Открытый урок по теме "Толерантность" (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Карьялайнен Наталья Васильевна

Открытый урок по теме "Толерантность" (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе «А».

Тема: «Толерантность – дорога к миру»

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих,
  • объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся,
  • развивать умения формулировать и высказывать своё мнение,
  •  развивать умения владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  • воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать,
  • формирование  атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.

Оборудование:

Слайд 1

Ход классного часа.

  1. Приветствие. Слайд 2

Ребята! Сегодня у нас необычный классный час. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их (встают, поворачиваются).

  1. Вступительная беседа. Слайд 3

-  Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Разговор я хочу начать со слов французского писателя Антуана де Сент Экзюпери:

Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, то есть слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка. Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понять предмет разговора (общения).

         Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.

        -Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.)

Слайд 4

         В толковом словаре С.Ожегова можно прочитать, что общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.

  1. Китайская притча «Ладная семья»

Слайд 5

Давайте познакомимся с китайской притчей, которая поможет нам сформулировать тему классного часа. Притча называется «Ладная семья».

Слушайте внимательно. Читаю притчу  Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

-И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Слайд 6

Любовь, терпение, прощение.

- Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

Слайд 7

Тема нашего классного часа «Толерантность – дорога к миру»

  1. История слова «толерантность».

- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?

Заглянем в прошлое.

Ученик рассказывает историю слова.

Слайд 8

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Слайд 9

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком.

  1. Знакомство с новым понятием.

Так что такое толерантность?

Слайд 10

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Но нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

         

          6. Актуальность темы.

- В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

7. Определение качеств толерантной личности  (работа в группах).

Слайд 11

- Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Я  предлагаю каждой группе собрать цветок толерантности. На лепестках написаны качества человека, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:

 уважение  прав другого

 доброжелательность

 сотрудничество

 уважение человеческого достоинства

 милосердие

 сострадание,                                                                                      

 прощение,

 принятие другого таким, каким он есть,

 жестокость,

эгоизм,

равнодушие,

 агрессивность.

Конфликт

Вспыльчивость

Ложь

Раздражение

- Какие лепестки у цветка толерантности у вас получились? (Фронтальный опрос)

Слайд 12

Учитель: итак, толерантная личность обладает

Доброжелательностью

Состраданием

 Прощением

 Уважением человеческого достоинства

 Милосердием

 Сотрудничеством

 Уважением прав другого

 Принятием другого таким, какой он ест

8. Стихи о толерантности.

Слайд 13

               Что такое толерантность?                                   Максим С.

- Толерантность – это милосердие.                                     Паша В.

- Толерантность – это доброта души.                                  Наташа А.

- Толерантность – это сострадание.                                      Яна Е.

- Толерантность – это уважение.                                           Ваня С

- Толерантность – это дружба.

- Толерантность – это терпение.

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

5. 

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

6.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

7.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

8.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

9.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

10.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

11.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

12.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

13.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

9. Тестирование. 

Слайд 14
        А давайте определить,  насколько вы толерантны.

Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

а) Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

б) На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

Слайд 15

в) Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

г) Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

д) Младший брат порвал  твою тетрадь…

  • Ты прощаешь его, он сделал это ненарочно.
  • Ты его накажешь.

Слайд 16

е) К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

ж) В классе учитель уже спросил тебя...

  • Тебе хочется ответить ещё, ты будешь подскакивать на    месте, говоря: «Спросите меня…»
  • Ты предоставишь другим возможность ответить.

Слайд 17

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

10. Решение проблемных ситуаций. (Работа в группах)

Слайд 18

        Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация. Слайд 19

На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация. Слайд 20

 Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила. Как вы поступите в этой ситуации?

3 ситуация. Слайд 21

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация. Слайд 22

Твой одноклассник взял у тебя компьютерную  игру и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить  ему о долге или лучше промолчать?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя)    и высказывают общее решение группы.

-Я  хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Слайд 23

                          Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

11. Игра «Белая ворона».

Слайд  24

- А теперь поиграем в игру «Белая ворона».

- Встаньте со своих мест, образуйте круг, повернитесь спиной к центру.

- Я прикреплю каждому из вас сердечки разных цветов. По команде вы поворачиваетесь и начинаете искать по цвету сердечка другого одноклассника, образуя пару. Образовавшиеся пары подходят ко мне.

После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого».

Спрашиваем его, что он чувствует:

- Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

- Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

- Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Спрашиваем ребят из других групп:

- Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли и сформировали группу?

- Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

- Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

- Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди.

- Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

Ответы детей

Слайд 25

ВЫВОД

- Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое  право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим.

Слайд 26

Не оценивайте людей, а цените их

12. Беседа.

- Подумайте, а всегда ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Нет, ссоримся…

- Все ли можем спокойно выслушать друг друга?  Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

- Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

- Что вы чувствовали в тот момент?

- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

 Слайд 27

- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

Слайд 28

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб я не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

 - Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова.

А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

Слайд 29

Нужно относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

Слайд 30

- Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?

- Давайте попробуем изменить мир

- Тогда попробуйте изменить свою станицу                 Паша В.

- Тогда попробуйте изменить свою школу

- Но мир – такой большой, а я – такая маленькая.  

- Но станица – такая большая, а я – такая маленькая.    Наташа А.

- Но школа – такая большая, а я – такая маленькая.

 А … я догадалась. Надо изменить себя.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

 Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Слайд 31

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Слайд 32

- И всё это вам поможет жить в мире.

Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

 И если кому-то поможет

 Твоя доброта и дружба твоя,

 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

 На свете живешь ты не зря!

Наша школа обычная.

Средняя школа, почти типичная                                        

В ней не ведут отбор детей.

Любой, любой учиться может в ней.          

Пожалуйста, прошу вас всех,

И взрослых, и детей,                                                            

Поверьте, доброта спасёт

От войн и от смертей!                                

Друзья, сердца откройте в мир,

Не бойтесь доброты.                                                        

И станут, счастливы тогда

Бездомные и мы.

Сейчас для нас открыты все пути,

Нам с вами выбирать куда идти!                                        

Мы тоже ищем, пробуем, идём,

И за собою всех желающих зовём.              

Помните!  Доброта и толерантность спасёт мир!

Слайд 33

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

5. Заключительное слово.

А напоследок  я вам предлагаю посмотреть клип «Давайте дружить!».

- Ребята, сегодня мы затронули очень важную тему. В течение года мы ещё не раз вернемся к разговору о толерантности.

   

Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.

Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.

Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.

После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:

Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Спрашиваем ребят из других групп:

Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?

Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .

Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь.  Набирайтесь ума....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...

Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.

Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе....

Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»

МатематикаОткрытый урок во 2  классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...

Открытый урок в 4 классе"Рожество в Великобритании"по английскому языку. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Урок `Рождество в Великобритании`соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок английского языка по данной теме в начальной школе, в 4 классе, познакомит с симв...

Открытый урок в 4 классе по английскому языку в рамках внутришкольного семинара "Применение инновационных технологий на уроке" в МАОУ "Лицей № 37" г. Саратов

Данный урок разработан по линии УМК "Спотлайт Английский в фокусе" в 4 классе  и содержит материал по применению здоровьесберегающих технологий и методик в рамках урока нового знания. ...