Soft skills для младшей ступени обучения
статья по иностранному языку
Soft skills для младшей ступени обучения
В статье рассматривается вопрос целесообразности и возможности развития гибких навыков на уроках изучения иностранного языка в начальной школе. Автор анализирует понятия soft skills и hard skills в системе современных тенденций образовательной концепции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soft_skills.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Малиновская,
МБОУ «СОШ №6 города Юрги»,
г.Юрга, Кемеровская обл.,
e-mail: malinowskaia2009@yandex.ru
Soft skills для младшей ступени обучения
В статье рассматривается вопрос целесообразности и возможности развития гибких навыков на уроках изучения иностранного языка в начальной школе. Автор анализирует понятия soft skills и hard skills в системе современных тенденций образовательной концепции.
Soft skills, начальная школа, компетенция, навыки, формы работы.
Современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи, активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждой личности, желающей достичь жизненного успеха.
Такие изменения предъявляют новые требования к качеству подготовки обучающихся. На сегодняшний день особенно востребованы выпускники, готовые адаптироваться в динамичном обществе, способные к постоянному саморазвитию и самообразованию, умеющие быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции.
Следует отметить, что на сегодняшний день термины "навык" и "компетенция" все чаще используются в качестве синонимов. В современной теории и практике под компетенцией подразумевают те способности, знания, умения и навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов.
Таким образом, компетенция – это совокупность сформированных навыков. В числе компетенций особое место отводится soft skills, концепция которых за последние несколько лет, стала неотъемлемой частью мирового рынка труда в различных областях. Впервые употребление понятия "soft skills" зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills).
На сегодняшний день soft skills представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы обозначить как метапредметные или общие для различных видов деятельности. [3, с.14].
В буквальном переводе с английского языка данное понятие означает "мягкие навыки" или "гибкие навыки", т.е. навыки, обладание которыми не относится к профессиональной группе. В Кэмбриджском словаре понятие "soft skills" рассматривается как личные качества человека, которые позволяют взаимодействовать с другими людьми более рационально и гармонично, например осуществлять коммуникативную деятельность. Но даже это ёмкое представление довольно неотчетливо [12].
Таким образом, soft skills – это те умения, навыки и компетенции, которые необходимы обучающемуся для общения, взаимодействия не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Из этого следует, что в процессе обучающей деятельности следует делать упор на развитие коммуникативных навыков младших школьников. По средствам групповой работы, а так же в микрогруппах для решения конкретных задач.
Гибкие навыки или soft skills являются одной из важнейших компетенций любого специалиста, а также человека, который хочет быть успешным в современных реалиях. Важно активизировать формирование данных навыков (компетенций) в процессе учебной деятельности обучающегося. До внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС НОО) образовательная программа школы предполагала формирование умений и навыков в рамках одного определенного предмета. На сегодняшний же день основной целью обучения становится формирование у учащихся определенных личностных характеристик и компетенций, которые определяются как планируемые результаты освоения НОО.
Согласно системно-деятельностному подходу, составляющему методологическую основу требований современного Стандарта, содержание планируемых результатов включает в себя обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в числе которых те задачи, которые направлены на отработку теоретических знаний и максимально приближены к реальным жизненным ситуациям. Данные действия в рамках ФГОС определяются как универсальные учебные действия (УУД) обучающегося.
К видам УУД, которые соответствуют ключевым целям общего образования, относят: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные [9, с. 11].
Согласно системе УУД, представленной в Фундаментальном ядре содержания общего образования, личностные УУД включают в себя три группы действий:
1) действия самоопределения, которые подразумевают самостоятельное определение обучающимся своего места в обществе и жизни, также выбор его ценностных ориентиров;
2) действия смыслообразования, которые необходимы учащемуся для осмысления роли обучения в его жизни и сопоставления результата обучения с его целью;
3) действия нравственно-этического оценивания, предполагающие наличие у обучающегося знания норм морали, этических и нравственных норм, а также умения соотносить с ними свои собственные поступки [10, с. 67-68].
Овладение учащимися УУД происходит в ходе изучения различных учебных дисциплин и в конечном итоге способствует формированию у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, перед всеми учителями стоит цель формировать "универсальные" навыки обучающихся в рамках преподавания своего предмета.
Некоторые из soft skills находят отражение в требованиях к результатам освоения образовательных программ в ФГОС НОО. Проанализировав требования к результатам освоения программы НОО, а также вышеописанные УУД школьника, предполагается рассмотреть регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия в качестве soft skills обучающегося.
Проблема формирования и развития коммуникативных компетенций, актуальна на разных этапах обучения, поскольку отвечает возрастным особенностям развития обучающихся и является условием успешного личностного развития обучающихся.
