Компетентность педагога в вопросе духовно – нравственного воспитания личности. Эффективные формы воспитательной работы.
статья (3 класс) на тему

Проблема  духовно-нравственного развития в настоящее время актуальна и своевременна, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Начальная школа

Компетентность педагога в вопросе

духовно – нравственного

воспитания личности.

Эффективные формы воспитательной        работы.

                                       Выступление на педсовете

                                                2018 г

Проблема духовно-нравственного развития в настоящее время актуальна и своевременна, она является главной в развитии и становлении личности, определяет направленность всего воспитательного процесса.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.   

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах.  Они различны в зависимости от возраста ребёнка. В школу дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Убеждение – Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего родителей, педагогов, общение с ними. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Я как классный руководитель провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть я выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Я как классный руководитель постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

                Эффективные формы работы с обучающимися

1. Через учебную деятельность ( на каждом уроке).

  1. Через внеклассную и внеурочную деятельность:
  • факультативные занятия, кружковая работа;
  • беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.
  • проведение совместных праздников;
  • детская благотворительность;
  • экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;
  • просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;
  • деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;
  • моделирование, проектирование;
  • встречи с интересными людьми;
  • коллективные творческие дела учащихся;
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
  • презентация книг духовно-нравственного воспитания;

Чтобы ребёнок не вырос равнодушной личностью, мы должны использовать в своей воспитательной работе все формы духовно-нравственного развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.

В статье раскрывается основной смысл классного руководства, профессиональные роли классного руководителя, компетенции классных руководителей, ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающе...

Духовно-нравственное воспитание личности школьника как гражданина России

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Автор рассматривает методы духовно-нравственного воспитания, оказывающие наиболее эффективное воздействие на ...

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности. ...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ

Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...

Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.

Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении  я постаралась кратко передать содержание  образовательного пространств...

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»

Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....