программа на 1 год по курсу "Я и моя малая Родина"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Данный курс разработан с целью воспитания ценностного отношения к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской позиции младшего школьника, профилактики национализма....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа на 1 год по курсу "Я и моя малая Родина" | 79 КБ |
programma_na_1_god.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Программа по краеведению
«Знай свой край»
Выполнили:
Конева Т.Г. учитель начальных классов
Егорова О.И. учитель начальных классов
Содержание
1.Обоснование
2.Цели и задачи программы.
3.Направления курса.
4. Этапы реализации программы.
5.Дидактические материалы.
6.Ожидаемые результаты.
7. Почасовое тематическое планирование.
8.Литература.
В рамках проекта по гражданскому воспитанию в 2009-2010 учебном году разработана программа для учащихся начальных классов «Знай свой край». В теоретической и методической литературе гражданственность определяется как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции. Среди них: патриотическая преданность родине, защита ее интересов, осознанная законопослушность, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, активное участие в делах общества и государства, осознанное и умелое пользование своими правами и свободами, добросовестное выполнение своих обязанностей. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
Данный курс разработан с целью воспитания ценностного отношения к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Соблюдать этническую культуру, расширить знания о традициях и обычаях русского и бурятского народов.
2. Формирование мировоззрения учащихся и гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой родине.
3.Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к достопримечательностям района.
4.Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
5.Развитие у ребенка положительных личностных качеств, познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умений и навыков учебной деятельности.
6. Обогащение жизненного опыта учащихся; знакомство с топонимикой географических объектов района.
Направления курса.
Краеведческое Экологическое Воспитательное Культурологическое
Младший школьный возраст на практике, да и в педагогической теории, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни, что подтверждают многочисленные исследования в области педагогики начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо обогащать учебно-воспитательный процесс дополнительным содержанием, обеспечивающим освоение учащимися ценностных понятий, закономерностей, идей, знания которых способствует формированию гражданственности. Поэтому создание программы «Знай свой край» для младших школьников является весьма актуальным и своевременным явлением. К данному курсу разработана рабочая тетрадь «Я - житель Кабанского района», которая получила рецензию кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ
Т.Ц. Тудуповой. К тетради разработано методическое пособие. Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.
Содержание рабочей тетради «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала» строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей, например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.
Продумывая ход урока, учитель должен определить разные формы, методы, приемы, этапы организации обучения. Значительное внимание уделено работе в группах и в парах. Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, а также задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Особо следует подчеркнуть смены видов деятельности на уроке.
Необходимо особо остановиться на работе с текстом. По понятным причинам его объём весьма ограничен. Текст дополняется иллюстрациями. Краткий лаконичный текст организует информационное пространство книги, помогает ориентироваться в ней как учителю, так и ребёнку.
Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком по своей малой Родине. Он изображен в тетради, а на уроке должен оживать, принимать активное участие в работе. Роль этого героя исполняет сам учитель, применяя хорошо известный в начальном обучении прием театрализации. Можно взять готовую игрушку, изображающую Историка или смастерить ее самостоятельно.
Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.
Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания, например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве, в сказочном государстве……». Эти и многие другие творческие задания позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.
Большое внимание уделяется работе со словарём. Например, объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».
Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, таких как: « Почему село Байкало-Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии? В рабочей тетради встречаются задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги Историку собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и презентацию о профессиях твоих родителей».
На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, обращение к истории и современности Кабанского района, позволяющее младшим школьникам более внимательно относится к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
Для изучения данного курса используются следующие дидактические материалы:
- Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов «Я - житель Кабанского района» (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)
- Методическое пособие для учителя (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)
К концу изучения данного курса учащиеся выполняют контрольные и тестовые задания, заполняя «Дневник путешественника». Дневник является итогом изучения данного курса, учащиеся должны знать:
- месторасположение Кабанского района и уметь находить его на карте республики Бурятия;
- иметь представление о рельефе и климате, полезных ископаемых, добываемых на территории района, о разнообразии животного и растительного мира;
- иметь представление о природоохранной деятельности, направленной на сохранение сокровищницы планеты- озера Байкал и окружающей его флоры и фауны.
- знать обычаи и традиции русского и бурятского народов, уважать этническую среду каждого из них.
Почасовое тематическое планирование учебного материала
по курсу «Знай свой край»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Покорение земли Кабанской. | 1 |
2 | Ворота Забайкалья. | 1 |
3 | Край у Байкала. | 1 |
4 | Знай свой край. | 1 |
5 | Кабанск - районный центр. | 1 |
6 | Растительный мир района. | 1 |
7 | Животный мир района. | 1 |
8 | Байкал- жемчужина Сибири. | 1 |
9 | Большереченский рыбозавод. Урок- экскурсия | 2 |
10 | Заповедные места нашего района. | 1 |
11 | Спорт в нашем районе. | 1 |
12 | Культура и образование нашего района. | 1 |
13 | Промышленность Кабанского района. | 1 |
14 | Развитие туризма в Кабанском районе. Урок- экскурсия | 2 |
15-17 | Контрольные уроки. Дневник путешественника. | 3 |
Общее количество уроков | 19 |
Литература
1. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.
Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
2.В.Г.Котов , В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002
3.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.
4.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008
5. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html
6.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .
7.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…
8. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.
9. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.
10.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.
11. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.
12. Т.Г.Конева, Т.Ф.Оглоблина.
13. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.
14.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.
15. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.
16. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.
17. Научно-популярный журнал Мир Байкала № 3 .Улан-Удэ 2009.
18.Историко-культурный атлас Бурятии. Москва 2001.
