классный час. Мои права и обязанности.
классный час (3 класс) на тему
: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pirogova.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Начальная школа
3 класс
Подготовила
учитель начальных классов
Пирогова Е. В.
г. Ессентуки 2018 г.
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; показать единство прав и обязанностей;
познакомить учащихся с Декларацией о правах ребенка; Конвенцией о правах ребенка
развивать чувство человеческого достоинства;
воспитывать чувство толерантности, взаимопонимания и равенства, уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
способствовать формированию активной гражданской позиции, учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Повышение социально – правовой компетентности, посредством обучения навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Ход мероприятия:
Введение в тему беседы. Слайд 1
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Очень много стран на свете, это знает каждый. Слайд 2
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду! Слайд 3
- Ноябрь и декабрь 2 месяца богатых событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
-Почему?
(В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре). Слайд 4
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. Слайд 5
Сценка (разыгрывают учащиеся класса)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Артем: Давайте поиграем в войну!
Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.
Дима: А я не хочу.
Артем: Чего не хочешь?
Дима: Играть в войну.
Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Дима: Я не хочу.
Артем: Захочешь.
Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Прав ли Дима? Слайд 6
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Слайд 7
Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Слайд 8
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась
Всеобщая декларация прав человека
- А что такое Декларация? Слайд
Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) Слайд 9
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей?
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.
Рассказывает 1подготовленный ученик : Слайд 10
В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист- Ревер , высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций коротко ООН, Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН- собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180. Слайд 11
Рассказывает 2 подготовленный ученик :
Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 г. ООН приняла «Декларацию прав ребёнка» Слайд 12
провозгласив, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.
Учитель: Ребёнком считается каждый человек до достижения им 18 лет. Слайд 13
Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.
-Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом. Внимание на доску. Слайд 14
Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
Труд жизнь прислуга отдых.
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Слайд 15
Сказка «Как Светик появилась на свет» Слайд 16
Раним весенним утром, когда все на земле еще спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.
- Почему ты такая бледная? – спросил солнечный луч.
- Потому что я не настоящая девочка, а мечта, – ответила малышка.
- Чья мечта? – удивился солнечный лучик.
- Мама и папа мечтают о дочке во сне, – объяснила девочка.
- Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.
- Я исчезну, когда мама и папа проснуться, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, – заплакала малышка.
- Не плачь, – попросил солнечный луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.
Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!»
Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула:
- Я слышу, как стучит ее сердечко!
- Дай и мне послушать, – попросил папа.
Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:
- Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!
- Дай мне подержать мою дочурку, – попросил папа у мамы.
- Только осторожнее, – ласково сказала мама и отдала дочку папе.
- Не бойся, – усмехнулся папа, – у меня сильные руки.
- Да, у тебя большие и сильные руки, – согласилась мама, – а у нашей дочурки крохотные ручки.
Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать ее пальчики.
- Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.
Вдруг к ней пришла тревожная мысль.
- Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась?
- Может, аист ее принес? – задумчиво произнес папа.
- Не говори глупостей, мы живем в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, - объяснила мама.
- Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь, - торжественно произнес папа, и мама с ним согласилась.
Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.
1.Только ты на свет родился, Слайд 17
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.
Игра:
- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?
- Назовите имена людей, которые прославили Россию? ( Пушкин, Гагарин, …..)
-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?
-Потому что у них тоже есть право на имя.
2.Очень трудно самому, Слайд 18
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой,
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9
Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам.
А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
3.Есть еще такое право Слайд 19
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.
4.Я росточком не доволен Слайд 21
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32
5.Если жар, все тело ломит Слайд 22
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.
О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ СПОРТ ПИТАНИЕ РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность
7.Подросла, взяла я книжки Слайд 23
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Статья 28.
А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.
-Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь -…. сильнее станешь. Слайд 24
Кто любит науки, ….тот не знает скуки.
Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
8.Я могу свой детский праздник Слайд 25
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.
9.Будь ты слабым или сильным, Слайд 26
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано. Статья 6.
