Воспитательная программа "Содружество"
статья (2 класс) на тему

Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_lipinina_oi.rar20.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Программа нравственного воспитания “Содружество” актуальна в воспитательном процессе, так как нравственное воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Однако название программы вовсе не означает, что вся воспитательная работа будет сводиться только к одной теме. Содержание программы “Содружество” многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:

  1. Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
  2. Формирование качеств культуры поведения.
  3. Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.
  4. Формирование бережного отношения к природе.
  5. Развитие познавательных интересов детей.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Работа с родителями.
  8. Диагностические исследования.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи 

Актуальность программы

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

 В системе  нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагога:

  • Здоровье – защита, сохранение физического и психологического здоровья ученика;
  • Нравственность – воспитание у учащихся уважительного отношения  к себе и к другим людям;
  • Досуг – развитие инициативы, самостоятельности, ответственности школьников;
  • Семья – просвещение родителей, совместная работа педагога и семьи;
  • Интеллект – развитие интеллектуальных умений учащихся класса;
  • Общение – передача детям опыта социального общения.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие “нравственное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к “малой Родине”, к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников,  викторины, игры-путешествия.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Данная программа актуальна, поскольку школа работает над темой: “Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностного ориентирования обучения”.

Цели и задачи программы

Цель программы – содействие развитию духовно – нравственного потенциала личности каждого школьника, воспитание чувства сопричастности событиям окружающей действительности и умение сопереживать и сочувствовать другим.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • через организацию КТД создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;
  • способствовать повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • формировать представления о здоровом образе жизни;
  • формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
  • обогатить эмоциональный мир детей: учить видеть хорошее в себе и в других.

  При составлении системы учитывались следующие принципы:

принцип ориентации на социальные и ценностные отношения( за событиями, словами, действиями, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);

принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать особенности и уровень развития  на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка  на данное поведение и производимый им выбор);

принцип деятельного подхода к воспитании.

                                Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  • тестирование;
  • микроисследования.

Основное содержание программы нравственного воспитания
“Содружество”

Формы проведения мероприятий:

  • классный час
  • рассказы детей, беседа
  • викторина
  • праздник
  • акция
  • конкурсы рисунков, стихов, сочинений  
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • игры
  • игра - путешествие
  • конкурс для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • исследовательская работа
  • диагностические исследования
  • семейные викторины
  • классное самоуправление

Программа включает в себя четыре шага.

Первый шаг – 1 класс

Второй шаг – 2 класс

Результат реализации воспитательной программы в 1 классе: 

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

  Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:

1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Проявление внутренней позиции.

3. Формирование навыков внутренней позиции.

4. Формирование нравственных понятий

Рекомендуемые темы мероприятий:

«Твой режим дня»

«Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»

«Спешите делать добро»

«Путешествие в Спортландию»

«Мое настроение, чувства, эмоциональные переживания, ощущения»

«Просыпается природа вновь от зимней стужи»

«Спешите делать добро»

«О чем рассказал орден?»

«Покормите птиц»

«Правила поведения на уроке и перемене»

«Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»

«Декларация прав ребенка»

«Как себя вести в столовой»

«Всезнайка»

«Посвящение в первоклассники»

«Права и обязанности школьника»

«Мамин праздник»

«В мире животных»

«Рисуем сказочную зиму»

«Ух, ты зимушка – зима»

«Вечер загадок»

«Волшебные слова»

«Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды»

«Золотая осень»

«Части тела и их предназначение»

«О простуде и о гриппе»

«Зубы и уход за ними»

«Что такое поручение»

«Мы и наши зубы»

«Спортивная эстафета»

«Давайте говорить друг другу комплименты»

«Прощание с первым классом»

«Космос и космонавты»

«Мой мир и я»

 

  Рекомендуемые темы мероприятий:

«Веселое путешествие в страну знаний»

«Снова вместе»»

«В дружбе сила»

«Правила поведения в библиотеке»

«Волшебники добра»

«Правда и ложь»

«Пойте мамы вместе с нами»

«Права ребенка в новом веке»

«Прощание со вторым классом»

«Конкурс всезнаек»

«Откуда пришла книга»

«Новый год шагает по планете»

«Книга – твой друг, берегите её»

«Богатырские забавы»

«Литературный турнир»

«Да здравствуют вежливость и доброта»

«День именинника»

КВН «Пословицы и поговорки»

«Поговорим о доброте»

«Кто лучше знает стихи А. Барто»

«Умники и умницы»

«Слабое звено»

«Диск для интеллектуалов»

«Слово или не слово»

«Сказочная викторина»

«Как люди научились считать»

«В поисках клада»

«В гости к осени»

КВН «Знатоки русского языка»

«Эти удивительные растения»

«Мы такие разные, но все таки мы похожи»

«Моя любимая книга»

«Любимые телепередачи»

«Веселые старты»

«Олимпиада по окружающему миру»

Диагностика воспитанности по методике Н.П. Капустина

 

Третий шаг – 3 класс

Четвертый шаг – 4 класс

Результат реализации воспитательной программы в 3 классе 

1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

 

Результат реализации воспитательной программы в 4 классе 

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

1. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

2. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

Рекомендуемые темы мероприятий:

«На чем основано взаимопонимание»

«Цена ломтика»

«Правила поведения в столовой»

«Ответственность»

«Зависть»

«Испекли мы каравай»

«Весенняя фантазия»

«Конкурс загадок о зиме»

«Символы России»

«Я умею, я могу, я хочу»

«Моя семья – это…»

«Мир вокруг меня. Какой он?»

