Программа по внеурочной деятельности "Азбука общения"
рабочая программа на тему
Цель и задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_obshcheniya_yulya.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район посёлок Мирный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 29
УТВЕРЖДЕНО решением педсовета от 30 августа 2017 года протокол № 1 Председатель педсовета _______________ С.В.Щербак |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Наименование: «Азбука общения »
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 2 класс (8 лет)
Составитель: учитель начальных классов Гром Ю.И.
Программа разработана на основе Методического конструктора программ внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. (Методический конструктор Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г.)
- Пояснительная записка
Актуальность. Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности младших школьников, воспитание личности, межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
- обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель и задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
- .
Программа «Азбука общения» рассчитана на обучающихся 2 класса по 1 часу в неделю, программа реализуется за 34 часа.
2. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего час | Количество часов | ||
2 класс | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1.
| Жили - были второклашки | 1 | 1 | Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». | |
2 | Правила гостеприимства | 9 | 4 | 5 | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. Ролевые игры, дискуссия, драматизация, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. |
3 | Пора ложиться спать | 2 | 1 | 1 | Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию. Выполнять задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке. |
4 | О том, как быть уступчивым | 1 | 1 | Учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению. Нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. | |
5 | Вежливая просьба | 2 | 1 | 1 | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми, планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого. Ролевые игры, дискуссия, драматизация, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения |
6 | Поведение в общественных местах | 7 | 1 | 6 | Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. Ролевые игры, дискуссия, драматизация, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения |
7 | Милосердие и забота | 5 | 5 | Просветительская работа, трудовые десанты, благотворительные акции, посещение на дому, концерты и спектакли, поздравления с календарными праздниками и пр. | |
8 | Как построить вежливый диалог | 4 | 2 | 2 | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми, планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого. Ролевые игры, дискуссия, драматизация, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения |
9 | Братья наши меньшие | 2 | 1 | 1 | Забота о животных |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов | |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
3. Содержание программы
34часа (1 час в неделю)
Жили - были второклашки (1 час). Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Правила гостеприимства (9 часов). Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»
Пора ложиться спать (2 часа). Традиционные русские пожелания и приветствия.
О том, как быть уступчивым (1 час). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность
Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».
Поведение в общественных местах (7 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.
Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»
Милосердие и забота (5 часов). Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.
Как построить вежливый диалог (4 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»
4. Предполагаемые результаты реализации программы
В основе реализации программы внеурочной деятельности «Азбука общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
- развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-ребенок. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению детьми опыта социального действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения ребенка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.
1.Оганизация «встречи» ребенка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
4. Организация рефлексии итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Ребенок будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.
Результаты освоения программы
1. Информационный уровень компетентности
Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
3. Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
5. Формы контроля
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- дебаты,
- тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- лекции с обратной связью,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
- работа в парах,
- метод интервью,
проблемное обучение
6. Методические рекомендации
Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных
компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого
занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1 2 3 4 5
| Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/ Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997 | |
Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004. | ||
Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980. | ||
Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11 | ||
| ||
2. Печатные пособия | ||
Плакаты, буклеты. | ||
3. Технические средства обучения | ||
Компьютер, принтер, сканер. | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийный проектор | ||
5. Игры и игрушки | ||
6. Оборудование кабинета (-ов) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Час общения»
Предлагаемая программа учебных занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников....
программа по внеурочной деятельности "Школа общения"
Программа по внеурочной деятельности "Школа общения"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .
Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...