Учитель : А ёщё есть статья, в которой говорится о тех детях, которые не могут как вы сами ходить в школу, в кружки, секции. Это детки с ограниченными возможностями, но наше государство позаботилось и о них.
Физминутка.
Предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру.
Когда я стану взрослым и купаться захочу,
Я сам залезу в ванну, 2 крана откручу,
Потру живот и спинку веснушки на носу,
Заверну себя в простынку и в постельку унесу).
Учитель. Закрепить знание прав нам поможет народная мудрость - сказки.
В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Сказок. Слайд 27
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы учащимся:
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Слайд 29
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Слайд 30
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? Слайд 31
В каких сказках больные используют своё право на бесплатное медицинское обслуживание? Слайд 32
В каких сказках один герой эксплуатировал других? Слайд 33
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегдаСлайд34 соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).
Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.
ПОМНИТЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НАДО УВАЖАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ! Слайд 35
Обязанности.
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Слайд 36
Вот в ней-то об обязанностях и написано. Статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности
-Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности. Слайд 37
- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)
А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
вы сейчас прочитаете и запомните.
- Что такое обязанности? (работа со словарем) Слайд 38
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
-А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы показать)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника! Слайд 39
- Уважать права, честь и достоинство всех учеников;
- Прилежно учиться;
- Иметь аккуратный вид;
- Соблюдать правила техники безопасности;
- Беречь школьное здание, оборудование;
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Работа в группах: Приложение 2
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Слайд 40
Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
1.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
Один рассвет для всех
Горстями дарит солнце.
Наш звонкий детский смех
О души взрослых бьется.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб улыбались дети.
Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется!
Чтоб над Землёй звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце
Мы вырастем и всё
Поможем вам исправить.
И крест ваш понесём,
И не порушим память.
Учитель:
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребенка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
Вывод: Только живя по правилам. Взрослые, дети и вся страна будет жить счастливо. Я вам желаю счастья!
Дети – главный подарок для мира, Слайд 41
С ними чудесней земная картина.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!
Слайд 42
Рефлексия.
Шар и голубь – это символы мира, а символ мира в жизни и душе ребёнка это воздушный шарик, но полететь он сможет лишь только в том случае, если мы заполним его своими эмоциями и сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности.
Приложение 1
Права обучающихся в школе.
1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право на свободу мысли, совести, религии.
5. Право на личную жизнь.
6. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации.
Обязанности обучающихся в школе.
1. Выполнять Устав школы.
2. Добросовестно учиться.
3. Бережно относиться к имуществу школы.
4. Выполнять правила по охране труда, технике безопасности, санитарии и гигиене.
5. Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы.
6. Выполнять требования работников школы в части, отнесенной Уставом и правилами для учащихся .
Приложение 2
1 группа.
Выберите, что относится к правам, а что к обязанностям :
- Получение бесплатного общего образования.
- Соблюдение устава школы.
- Бережное отношение к школьному имуществу.
- Уважение человеческого достоинства.
- Добросовестно учится.
- Выполнение требований работников школы.
- Уважение чести сотрудников школы.
- Носить школьную форму.
- Получать медицинский уход.
2 группа.
Представьте, что Вам предложили
создать законы для нового государства.
Назовите права, которые должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 группа.
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»
Буратино-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок… ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята…-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша…----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 группа.
- В школе я должен:___________________________________________
- В школе я имею право:_______________________________________
- Дома я должен:_____________________________________________
- Дома я имею право:__________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мои права и обязанности"
Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...
Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»
Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....
Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).
Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....
Классный час"Мои права и обязанности"
Классный часТема: Мои права и обязанности.Форма: Путешествие в город Правовой Культуры.Цели: 1) воспитывать уважение к правам человека, его обязанностям; 2) показать младшим школьникам единство ...
Классный час "Наши права и обязанности"
Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...
классный час "«Наши права и обязанности»
Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...
Классный час: "Мои права и обязанности".
Традиционная цель гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. В Концепции моде...