"Иностранный язык" как учебный предмет имеет ряд преимуществ перед другими дисциплинами. В связи с тем, что язык предоставляет возможность обучающимся общаться на любые темы: бытовые, научные, политические и профессиональные, учащиеся так или иначе взаимодействуют, коммуницируют друг с другом на протяжении всего урока.
Подобное коммуникативное обучение носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия", а также формирует определенные soft skills обучающихся в процессе общения. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка [4, с. 16-17].
Технологии и формы работы на уроке иностранного языка, с помощью которых можно формировать и развивать soft skills обучающихся. Такие кА проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, кейс-технология, ротационная модель смешанного обучения, посредством применения которых, на уроке иностранного языка осуществляется приобретение коммуникативной компетенции. Таким образом, обучающиеся находятся в ситуации постоянного общения и взаимодействия друг с другом. К тому же находят компромиссы, формируют умения выслушивать мнения других и приходить к консенсусу, что, в свою очередь, подразумевает soft skills или гибкие навыки, развиваемые различными видами речевой деятельности на уроках в начальной школе.
Например, упражнения для развития listening skills на уроках английского в начальной школе может иметь несколько сложностей. Восприятие речи на слух – один из основных и самых сложных навыков, которые необходимо развить у изучающих английский язык на начальном этапе.
Что мешает понимать речь на слух? Причин, на самом деле, всего четыре.
Словарный запас
Нехватка словарного запаса – первая причина, с которой чаще всего сталкиваются на ранних этапах изучения английского. Банально, но факт – чтобы научиться понимать слова на слух, их надо сначала выучить! Чем больше слов на иностранном языке мы знаем, тем легче их расслышать в речи и понять. К тому же, обширный словарный запас помогает догадываться о значении незнакомых слов по контексту.
Связная речь
Разговаривая, люди стремятся к речевой экономии. Это значит, мы не тратим энергию на то, чтобы выговорить каждый звук, произнести слово так, как оно записано (и озвучено!) в словаре. При связной речи звуки могут сокращаться, выпадать, сливаться, подстраиваться под соседние и т.д. Такое явление характерно не только для английского языка.
Акцент, говор, диалект
Многие, приехав за границу, удивляются, а тот ли язык они учили на родине? Все дело в многообразии местных акцентов – способов произношения слов среди людей, проживающих в определенной местности.
Скорость речи
Люди на своем родном языке говорят с разной скоростью. И если другой человек говорит быстрее или медленнее, чем мы привыкли, нам сложно его понять. Медленная речь будет раздражать. А вот очень быстрая, скорее, собьет с толку. Слышать-то мы будем. А вот понимать – нет. Мозгу придется пытаться вылавливать знакомые слова из речи, периодически зависать на грамматических конструкциях, что в итоге, может привести к ступору.
Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:
- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;
- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.
Список литературы
1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 09.12.2019).
2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post/(дата обращения: 13.10.2019).
3. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 14-20.
4. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва: Высшая школа, 1986. – 103 с.
5. Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Особенности обучения иностранному языку поколения z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2017. – Т. 9, №1. – С. 152–158.
6. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975. – 64 с.
7. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование (Концепция развития индивидуальности в диалоге культур). – Липецк, 1998. – 158 с.
8. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка: настольная книга преподавателя иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса- Пресс, 2010. – 640 с.
9. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие /Т.Ю. Артюгина А.П. Павринова, В.В. Филатов [и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 30 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования / Козлов В.В., Кондаков А.М., Фирсов В.В., Дронов В.П. / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. 54
11. Cambridge Dictionary. [Электронный ресурс].
URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/soft-skills (дата обращения: 02.10.2019).
12. Soft и Hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. URL:https://propostuplenie.ru/article/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills/(дата обращения: 22.10.2019).
13. 3 крутых упражнения для развития listening skills на уроках английского и не только. [Электронный ресурс]. URL: http://lingvovisor.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельн...
Развитие soft skills навыков как способа реализации федерального государственного образовательного стандарта
Методическая тема на 2019-2020 учебный год...
Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня
В условиях группы продлённого дня создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения метапредметных результатов освоения осно...
Развитие Soft Skills при помощи игр на иностранном языке
Softskills, так называемые гибкие навыки, это комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с кон...
Soft skills - возможности школы
Достижение новой грамотности - основной путь ответа на вызовы общества и системы образования....
Ранняя профориентация, развитие soft skills и компетенций XXI века у младших школьников
Тезисы и презентация к выступлению по теме формирования гибких навыков...
Совершенствование навыков soft skills в условиях реализации профессионального стандарта педагога
Педагог - универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие - это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник. Умением и мастерством с...