Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельности приоритетна и включает в себя:
- готовность и способность эффективно строить научное общение;
- осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации ;
- создавать значимые продукты исследовательской деятельности;
- способность ставить и решать в команде исследовательские задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Балданова Туяна Кимовна,
учитель начальных классов МБОУ Загустайская СОШ
РБ, Селенгинский район, улус Тохой
Формирование soft skills у младших школьников
через организацию научно-исследовательской работы
Впервые термин «soft skills» я услышала в 2019 году. У меня возникла масса вопросов: что это за навыки, которые являются одним из хитов динамично меняющегося мира? Если об этом заговорило педагогическое сообщество, значит soft skills навыки возможно развивать в процессе обучения и воспитания школьников. Следовательно, как навыки soft skills «ложатся» в ФГОС? Какие из этих навыков я могу формировать у учащихся начальной школы, если это возможно?
Что же такое soft skills?
Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Они относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность.
Какие же навыки можно отнести к гибким навыкам В первую очередь -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.
Работа по ФГОС развивает и навыки soft skills. Однако, для их полноценного формирования я в своей работе сделала несколько акцентов.
Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельности приоритетна и включает в себя:
- готовность и способность эффективно строить научное общение;
- осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации ;
- создавать значимые продукты исследовательской деятельности;
- способность ставить и решать в команде исследовательские задачи.
Исследовательская составляющая в «гибкой компетенции» является ядром, т.к. представляет готовность и способность к самостоятельному поиску решения возникающих проблем, а также личностное осмысление своих умений и навыков.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения в урочной и внеурочной деятельности. В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников является особенно актуальной для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. И исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира и хочет его познавать.
Чтобы вовлечь младших школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания, в 2019 году я с учащимися начала планомерную работу, организовала научный кружок. Цель работы нашего кружка– создание организационно-педагогических условий, способствующих формированию, развитию и совершенствованию навыков исследовательской деятельности у учащихся начальной школы. Исходя из поставленных целей, были поставлены задачи:
• выявление учащихся с повышенной учебной мотивацией, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;
• развитие основ исследовательского мышления;
• совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся и повышение их уровня знаний и эрудиции;
• поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;
• общественное признание результатов исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности своего ребёнка. За два года работы научного кружка сложилась своя система организации исследовательской деятельности. Первостепенную роль играет сам факт выявления учеников, желающих участвовать в исследовательской работе. Стать участниками могут все желающие: как хорошо успевающие дети, так и дети, имеющие невысокий балл, но имеющие склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Главная задача учителя – не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и научить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Мы приучаем учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, и, сделав вывод, фиксируем результаты. Процесс формирования исследовательских умений у учащихся начальной школы включает в себя следующие этапы:
Подготовительный:
• определение темы;
• постановка цели и задач;
• постановка проблемы;
• определение источников информации;
Основной:
• сбор и уточнение информации;
• самостоятельная исследовательская деятельность;
• оформление работы;
Заключительный:
• выступление на конференции;
• выступление перед одноклассниками, учащимися других классов, родителями.
При оценке успешности в исследовании мы понимаем, что самой значимой оценкой для учащихся является общественное признание результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Поэтому всем участникам школьной конференции мы вручаем «Свидетельство участника» с указанием номинации, в которой была отмечена работа. Наши ребята отмечаются такими номинациями за учебно-исследовательские работы: «За ораторское искусство», «За глубину знаний темы исследования», «За тщательный исторический анализ проблемы и видение перспектив исследования», «За оригинальное оформление работы», «За исследовательское мастерство», «За воплощение творческого замысла», «За актуальность и новизну исследования», «За практическую значимость исследования», «За оригинальность и ценность познавательного материала», «За логику изложения материала», «За историческую ценность и научную культуру выступления».
Такая системная работа по организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы позволяет наблюдать, как быстро меняются наши ребята, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорят на защите своих работ, как преображаются внутренне и внешне. Отметим, что даже маленький успех в самостоятельной научной работе вызывает у детей огромное удовлетворение и, по нашим наблюдениям, служит сильнейшим стимулом для
дальнейших исследований.
С каждым годом число участников научного кружка возрастает, что свидетельствует о важности и значимости этого мероприятия для учащихся, их интересе и желании заниматься учебно-исследовательской деятельностью.
Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты. В 2019 году 4 учащихся приняли участие в I –ой районной научно-практической конференции, а также в районной НПК Лубсановские чтения. Трое учащихся заняли призовые места.
В 2020 году работы учащихся участвовали в республиканской дистанционной НПК «Первые шаги». Работа «Улицы моего села» Толстихина Егора, ученика 4 «б» класса завоевала первое место в секции «История родного края».
В 2021 году во II районной НПК приняли участие 3 учащихся. Первое место в секции Русский язык в копилке наших достижений.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах, учителя замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее. Приобретенные «гибкие» навыки обязательно пригодятся в будущем. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Гёте в оригинале или перемножать в уме четырехзначные числа. Но умения четко формулировать мысли, предлагать альтернативные решения и уважать мнение товарищей сделают их успешным во всех сферах жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»
Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...
Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"
Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...
Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников
При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые быт...
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор данной статьи рассматривает особенности организации исследовательской деятельности младших школьников.Имея большой опыт организации поисковой и исследовательской деятельности, автор предла...
Организация научно - исследовательской деятельности младших школьников
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, ...
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Soft skills для младшей ступени обучения
Soft skills для младшей ступени обученияВ статье рассматривается вопрос целесообразности и возможности развития гибких навыков на уроках изучения иностранного языка в начальной школе. Автор анализируе...