«О доброте и милосердии»

«Урок мужества»

«Я – россиянин»

«Мир, в котором я живу»

«В здоровом теле здоровый дух»

«О правилах дорожного движения»

«Общение. О чем говорят выразительные движения?»

«Мы – строители»

Копилка добрых дел

«Космический КВН или 23 февраля»

«Военно-спортивная игра в честь Дня Победы»

«Защитники Родины»

«Супершкольница (КВН для девочек)

«В гостях у тети Кошки»

«Мама, папа, я – дружная семья» (спортивный праздник)

«Мамин день»

«День рождение моего одноклассника»

«Три клада у природы есть»

«Опасные и безопасные ситуации»

«Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»

«Новогодняя викторина»

«Самое яркое событие в 3 классе»

«Ассоциации»

Методика Н. П. Капустина «Оценка уровня воспитанности учащихся»

Рекомендуемые темы мероприятий:

«Урок Мира»

«Олимпийские игры»

«Тренировка памяти»

«Что мы знаем о ПДД»

«Сударушка»

«Символы России»

«Испекли мы каравай»

«Богатырские забавы»

«Ты и твои друзья»

«Вредные привычки»

«Урок мужества»

«Символы Амурской области»

«Добрые дела»

«Да здравствует вежливость!»

«Правила общения с окружающими»

«Культура общения»

«Вежливый отказ»

«Волшебные слова»

«Мамин день»

«Празднуем дни рождения одноклассников»

«Прощай начальная школа»

«Как вести себя в гостях»

«Новогоднее поле чудес»

«Любовь»

«Вода, водоемы и окружающий их мир»

«Конкурс знатоков природы»

«Чем богат наш край»

«Умники и умницы»

«Рыцарский турнир»

«Игра «Слабое звено» (Тема «Планета земля»)

«1 апреля – День смеха»

«КВН «Хочу все знать»

«Ты + мы» (Игра – путешествие)

«Копилка добрых дел»

«Десять моих «Я»

«Мои школьные трудности»

Методика Н. П. Капустина «Оценка уровня воспитанности учащихся»

«Сказки А.С. Пушкина»

«Рыцарский турнир, посвященный Дню Святого Валентина»

«7 апреля – День здоровья»

Методика Н. П. Капустина «Оценка уровня воспитанности учащихся»

Работа с родителями

  • Изучение воспитательного потенциала семьи
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • Индивидуальная работа с родителями

Основные формы работы с родителями

Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.

Тематика родительских собраний для первого класса.

  1. Давайте познакомимся
  2.  Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни
  3. Телевизор в жизни семьи первоклассника
  4. Детские страхи

Тематика родительских собраний для второго класса.

  1. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
  2. Законы жизни семьи, законы жизни класса
  3. Как вырастить ребенка нравственным
  4. О разумной родительской любви

Тематика родительских собраний для третьего класса

  1. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка
  2. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии
  3. Роль самооценки в формировании личности.
  4. Семейные традиции и способность ребенка трудиться

 Тематика родительских собраний для четвертого класса.

  1. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника
  2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка.
  3. Здоровый образ жизни школьников.
  4. Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”

Используемая литература:

1. Классные часы И.В. Персидская – Волгоград, 2007

2. Праздники в начальной школе С.В. Савинова – Волгоград, 2003

3. Инсценированные классные часы в начальной школе О.В. Белоножкина, Волгоград, 2007

4. Внеклассные мероприятия О.Е. Жиренко – Москва, «Вако», 2008

5. Внеклассные мероприятия О.Е. Жиренко – Москва «Вако», 2006

6. Журналы «Начальная школа», «Веселые картинки», «Воспитание школьников»

7. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах Н.Н. Ушаков – М.: Просвещение, 1971

 

Содержание работы

2 класс

Направления

Содержание и формы

Сроки

Ответственный

Здоровье

Прогулка в осенний лес

Турслет

Игра «В поисках клада»

Веселые старты

Беседа «Как сделать свой сон полезным»

Прогулка в зимний лес

Конкурс чтецов «Я выбираю здоровый образ жизни».

