1 классе...

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом уче...