программа на 1 год по курсу "Я и моя малая Родина"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Конева Татьяна Григорьевна

       Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской позиции младшего школьника, профилактики национализма....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

 Программа по краеведению

«Знай свой край»

                                   Выполнили:

                            Конева Т.Г. учитель начальных классов

                             Егорова О.И. учитель начальных классов

Содержание

1.Обоснование

2.Цели и задачи  программы.

3.Направления курса.

4. Этапы реализации программы.

5.Дидактические материалы.

6.Ожидаемые результаты.

7. Почасовое тематическое планирование.

8.Литература.

          В рамках проекта по гражданскому воспитанию   в 2009-2010 учебном году разработана  программа  для учащихся начальных классов  «Знай свой край».  В теоретической и методической литературе гражданственность определяется как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции. Среди них: патриотическая преданность родине, защита ее интересов, осознанная законопослушность, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, активное участие в делах общества и государства, осознанное и умелое пользование своими правами и свободами, добросовестное выполнение своих обязанностей.  Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.

       Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.

           Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1.  Соблюдать этническую культуру,  расширить знания о традициях и обычаях русского и бурятского народов.

2. Формирование мировоззрения учащихся  и  гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой  родине.

3.Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к  достопримечательностям  района.

4.Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

5.Развитие у ребенка положительных личностных качеств, познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умений и навыков учебной деятельности.

6. Обогащение   жизненного   опыта учащихся; знакомство  с топонимикой  географических объектов района.  

                                                                                         

Направления  курса.

Краеведческое    Экологическое           Воспитательное                        Культурологическое                                            

          Младший школьный возраст на практике, да и в педагогической теории, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни, что подтверждают многочисленные исследования в области педагогики начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо обогащать учебно-воспитательный процесс дополнительным содержанием, обеспечивающим освоение учащимися ценностных понятий, закономерностей, идей, знания которых способствует формированию гражданственности. Поэтому создание программы «Знай свой край»  для младших школьников является весьма актуальным и своевременным явлением. К данному курсу разработана  рабочая тетрадь «Я - житель Кабанского района», которая  получила рецензию  кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ  

Т.Ц. Тудуповой.  К тетради разработано методическое пособие.   Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.

Содержание рабочей тетради  «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала»  строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей,  например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.

Продумывая ход урока, учитель должен определить разные формы, методы, приемы, этапы организации обучения. Значительное внимание уделено работе в группах и в парах. Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов, а также задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Особо следует подчеркнуть смены видов деятельности на уроке.                                                        

 Необходимо особо остановиться на работе с текстом. По понятным причинам его объём весьма ограничен. Текст дополняется иллюстрациями. Краткий лаконичный текст организует информационное пространство книги, помогает ориентироваться в ней как учителю, так и ребёнку.

           Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком  по  своей  малой Родине. Он  изображен в тетради, а на уроке  должен оживать, принимать активное участие в работе. Роль этого героя исполняет сам учитель, применяя хорошо известный  в начальном обучении прием театрализации. Можно взять готовую игрушку,  изображающую Историка  или смастерить ее самостоятельно.

Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

           Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов  продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания,  например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве,  в сказочном  государстве……». Эти и многие другие  творческие задания  позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.

            Большое  внимание   уделяется работе со словарём. Например, объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».    

          Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов,  таких как: « Почему село  Байкало-Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии? В рабочей тетради встречаются   задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги  Историку   собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и  презентацию о профессиях твоих родителей».

      На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».

        Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, обращение к истории и современности Кабанского района, позволяющее младшим школьникам более внимательно относится к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.

        Для изучения данного курса используются следующие дидактические материалы: 

  •  Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов «Я - житель Кабанского района» (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)
  •     Методическое пособие для учителя  (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)

         К концу изучения данного курса учащиеся выполняют  контрольные и тестовые задания, заполняя  «Дневник путешественника».  Дневник является итогом изучения данного курса, учащиеся должны знать:

  •  месторасположение Кабанского района и уметь находить его на карте республики Бурятия;
  • иметь представление о рельефе и климате, полезных ископаемых, добываемых на территории района,  о разнообразии животного и растительного мира;
  • иметь представление о природоохранной деятельности,  направленной на сохранение сокровищницы планеты- озера Байкал и окружающей его флоры и фауны.
  • знать обычаи и традиции русского и бурятского народов, уважать этническую среду каждого из них.

           

         

Почасовое тематическое планирование учебного материала

 по курсу «Знай свой край»  

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводный урок. Покорение земли Кабанской.

1

2

Ворота Забайкалья.

1

3

Край у Байкала.

1

4

Знай  свой край.

1

5

 Кабанск  - районный центр.

1

6

 Растительный мир района.

1

7

Животный мир района.

1

8

Байкал- жемчужина Сибири.

1

9

Большереченский рыбозавод.

Урок- экскурсия

2

10

Заповедные места нашего района.

1

11

Спорт в нашем районе.

1

12

Культура и образование нашего района.

1

13

 Промышленность Кабанского района.

1

14

Развитие туризма в Кабанском  районе.

Урок- экскурсия

2

15-17

Контрольные уроки.  Дневник путешественника.

3

Общее количество уроков

19

Литература

1. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.

Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск,  2009

2.В.Г.Котов , В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002

3.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.

4.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008

5. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html

6.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .

7.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…

8. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.

9. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.

10.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.

11. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.

12. Т.Г.Конева, Т.Ф.Оглоблина.

13. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.

14.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.

15. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.

16. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.

17. Научно-популярный журнал Мир Байкала № 3 .Улан-Удэ 2009.

18.Историко-культурный атлас Бурятии. Москва 2001.

