Светофор здоровья.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_svetofor_zdorovya.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к воспитанникам и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья школьников, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» направлена на коррекцию следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье воспитанников в дальнейшем.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и с учетом специфики контингента учащихся с нарушением зрения. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, постановке специальных коррекционных задач (Приложение 1).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Светофор здоровья».
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у воспитанников ценности здоровья на ступени начального общего образования. И спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление такой цели, как:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и развитие коммуникативных навыков, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование у воспитанников:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
- правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах;
- рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
- двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение воспитанников:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
В программе используются следующие принципы.
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Формы и методы работу с воспитанниками:
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Занятия по ЗОЖ носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
творческие работы учащихся, накопление материалов по типу «портфолио».
викторины,- презентации, - игры на улице, - посещение музеев, - прогулки на природе, - творческие конкурс.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
К концу 4 класса.
Воспитанники джны знать:
Что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс;
как помочь сохранить себе здоровье;
должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики);
что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.
Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов;
уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» является формирование следующих умений у воспитанников:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» - является формирование у воспитанников следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии е с помощью воспитателя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному воспитателем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные результаты:
- осознание воспитанниками необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Светофор здоровья» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество,
уважение к старшим,
доброта, честность, трудолюбие,
бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, стремление быть сильным и ловким.
. Приложение 1
Специальные методы и условия обучения детей с нарушением зрения. Специальные коррекционные задачи
Специальные условия:
- Выполнение офтальмо-гигиенических требований.
- Использование средств оптической коррекции.
- Использование индивидуального раздаточного материала для детей с различной степенью нарушения зрения (увеличение шрифта, контрастность).
- Использование рельефной и силуэтной наглядности, наглядности с выделенным контуром.
- Соблюдение зрительного режима (согласно рекомендациям врача-офтальмолога).
- Смена зрительных режимов (ближнего и дальнего) с целью предотвращения зрительного утомления.
- Уменьшение объема письменных работ.
- Увеличение масштаба предъявляемых изображений (схем, таблиц, текстов, картин и т.д.).
- Проведение на каждом уроке зрительной гимнастики.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Тип занятия | Количество часов |
1 | Твоё здоровье! | Тестирование | 1 | ||
2 | Здоровый образ жизни | Психологический тренинг | 1 | ||
3 | Мое тело | Викторина | 2 | ||
4 | Оказание первой доврачебной помощи Музей гигиены | Презентация, с практическим применением | 1 | ||
5 | Личная гигиена | Занятие | 1 | ||
6 | Правильное дыхание | Практическое | 1 | ||
7 | Музей гигиены | Экскурсия | 4 | ||
8 | День здоровья | Конкурсная программа | 1 | ||
9 | Фигуры | Подвижная игра | 1 | ||
10 | Поделом вору и мука | Психологическое занятие | 1 | ||
11 | Цепочка движений | Подвижная игра | 1 | ||
12 | О злом никотине | Занятие | 2 | ||
13 | Мы против наркотиков | Тренинг | 2 | ||
14 | Злой волшебник - Алкоголь | Игровая ситуация | 1 | ||
15 | От каких вредных привычек надо избавиться? | Викторина | 1 | ||
16 | Я выбираю кашу! | Конкурсная программа | 2 | ||
17 | Путешествие в страну здоровья | Игра по станциям | 1 | ||
18 | Фруктовая корзина | Подвижная игра | 1 | ||
19 | День здоровья | Занятие | 1 | ||
20 | Ловкач | Игра | 1 | ||
21 | Здоровый образ жизни | Занятие в игровой форме | 1 | ||
22 | Западня | Игра | 1 | ||
23 | Секреты здоровья | Презентация | 1 | ||
24 | Золотые ворота | Игра | 1 | ||
25 | Сестрички - привычки | Интеллектуальная игра | 1 | ||
26 | Лохматый пёс | Подвижная игра | 1 | ||
27 | Осторожно Грипп! | Занятие | 1 | ||
28 | Платочек | Подвижная игра | 1 | ||
29 | Правильное питание - Залог здоровья | Занятие - игра | 2 | ||
30 | Мое питание | Урок - презентация | 2 | ||
31 | Компьютер и мы | Занятие - упражнение | 2 | ||
32 | Откуда берутся грязнули? | Игра по станциям | 1 | ||
33 | Выши ноги от земли | Подвижная игра | 1 | ||
34 | Зачем человеку отдых? | Занятие | 1 | ||
35 | Самый ловкий | Подвижная игра | 1 | ||
36 | Зачем человеку – вода? | Презентация | 1 | ||
37 | Воздух и его охрана | презентация | 1 | ||
38 | Оказание первой помощи | Презентация | 2 | ||
39 | Дыхание | Урок тренинг | 2 | ||
40 | Здоровье! | Конкурс рисунков | 1 | ||
41 | Здоровье и я! | Конкурс сочинений | 1 | ||
42 | Здоровым будешь – всё добудешь. | Командная игра | 2 | ||
43 | Если хочешь, будь здоров закаляйся | Занятие практикум | 2 | ||
44 | С игрой на одной волне | Подвижные игры на улице | 2 | ||
45 | Экология – залог здоровья | Презентация | 1 | ||
46 | Ловушки | Подвижная игра | 1 | ||
47 | Прогулка в парк Александрино | Оздоровительная прогулка | 4 | ||
48 | Платочек | Подвижная игра | 1 | ||
49 | Тестирование Моё здоровье | тест | 1 | ||
50 | Обобщение пройденного материала | 1 |
Изменение календарного планирования
Дата | Мероприятие | Причина даты изменения |
Список использованных пособий
1.Алиев Х. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М.: МГУ, 2010.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
6. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. – 2004 .
7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. Спб., 2008
8. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
9. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
10. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
11. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: учеб. пособие по валеологии для начальной школы. Спб., 2008
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 2007
14. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
15. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
16. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
17. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
18. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Физкультура для всей семьи / сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М., 2009
19. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Светофор"
Классный час "Светофор" поможет ребятам лучше усвоить правила дорожного движения,запомнить дорожные знаки. На примере игры разобрать ситуации, возникающие при движении и переходе через дорогу. Р...
викторина ПДД «Светофор наш верный друг»
внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения...
Светофор. Буклет по правилам дорожного движения.
Буклет о правилах дорожного движения в котором стихотворение, знаки памятки для учеников....
Праздник "Путешествие в страну Светофорию"
Данный праздник способствует с помощью разных методов и приёмов изучать правила дорожного движения....
Внеурочное занятие программа "Здоровячок" по теме "Светофор здорового питания" 2 класс
Технологическая карта занятия "Светофор здорового питания" с маршрутными листами....
Занятие Праздник по правилам дорожного движения "Мой друг Светофор". Презентация к празднику "Мой друг Светофор".
В современном городе движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вест...