Обобщение педагогического опыта
статья на тему
Нестендартные формы работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_formy_oty.docx | 370.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение
педагогического опыта
«Нестандартные формы работы с родителями»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «СОШ № 61»
Г.Саратова
Лаштур
Евгения Степановна
Апрель 2017
«Родить ребенка, вырастить, как сад –
Нет счастья выше и трудней от века,
Но только тот, кто сам душой богат,
Даст миру не жильца, а Человека».
Владимир Сапронов
Воспитание современного человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, социума и семейного воспитания. Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться в условиях введения ФГОС без широкого сотрудничества с семьей на уровне социального партнерства. И если школа сможет сделать семью своим партнером, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И это должно происходить не когда-то завтра, а уже сейчас. Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Эффективность воспитания личности ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Именно поэтому необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
Мною разработана модель социокультурного пространства, это проект взаимодействия семьи, школы и различных социальных партнеров с учетом современных технологий обучения и воспитания. В практике работы с родителями учащихся мною используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, индивидуальные консультации, посещение на дому. (слайд)
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, ринги. А для того чтобы объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач, я разработала и апробировала на практике свои нетрадиционные формы общения с родителями.
Главная опора любого общества и государства - благополучная полноценная семья, а родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути. Семья – колыбель духовного рождения человека. И поэтому, самое первое и важное понятие, на основе которого строится вся учебная и воспитательная деятельность – это «семья».
В семье ребенок учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он учится любви и ненависти. Горше сиротства бывает воспитание во зле, но счастлив человек, если через любовь отца и матери на протяжении всей жизни он получает урок человеколюбия, то первостепенной задачей для учителя считаю необходимость научить ребенка любить и беречь свою семью, дух своего дома. С этой целью с первого года обучения в нашем классе стартовал долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект «Современная школа и счастливая семья – настоящие верные друзья!» - одним из главных направлений воспитательной деятельности в нашем классе. Он позволяет систематизировать знания, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создает предпосылки поисковой деятельности и соответствует принципам ФГОС. Создание и продвижение проекта способствует социализации личности обучающегося, что является одной из стратегических задач современного воспитания.
Данный проект адаптирован для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель проекта:
Создание социокультурного пространства через вовлечение обучающихся, родителей, общественных организаций и административных структур в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию здорового, культурного, высокообразованного ученика.
Задачи проекта:
- создать условия для всемерного развития личности;
- воспитывать социально успешную личность;
- совместно с семьей воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям инновационных, экономических, общественных задач построения гражданского демократического общества;
- создать положительную эмоциональную и продуктивную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
- обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
- повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
- создать условия для профориентационной работы с учащимися через инновации в области социального партнёрства;
-работать над развитием духовного мира и креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются тематические родительские собрания «Первые уроки школьной отметки», «Как помочь ребёнку хорошо учиться?» и т.д.
Родительские собрания: собрание – деловая игра, собрание – конкурсы, собрание – практикум.
В своей практике я использую нетрадиционные формы проведения собраний, используя интерактивные методы. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок намеченного плана.
Родительские собрания дают возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и самим изучать литературу по проблеме: изучение новой темы, выполнение домашних заданий. На собрании с родителями провожу разнообразные тренинги, консультации, анкетирование, Памятка для родителей. "Как относиться к отметкам ребенка", «Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания» и т.д.
Практикум
Практикум - обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, по теме «Как помочь ребенку стать внимательным» участники знакомились с понятием внимания и его основными свойствами, изучали и демонстрировали игры и упражнения по развитию внимания.
Родительские тренинги
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг.
Индивидуальные беседы с родителями проводятся ежедневно. Тема бесед разнообразна: учёба, воспитание, дружба, увлечения и т.д.
Участие семейных коллективов в школьных, районных, городских конкурсах:
«Спасём дерево», «Конкурс семейного прочтения стихотворения», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Всем классом в программе «Разговор о правильном питании»
Программа вносит существенный вклад в «оздоровление» учебно – воспитательного процесса, рассказывая о замечательных традициях русского стола, помогает почувствовать суть русской трапезы,
Мастер – классы
кружка «Волшебные ручки»,
«Победители научно-практической конференции»
Мастер – классы родителям нравятся. На таких мероприятиях и ребята, и родители сравнивают, учатся, сами пробуют выполнить своими руками
Совместные экскурсии, походы в кино.
Организуется совместная поездки в экологический центр, походы в кино, театры. Продолжая изучать свой край, мы посещаем музеи нашего города им. Радищева, краеведческий В ходе экскурсии обучающиеся знакомятся с прошлым нашего города
Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, участие в ремонте)
Учителю необходима помощь со стороны семейных коллективов. Совместно с родителями мы осуществляем дизайн классной комнаты, посадку растений, генеральную уборку, оформление стендов и др.
Родители нашего класса – активные участники всех затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям.
Нестандартные открытые уроки «День открытых дверей»
Этот вид деятельности, как и многие другие в нашей практике, подразумевает активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители обучающихся здесь не зрители и слушатели, а равноправные участники. Они задают вопросы, выполняют задания и объясняют новый материал.
Заключение
Социальное партнерство семьи и школы представляет собой глубокую интеграцию различных форм, методов и видов деятельности. Оно позволяет сформировать представление о единой картине окружающего мира и о своем месте в нем. Роль этого партнерства заключается в том, чтобы воспитать социально успешную личность, помочь обучающимся найти себя в будущем, стать здоровыми, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Благодаря совместному сотрудничеству и дети, и родители с восторгом и огромным желанием работать вступают в каждый новый день школьной жизни, а я с нетерпением ждут встречи с ними.
Литература:
- Помощь родителям в воспитании детей. / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
- Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.
- Сборник образовательных программ по духовно – нравственному развитию детей и молодежи. Нижний Новгород 2014
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
- Максимова Т. Н. Классные часы М.: ВАКО, 2011.
- Щербакова С. Г., Выткалоа Л. А. Организация проектной деятельности в школе Волгоград 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
«Сердце отдаю детям…»...
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".
Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....