Внеклассное мероприятие о Е. Пермяке
материал на тему
Предварительный просмотр:
Певец уральской земли.
Громкое чтение с презентацией.
(Ко дню рождения Е. А. Пермяка)
Здравствуйте, ребята!
Перед тем, как начать нашу встречу, я хочу спросить, каких писателей вы знаете. (Ребята отвечают) Молодцы! А сегодня вы встретитесь с творчеством русского писателя Е. А. Пермяка. Вы уже немного знакомы с творчеством этого писателя. Во втором классе вы читали маленькие, мудрые, яркие его рассказы.
Слайд 1.
Есть писатели, которые пишут только для взрослых, есть – только для детей, а есть такие авторы, произведения которых интересны всем.
Вот, например, рассказ «Ах».
Не умела девочка Надя ни одеваться сама, ни кушать, ни умываться. Всё за неё делали мама и бабушка. Пошли подружки Надины в детский сад. Весело им там. Захотелось и Наде в детский сад, но не взяли её: она же ничего не умеет! Плачет Надя. Плачут бабушка и мама: «Что же они наделали!»
Кто-то, наверное, вспомнил рассказ «Пичугин мост» и задумался, а моим именем назовут что-нибудь в этом городе?
Поучительные рассказы написал Евгений Андреевич и во всех прославлял ум, смекалку, душевные качества трудового человека, его любовь к Малой Родине, где родился и сам писатель.
Евгений Андреевич прожил очень долгую жизнь. Родился он на Урале, и было это до революции. Отец рано умер, мать была и прачкой, и крестьянской работой ей приходилось заниматься, а потом мальчика увезли в уральский город Воткинск, где жили дедушка с бабушкой и тётя. Мальчик здесь получил образование, причём давалось оно, как в сегодняшних профессиональных училищах, с практическими занятиями. Позже, все, кто знал писателя, говорил, что не помнит, чтобы Пермяк сидел без дела: он всегда что-нибудь мастерил. Много профессий сменил автор в начале своей жизни. В 30-е годы он окончил Пермский педагогический институт. В это время его уже знают, как замечательного журналиста.
Потом была Москва, но писатель не забыл свою родину. Его родина... Правильно, Урал. Ребята, а что такое Урал? (Дети отвечают) Правильно, это и грузовые машины, и мотоциклы, но изначально – это горы. (Слайд 2, 3, ) Уральские горы протянулись с севера на юг. Люди договорись, что Уральские горы – это граница между Европой и Азией.
А теперь, ребята, посмотрите на карту и скажите, а в какой части света живём мы, сахалинцы?
Верно, в Азии.
Читая - рассказы, сказки, стихи – мы не только получаем художественное наслаждение, но и познаем мир. Кто знает, как появились на Земле горы? Учёные объясняют это появление подвижкой земной коры, то есть землетрясениями. А давайте послушаем, как описывает появление гор Пермяк.
Библиотекарь читает сказку «Шумливое море».
А теперь ответьте на вопросы.
1.Что было прежде на месте Уральских гор? (Пермское море)
2. Какое оно было по размерам и по характеру? (Мелким, вспыль- чивым, чванливым)
3. Какой совет дала мать-Земля морю? (Расти вглубь, а не вширь, иначе обмелеешь и высохнешь)
4. Как писатель описывает землетрясение? (Земля распрямила грудь, появились Уральские горы. Сделало вдох, и дно Пермского моря поднялось выше волн)
5. Какие реки появились на Урале?
(Печора, Кама, Вычегда, Вятка, Вишера)
6. В каком порядке появилась жизнь на Урале? ( Леса – звери – птицы - человек, который простроил деревни и города.)
У Евгения Пермяка есть ещё одна красивейшая сказка про уральские горы. Она так и называется «Сказка-присказка про родной Урал».
Одним из характерных для Урала пресмыкающихся является неядовитая змея – полоз. Этого полоза и сделал героем своей сказки Е. А. Пермяк. Послушайте.
А теперь ответьте на вопросы.
- Из каких степей выполз Змей-полоз? (Из Прикаспинских) Библиотекарь показывает Каспийское море. Слайд 3.
- Как выглядел Полоз? (Золотой. Хрустальная чешуя с самоцветным отливом; огненное нутро; рудяной костяк; медное прожилье)
- 3Назовите полезные ископаемые Урала. (Золото, хрусталь, самоцветы, газ, руда железная и медная)
- . Зачем Змей пополз на север? (Хотел обогнуть весь свет)
- Почему сначала Змей полз ровно, а ближе к северу стал вилять? (Змеи – теплолюбивые животные, а дело было осенью, змей стал околевать)
- Какой большой полуостров, в сторону которого полз Змей, был назван в сказке? (Ямал)
- Есть ли продолжение уральских гор под водой? (Учёные обнаружили, что Уральские горы продолжаются под водой Северного Ледовитого океана)
- Почему Полоз не осуществил свою мечту – опоясать собой мир? (Замёрз)
- Во что превратилась кровь Змея? (В нефть)
- Какие нефтяные уральские города ты знаешь? (Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Ноябрьск)
- Чем стало мясо Змея? (Рудами)
- Чем стала чешуя Полоза (Самоцветами)
- Какие хвойные деревья растут в Уральских горах? (Ель, сосна, кедр, лиственница)
- Как ещё называют Урал? (Каменный пояс)
Слайды «Уральские самоцветы»
Использованная литература.
Е. А. Пермяк: о нём. //Интернет ресурс.
Пермяк, Е. А. На все цвета радуги - М.: «Детская литература», 1987. – 495 С.
Пермяк, Е. А. Пичугин мост – Любое издание.
Пермяк, Е.А. Ах –Любое издание.
Примечание: Материал может использоваться, как на уроках чтения во 2-м классе, так и на уроке «Окружающий мир в 4-м классе.
Составитель: библиотекарь Т.Н. Кочина.
г. Оха. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Урок по внеклассному чтению: Рассказы Е.Пермяка 2класс
Урок можно использовать и как материал для внеурочной деятельности....
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....