Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Балданова Туяна Кимовна

           Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы

«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельности приоритетна и включает в себя:

- готовность и способность эффективно строить научное общение;

- осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации ;

- создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

- способность ставить и решать в команде исследовательские задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балданова Туяна Кимовна,

учитель начальных классов МБОУ Загустайская СОШ

РБ, Селенгинский район, улус Тохой

Формирование soft skills у младших школьников

через организацию научно-исследовательской работы

        Впервые термин «soft skills» я услышала   в 2019 году. У меня возникла масса вопросов: что это за навыки, которые являются одним из хитов динамично меняющегося мира? Если об этом заговорило педагогическое сообщество, значит soft skills навыки возможно развивать в процессе обучения и воспитания школьников. Следовательно, как  навыки  soft skills «ложатся» в ФГОС? Какие из этих навыков  я могу формировать у учащихся начальной школы, если это возможно?

        Что же такое soft skills?

       Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Они относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность.

Какие же навыки можно отнести к гибким навыкам В первую очередь  -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.

Работа по ФГОС развивает и навыки soft skills. Однако, для их полноценного формирования я в своей работе сделала несколько акцентов.

           Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы

«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельности приоритетна и включает в себя:

- готовность и способность эффективно строить научное общение;

- осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации ;

- создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

- способность ставить и решать в команде исследовательские задачи.

           Исследовательская составляющая в «гибкой компетенции» является ядром, т.к. представляет готовность и способность к самостоятельному поиску решения возникающих проблем, а также личностное осмысление своих умений и навыков.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения в урочной и внеурочной деятельности. В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников является особенно актуальной для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. И исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира и хочет его познавать.

Чтобы вовлечь младших школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания, в 2019 году я с учащимися   начала планомерную  работу, организовала научный кружок. Цель работы нашего кружка– создание организационно-педагогических условий, способствующих формированию, развитию и совершенствованию навыков исследовательской деятельности у учащихся начальной школы. Исходя из поставленных целей, были поставлены задачи:

• выявление учащихся с повышенной учебной мотивацией, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;

• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;

 • развитие основ исследовательского мышления;

 • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся и повышение их уровня знаний и эрудиции;

• поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;

• общественное признание результатов исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности своего ребёнка. За два года работы научного кружка сложилась своя система организации исследовательской деятельности. Первостепенную роль играет сам факт выявления учеников, желающих участвовать в исследовательской работе. Стать участниками могут все желающие: как хорошо успевающие дети, так и дети, имеющие невысокий балл, но имеющие склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Главная задача учителя – не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и научить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Мы приучаем учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, и, сделав вывод, фиксируем результаты. Процесс формирования исследовательских умений у учащихся начальной школы включает в себя следующие этапы:

Подготовительный:

• определение темы;

• постановка цели и задач;

• постановка проблемы;

• определение источников информации;

Основной: 

• сбор и уточнение информации;

• самостоятельная исследовательская деятельность;

• оформление работы;

Заключительный:

• выступление на конференции;

• выступление перед одноклассниками, учащимися других классов, родителями.

            При оценке успешности в исследовании мы понимаем, что самой значимой оценкой для учащихся является общественное признание результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Поэтому всем участникам школьной конференции мы вручаем «Свидетельство участника» с указанием номинации, в которой была отмечена работа. Наши ребята отмечаются такими номинациями за учебно-исследовательские работы: «За ораторское искусство», «За глубину знаний темы исследования», «За тщательный исторический анализ проблемы и видение перспектив исследования», «За оригинальное оформление работы», «За исследовательское мастерство», «За воплощение творческого замысла», «За актуальность и новизну исследования», «За практическую значимость исследования», «За оригинальность и ценность познавательного материала», «За логику изложения материала», «За историческую ценность и научную культуру выступления».

     Такая системная работа по организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы позволяет наблюдать, как быстро меняются наши ребята, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорят на защите своих работ, как преображаются внутренне и внешне. Отметим, что даже маленький успех в самостоятельной научной работе вызывает у детей огромное удовлетворение и, по нашим наблюдениям, служит сильнейшим стимулом для

дальнейших исследований.

     С каждым годом число участников научного кружка возрастает, что свидетельствует о важности и значимости этого мероприятия для учащихся, их интересе и желании заниматься учебно-исследовательской деятельностью.

     Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты.  В 2019 году 4 учащихся приняли участие в I –ой районной научно-практической конференции, а также в районной НПК Лубсановские чтения. Трое учащихся заняли призовые места.

     В 2020 году работы учащихся участвовали в республиканской дистанционной НПК «Первые шаги». Работа «Улицы моего села» Толстихина Егора, ученика 4 «б» класса завоевала первое место в секции «История родного края».

В 2021 году во II районной НПК приняли участие 3 учащихся. Первое место в секции Русский язык в копилке наших достижений.

       Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах, учителя замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее. Приобретенные «гибкие» навыки обязательно пригодятся в будущем. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Гёте в оригинале или перемножать в уме четырехзначные числа. Но умения четко формулировать мысли, предлагать альтернативные решения и уважать мнение товарищей сделают их успешным во всех сферах жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»

Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников

При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые быт...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор данной статьи рассматривает особенности организации исследовательской  деятельности младших школьников.Имея большой опыт организации поисковой и исследовательской деятельности, автор предла...

Организация научно - исследовательской деятельности младших школьников

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, ...

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Soft skills для младшей ступени обучения

Soft skills для младшей ступени обученияВ статье рассматривается вопрос целесообразности и возможности развития гибких навыков на уроках изучения иностранного языка в начальной школе. Автор анализируе...