19.Д.Элдертон. Всемирная энциклопедия птиц. Москва 2007.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Программа по краеведению
«Знай свой край»
Выполнили:
Конева Т.Г. учитель начальных классов
Егорова О.И. учитель начальных классов
Содержание
1.Обоснование
2.Цели и задачи программы.
3.Направления курса.
4. Этапы реализации программы.
5.Дидактические материалы.
6.Ожидаемые результаты.
7. Почасовое тематическое планирование.
8.Литература.
В рамках проекта по гражданскому воспитанию в 2009-2010 учебном году разработана программа для учащихся начальных классов «Знай свой край». В теоретической и методической литературе гражданственность определяется как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции. Среди них: патриотическая преданность родине, защита ее интересов, осознанная законопослушность, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, активное участие в делах общества и государства, осознанное и умелое пользование своими правами и свободами, добросовестное выполнение своих обязанностей. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
Данный курс разработан с целью воспитания ценностного отношения к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Соблюдать этническую культуру, расширить знания о традициях и обычаях русского и бурятского народов.
2. Формирование мировоззрения учащихся и гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой родине.
3.Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к достопримечательностям района.
4.Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
5.Развитие у ребенка положительных личностных качеств, познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умений и навыков учебной деятельности.
6. Обогащение жизненного опыта учащихся; знакомство с топонимикой географических объектов района.
Направления курса.
Краеведческое Экологическое Воспитательное Культурологическое
Младший школьный возраст на практике, да и в педагогической теории, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни, что подтверждают многочисленные исследования в области педагогики начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо обогащать учебно-воспитательный процесс дополнительным содержанием, обеспечивающим освоение учащимися ценностных понятий, закономерностей, идей, знания которых способствует формированию гражданственности. Поэтому создание программы «Знай свой край» для младших школьников является весьма актуальным и своевременным явлением. К данному курсу разработана рабочая тетрадь «Я - житель Кабанского района», которая получила рецензию кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ
Т.Ц. Тудуповой. К тетради разработано методическое пособие. Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.
Содержание рабочей тетради «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала» строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей, например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.
Продумывая ход урока, учитель должен определить разные формы, методы, приемы, этапы организации обучения. Значительное внимание уделено работе в группах и в парах. Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, а также задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Особо следует подчеркнуть смены видов деятельности на уроке.
Необходимо особо остановиться на работе с текстом. По понятным причинам его объём весьма ограничен. Текст дополняется иллюстрациями. Краткий лаконичный текст организует информационное пространство книги, помогает ориентироваться в ней как учителю, так и ребёнку.
Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком по своей малой Родине. Он изображен в тетради, а на уроке должен оживать, принимать активное участие в работе. Роль этого героя исполняет сам учитель, применяя хорошо известный в начальном обучении прием театрализации. Можно взять готовую игрушку, изображающую Историка или смастерить ее самостоятельно.
Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.
Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания, например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве, в сказочном государстве……». Эти и многие другие творческие задания позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.
Большое внимание уделяется работе со словарём. Например, объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».
Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, таких как: « Почему село Байкало-Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии? В рабочей тетради встречаются задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги Историку собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и презентацию о профессиях твоих родителей».
На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, обращение к истории и современности Кабанского района, позволяющее младшим школьникам более внимательно относится к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
Для изучения данного курса используются следующие дидактические материалы:
- Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов «Я - житель Кабанского района» (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)
- Методическое пособие для учителя (сост. Конева Т.Г, Егорова О.И.)
К концу изучения данного курса учащиеся выполняют контрольные и тестовые задания, заполняя «Дневник путешественника». Дневник является итогом изучения данного курса, учащиеся должны знать:
- месторасположение Кабанского района и уметь находить его на карте республики Бурятия;
- иметь представление о рельефе и климате, полезных ископаемых, добываемых на территории района, о разнообразии животного и растительного мира;
- иметь представление о природоохранной деятельности, направленной на сохранение сокровищницы планеты- озера Байкал и окружающей его флоры и фауны.
- знать обычаи и традиции русского и бурятского народов, уважать этническую среду каждого из них.
Почасовое тематическое планирование учебного материала
по курсу «Знай свой край»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Покорение земли Кабанской. | 1 |
2 | Ворота Забайкалья. | 1 |
3 | Край у Байкала. | 1 |
4 | Знай свой край. | 1 |
5 | Кабанск - районный центр. | 1 |
6 | Растительный мир района. | 1 |
7 | Животный мир района. | 1 |
8 | Байкал- жемчужина Сибири. | 1 |
9 | Большереченский рыбозавод. Урок- экскурсия | 2 |
10 | Заповедные места нашего района. | 1 |
11 | Спорт в нашем районе. | 1 |
12 | Культура и образование нашего района. | 1 |
13 | Промышленность Кабанского района. | 1 |
14 | Развитие туризма в Кабанском районе. Урок- экскурсия | 2 |
15-17 | Контрольные уроки. Дневник путешественника. | 3 |
Общее количество уроков | 19 |
Литература
1. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.
Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
2.В.Г.Котов , В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002
3.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.
4.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008
5. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html
6.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .
7.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…
8. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.
9. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.
10.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.
11. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.
12. Т.Г.Конева, Т.Ф.Оглоблина.
13. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.
14.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.
15. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.
16. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.
17. Научно-популярный журнал Мир Байкала № 3 .Улан-Удэ 2009.
18.Историко-культурный атлас Бурятии. Москва 2001.
19.Д.Элдертон. Всемирная энциклопедия птиц. Москва 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...
Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"
В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе. В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мир...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"
Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"
Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных традиций, воспитание уважительного отношения к родите...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина»....
программа внеурочных занятий духовно-нравственное направление "Моя малая родина"
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ...
Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»
Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направления...