Кл. час «Как мы движемся»

Беседа о настроении, эмоциональных переживаниях, чувствах

Спортивный досуг «Бравые солдаты»

Уроки Здоровейки: правильно ли мы едим

Классные часы по формированию здорового образа жизни

Прогулка в весенний лес

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Весь апрель

Май

Кл. руководитель

Организатор

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Нравственность

Беседа «Правила поведения в библиотеке »

Конкурс поделок из природного материала «И снова в моем крае пора золотая»

«В дружбе сила»

«Спасибо вам, мамы, за то, что вы есть» утренник

«Волшебники добра»

Классный час «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции

Конкурс чтецов среди обучающихся начальной школы «Строки, рожденные в боях»

Встреча с инспектором ОВД «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой»..

«Правда и ложь»

Конкурс сочинений

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Беседы в классах, посвященные Дню

защитников Отечества.

Конкурс инсценированной военно –патриотической песни

Законы нашей жизни. Беседа о конституции

Кл. час «Книга – твой друг, берегите её»

Беседа «Поговорим о доброте»

Тематические классные часы, посвященные Дню Победы -  «Цена Победы 1945 года»,

Диагностика уровня воспитанности по Н.П. Капустину

Помощь в уборке школы

Сентябрь

25 сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Май

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Досуг

Конкурс рисунков «В гости к осени»

 Игра «Диск для интеллектуалов»

Изготовление поделок «Мастерская Деда Мороза»

 

Спортивное соревнование «Богатырские забавы»

Конкурс «Кто лучше знает стихи А. Барто»

Игра «Слабое звено»

«Праздник здоровья»

Утренник «Прощание со вторым классом»

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Май

Май

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Род. Совет

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Род. Совет

Семья

Родительское собрание «Снова вместе»

Родительское собрание по итогам первой учебной четверти. Беседа «Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка»

Конкурс инсценировок «Мастер своего дела»

Родительское собрание по итогам второй четверти. Беседа «Как вырастить ребенка нравственным»

Утренник «Пойте мамы вместе с нами»

Родительское собрание по итогам третьей четверти. Беседа «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»

Родительское собрание по итогам учебного года.

Сентябрь

Октябрь

ноябрь

Декабрь

Март

Март

май

Кл. руководитель

Род. Совет

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Интеллект

Кл. час «Права ребенка в новом веке»

Беседа «Эти удивительные растения»

Конкурс всезнаек

Беседа «Откуда пришла книга»

Беседа «Моя любимая книга»

Кл. час. «Новый год шагает по планете»

Конкурс «Литературный турнир»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Викторина «Сказочная викторина»

Конкурс стихов о зиме

Беседа «Как люди научились считать»

КВН «Знатоки русского языка»

Олимпиада по окружающему миру

Посещение библиотеки

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Апрель

Апрель

Май

В течение года

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Общение

«Веселое путешествие в страну знаний»

Выборы органов самоуправления

«Да здравствуют вежливость и доброта»

Поздравление именинников

КВН «Пословицы и поговорки»

Беседа «Любимые телепередачи»

Тематические классные часы по ПДД

Психологическая игра «Мы такие разные, но все таки мы похожи»

Классный час «День загадок»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь, Февраль, Май

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Экологическое воспитание

Конкурс поделок из природного материала, фотовыставка, кункурс рисунков,  викторин :

«И снова в моем крае пора золотая»

Акция «Зеленая школа России» Озеленение  территории школы

Акция : «Покормите птиц зимой

Акция «Кормушка»

Трудовые десанты по уборке территории школы.

20.09.17

Осенние каникулы

22.12.16г

Январь

май

Организатор, классные руководители  

кружок  «Лесничество», «Волонтер»

Рук. Школьного лесничества

Рук школьного лесничества

Общественные поручения детей в классе

Ф.И

1 четверть

2 четверть

3четверть

4 четверть

Дилбарян Армэн

Медицинская служба

Корреспондентская служба

Медицинская служба

Калина Анастасия

Библиотечная служба

Диджейская группа

Корреспондентская служба

Каримова Лолита

Корреспондентская служба

Медицинская служба

Диджейская группа

Колесниченко Марина

Хозяйственная служба.

Медицинская служба

Корреспондентская служба

Любимский Никита

Служба озеленения

Библиотечная служба

Низяева Алина

Диджейская группа

Медицинская служба

Библиотечная служба

Потехин Данил

Служба образования

Служба озеленения

Хозяйственная служба

Сайранов Василий

Диджейская группа

Диджейская группа

Служба озеленения

Соколова Валерия

Корреспондентская служба

Хозяйственная служба.

Медицинская служба

Федоров Святослав

Командир отряда

Командир отряда

Командир отряда

Чайка Матвей

Хозяйственная служба

Служба образования

Служба образования

Чаплыгин Владислав

Медицинская служба

Корреспондентская служба

Хозяйственная служба.

Челядинова Дарья

Хозяйственная служба

Библиотечная служба

Диджейская группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....