Компетентность педагога в вопросе духовно – нравственного воспитания личности. Эффективные формы воспитательной работы.
статья (3 класс) на тему
Проблема духовно-нравственного развития в настоящее время актуальна и своевременна,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Начальная школа
Компетентность педагога в вопросе
духовно – нравственного
воспитания личности.
Эффективные формы воспитательной работы.
Выступление на педсовете
2018 г
Проблема духовно-нравственного развития в настоящее время актуальна и своевременна, она является главной в развитии и становлении личности, определяет направленность всего воспитательного процесса.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. В школу дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Убеждение – Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего родителей, педагогов, общение с ними. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Я как классный руководитель провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть я выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Я как классный руководитель постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.
Эффективные формы работы с обучающимися
1. Через учебную деятельность ( на каждом уроке).
- Через внеклассную и внеурочную деятельность:
- факультативные занятия, кружковая работа;
- беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.
- проведение совместных праздников;
- детская благотворительность;
- экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;
- просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;
- деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;
- моделирование, проектирование;
- встречи с интересными людьми;
- коллективные творческие дела учащихся;
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- презентация книг духовно-нравственного воспитания;
Чтобы ребёнок не вырос равнодушной личностью, мы должны использовать в своей воспитательной работе все формы духовно-нравственного развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-182873-1459073216.jpg)
Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.
В статье раскрывается основной смысл классного руководства, профессиональные роли классного руководителя, компетенции классных руководителей, ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205034-1361001367.jpg)
Духовно-нравственное воспитание личности школьника как гражданина России
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Автор рассматривает методы духовно-нравственного воспитания, оказывающие наиболее эффективное воздействие на ...
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Статья о роли семьи в духовно – нравственном воспитании личности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/09/picture-331142-1439146543.jpg)
Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ
Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-589194-1489075657.jpg)
Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.
Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении я постаралась кратко передать содержание образовательного пространств...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-684801-1444557678.jpg)
Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности
В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-404944-1611824177.jpg)
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....