19.Д.Элдертон. Всемирная энциклопедия птиц. Москва 2007.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

 Программа по краеведению

«Знай свой край»

                                   Выполнили:

                            Конева Т.Г. учитель начальных классов

                             Егорова О.И. учитель начальных классов

Содержание

1.Обоснование

2.Цели и задачи  программы.

3.Направления курса.

4. Этапы реализации программы.

5.Дидактические материалы.

6.Ожидаемые результаты.

7. Почасовое тематическое планирование.

8.Литература.

          В рамках проекта по гражданскому воспитанию   в 2009-2010 учебном году разработана  программа  для учащихся начальных классов  «Знай свой край».  В теоретической и методической литературе гражданственность определяется как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции. Среди них: патриотическая преданность родине, защита ее интересов, осознанная законопослушность, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, активное участие в делах общества и государства, осознанное и умелое пользование своими правами и свободами, добросовестное выполнение своих обязанностей.  Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.

       Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.

           Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1.  Соблюдать этническую культуру,  расширить знания о традициях и обычаях русского и бурятского народов.

2. Формирование мировоззрения учащихся  и  гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой  родине.

3.Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к  достопримечательностям  района.

4.Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

5.Развитие у ребенка положительных личностных качеств, познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умений и навыков учебной деятельности.

6. Обогащение   жизненного   опыта учащихся; знакомство  с топонимикой  географических объектов района.  

                                                                                         

Направления  курса.

Краеведческое    Экологическое           Воспитательное                        Культурологическое                                            

          Младший школьный возраст на практике, да и в педагогической теории, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни, что подтверждают многочисленные исследования в области педагогики начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо обогащать учебно-воспитательный процесс дополнительным содержанием, обеспечивающим освоение учащимися ценностных понятий, закономерностей, идей, знания которых способствует формированию гражданственности. Поэтому создание программы «Знай свой край»  для младших школьников является весьма актуальным и своевременным явлением. К данному курсу разработана  рабочая тетрадь «Я - житель Кабанского района», которая  получила рецензию  кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ  

Т.Ц. Тудуповой.  К тетради разработано методическое пособие.   Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.

Содержание рабочей тетради  «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала»  строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей,  например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.

Продумывая ход урока, учитель должен определить разные формы, методы, приемы, этапы организации обучения. Значительное внимание уделено работе в группах и в парах. Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов, а также задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Особо следует подчеркнуть смены видов деятельности на уроке.                                                        

 Необходимо особо остановиться на работе с текстом. По понятным причинам его объём весьма ограничен. Текст дополняется иллюстрациями. Краткий лаконичный текст организует информационное пространство книги, помогает ориентироваться в ней как учителю, так и ребёнку.

           Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком  по  своей  малой Родине. Он  изображен в тетради, а на уроке  должен оживать, принимать активное участие в работе. Роль этого героя исполняет сам учитель, применяя хорошо известный  в начальном обучении прием театрализации. Можно взять готовую игрушку,  изображающую Историка  или смастерить ее самостоятельно.

Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

           Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов  продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания,  например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве,  в сказочном  государстве……». Эти и многие другие  творческие задания  позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.

            Большое  внимание   уделяется работе со словарём. Например, объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».    

          Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов,  таких как: « Почему село  Байкало-Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии? В рабочей тетради встречаются   задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги  Историку   собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и  презентацию о профессиях твоих родителей».

      На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».

        Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, обращение к истории и современности Кабанского района, позволяющее младшим школьникам более внимательно относится к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.

        Для изучения данного курса используются следующие дидактические материалы: 

  •  Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов «Я - житель Кабанского района» (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)
  •     Методическое пособие для учителя  (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)

         К концу изучения данного курса учащиеся выполняют  контрольные и тестовые задания, заполняя  «Дневник путешественника».  Дневник является итогом изучения данного курса, учащиеся должны знать:

  •  месторасположение Кабанского района и уметь находить его на карте республики Бурятия;
  • иметь представление о рельефе и климате, полезных ископаемых, добываемых на территории района,  о разнообразии животного и растительного мира;
  • иметь представление о природоохранной деятельности,  направленной на сохранение сокровищницы планеты- озера Байкал и окружающей его флоры и фауны.
  • знать обычаи и традиции русского и бурятского народов, уважать этническую среду каждого из них.

           

         

Почасовое тематическое планирование учебного материала

 по курсу «Знай свой край»  

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводный урок. Покорение земли Кабанской.

1

2

Ворота Забайкалья.

1

3

Край у Байкала.

1

4

Знай  свой край.

1

5

 Кабанск  - районный центр.

1

6

 Растительный мир района.

1

7

Животный мир района.

1

8

Байкал- жемчужина Сибири.

1

9

Большереченский рыбозавод.

Урок- экскурсия

2

10

Заповедные места нашего района.

1

11

Спорт в нашем районе.

1

12

Культура и образование нашего района.

1

13

 Промышленность Кабанского района.

1

14

Развитие туризма в Кабанском  районе.

Урок- экскурсия

2

15-17

Контрольные уроки.  Дневник путешественника.

3

Общее количество уроков

19

Литература

1. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.

Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск,  2009

2.В.Г.Котов , В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002

3.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.

4.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008

5. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html

6.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .

7.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…

8. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.

9. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.

10.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.

11. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.

12. Т.Г.Конева, Т.Ф.Оглоблина.

13. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.

14.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.

15. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.

16. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.

17. Научно-популярный журнал Мир Байкала № 3 .Улан-Удэ 2009.

18.Историко-культурный атлас Бурятии. Москва 2001.

19.Д.Элдертон. Всемирная энциклопедия птиц. Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"

В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе. В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мир...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных  традиций, воспитание уважительного отношения к родите...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина»....

Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»

Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основ­ными направления...